Файл: Протезно-ортопедическая помощь (Теоретические аспекты протезно-ортопедической помощи в России).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 271
Скачиваний: 2
Глава 3. Пути совершенствования правового регулирования обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации
Анализ действующей конструкции правового регулирования вызван необходимостью введения новых механизмов и методов регулирования сферы обеспечения инвалидов качественными техническими средствами реабилитации, в том числе введением принципа саморегулирования в указанной области и отмены существующих бюрократических барьеров, показавших свою неэффективность. Логичным шагом в этом направлении было бы введение в практику реабилитационного сертификата и целевой социальной выплаты (рис. 2).
Рисунок 2 - Новые способы обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации[20]
В части совершенствования законодательства и в целом модернизации механизма обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации можно предложить следующие меры:
1.Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам на основании реабилитационных сертификатов или за счет средств целевой социальной выплаты в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Порядок предоставления технических средств реабилитации застрахованным лицам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяется Фондом социального страхования Российской Федерации.
2.Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов (за исключением застрахованных лиц вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания) техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий осуществляется за счет средств федерального бюджета.
3. Финансирование расходных обязательств по обеспечению застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
4. Форма отчета о расходовании предоставленных субвенций на осуществление уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий Российской Федерации по организации обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации на основании реабилитационных сертификатов и (или) за счет средств целевой социальной выплаты и порядок представления отчетов об осуществлении уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий Российской Федерации по организации обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации на основании реабилитационных сертификатов и (или) за счет средств целевой социальной выплаты утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
5. Обеспечение инвалидов лечебно-тренировочным протезом при первичном протезировании предлагается осуществлять при наличии заключения врачебной комиссии медицинского учреждения на основании реабилитационного сертификата.
6. Обеспечение ветеранов изделиями осуществляется в соответствии с заключениями об обеспечении протезами, протезно-ортопедическими изделиями ветеранов, выдаваемыми врачебными комиссиями медицинских учреждений, оказывающих лечебно-профилактическую помощь ветеранам (далее – заключение). Форма заключения и порядок его заполнения утверждаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
7. Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами реабилитации и изделиями осуществляется на всей территории Российской Федерации путем предъявления инвалидом (ветераном) или его законным представителем реабилитационного сертификата на получение технического средства реабилитации (изделия) в организации, обеспечивающие техническими средствами реабилитации (изделиями) на основании реабилитационного сертификата и являющиеся членами саморегулируемой организации. Указанные организации обязаны иметь необходимое оборудование для работы с пластиковой социальной картой.
8. Сроки пользования техническими средствами (изделиями) до их замены (нормативные сроки пользования) устанавливаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Обслуживание, ремонт, досрочная замена технического средства реабилитации (изделия) в период его нормативного срока пользования осуществляется организациями, обеспечивающими техническими средствами реабилитации (изделиями) на основании реабилитационного сертификата и являющимися членами саморегулируемой организации. Стоимость такого ремонта входит в стоимость реабилитационного сертификата и дополнительной оплате не подлежит.
9. Досрочная замена технического средства реабилитации (изделия) в период его нормативного срока пользования в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств (стихийное бедствие, хищение), подтверждаемых документально, а также изменений антропометрических параметров инвалида или течения его болезни, подтверждаемых заключением федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, осуществляется в порядке, установленном для их получения. Обслуживание, ремонт, досрочная замена технического средства реабилитации (изделия), пришедшего в негодность в результате нарушений инвалидом (ветераном) требований инструкции производителя или иного небрежного обращения, осуществляется за счет собственных средств инвалида (ветерана).
10. Замена технического средства реабилитации (изделия) осуществляется по истечении установленного нормативного срока пользования по решению федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы по месту жительства инвалида (ветерана) на основании поданного инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, заявления. Замена технических средств реабилитации (изделий) осуществляется в порядке, установленном для их получения.
Предлагаемые способы обеспечения инвалидов существующими видами технических средств реабилитации представлены в табл. 1.
