Файл: Протезно-ортопедическая помощь (Теоретические аспекты протезно-ортопедической помощи в России).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 276
Скачиваний: 2
Можно констатировать, что в целом все эти меры направлены на усиление социальной защищенности инвалидов. Представляется, что внесение предложенных выше поправок в действующее российское законодательство в целях совершенствования правовых, организационных и финансовых механизмов обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации повысит эффективность расходования средств федерального бюджета, ликвидирует административные барьеры, обеспечит равенство инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов на получение мер социальной поддержки, гарантированных государством.
Заключение
Согласно действующему законодательству все категории инвалидов, при наличии Индивидуальной программы реабилитации, имеют право на бесплатное обеспечение любыми техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями, обеспечивающими их особые потребности, повышающими уровень их независимости в повседневной жизни. В случае самостоятельного приобретения этих изделий все категории инвалидов имеют право получить денежную компенсацию в размере 100% от стоимости приобретенного изделия