Таблица 1
Виды технических средств реабилитации и способы их обеспечения[21]
№ |
Виды технических средств реабилитации |
Способы обеспечения |
1 |
2 |
3 |
1 |
Специальные средства при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемники) |
Обеспечение осуществляется |
2 |
Абсорбирующее белье, подгузники |
|
3 |
Трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни |
|
4 |
Противоиролежневые матрацы и подушки |
|
5 |
Телевизоры с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами |
|
6 |
Телефонные устройства с текстовым выходом |
|
7 |
Медицинские термометры и тонометры с речевым выходом |
|
8 |
Сигнализаторы звука световые и вибрационные |
|
9 |
Ортопедическая обувь |
|
10 |
Специальные устройства для чтения «говорящих книг», для оптической коррекции слабовидения |
|
11 |
Слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления |
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
3 |
12 |
Специальная одежда |
|
13 |
Приспособления для одевания, раздевания и захвата предметов |
|
14 |
Кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом, малогабаритные |
Обеспечение осуществляется |
15 |
Кресла-стулья с санитарным оснащением |
|
16 |
Протезы, в том числе эндонротеэы, и ортезы |
|
17 |
Голосообразующие аппараты |
|
18 |
Собаки-проводники с комплектом снаряжения |
В связи с изложенным выше, нам представляется, что необходимо освободить территориальные органы ФСС РФ от несвойственных им функций (как страховщика по двум видам обязательного социального страхования) и установить для инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов право на получение напрямую реабилитационного сертификата, оформленного специалистами бюро медико-социальной экспертизы (имеющих специальное образование и необходимую квалификацию) и целевой социальной выплаты.
Тем более, что возложение в настоящее время на ФСС РФ государственной функции по осуществлению расходов по предоставлению незастрахованным лицам-инвалидам технических средств реабилитации и услуг, обеспечению отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями носит временный характер и не соответствует принципам страхования.
В этой связи следует наделить бюро медико-социальной экспертизы полномочиями по оформлению и выдаче указанным категориям лиц реабилитационных сертификатов. Порядок их оформления, выдачи, определения его размера и финансирования, а также порядок выпуска, выдачи и погашения реабилитационных сертификатов правильнее будет возложить на Правительство Российской Федерации и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Кроме того, необходимо закрепить соответствующие полномочия по организации и контролю по перечислению инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов за счет средств субсидий из федерального бюджета целевой социальной выплаты, перечисляемой на социальную карту, за уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, что позволит использовать эти карты на всей территории Российской Федерации.
Предлагаемая модернизация системы обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации путем внесения изменений в действующие нормативно-правовые акты представлена на рис. 3.
Рисунок 3 - Модернизация системы обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации
Выводы
В части совершенствования законодательства и в целом модернизации механизма обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации предлагается:
1.Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам на основании реабилитационных сертификатов или за счет средств целевой социальной выплаты в порядке, определяемом Правительством РФ.
2.Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета.
3. Финансирование расходных обязательств по обеспечению застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется за счет средств бюджета ФСС РФ.
4. Форма отчета о расходовании предоставленных субвенций на осуществление уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ по организации обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
5. Обеспечение инвалидов лечебно-тренировочным протезом при первичном протезировании предлагается осуществлять при наличии заключения врачебной комиссии медицинского учреждения на основании реабилитационного сертификата.
6. Обеспечение ветеранов изделиями осуществляется в соответствии с заключениями об обеспечении протезами, протезно-ортопедическими изделиями ветеранов, выдаваемыми врачебными комиссиями медицинских учреждений, оказывающих лечебно-профилактическую помощь ветеранам (далее – заключение).
7. Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами реабилитации и изделиями осуществляется путем предъявления реабилитационного сертификата.
8. Сроки пользования техническими средствами до их замены устанавливаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
9. Досрочная замена технического средства реабилитации в период его нормативного срока пользования в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств осуществляется в порядке, установленном для их получения.
10. Замена технического средства реабилитации осуществляется по истечении установленного нормативного срока пользования по решению федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы на основании поданного инвалидом либо лицом, представляющим его интересы, заявления.
Думается, что предлагаемая правовая конструкция расширит возможности распорядиться средствами наиболее эффективным и рациональным способом с учетом интересов указанной группы населения.
Внедрение новых методов обеспечения техническими средствами реабилитации путем реализации предлагаемых правовых норм связана с повышением качества социальной защиты рассматриваемой группы населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий, предоставления инвалидам социальных услуг на всей территории Российской Федерации.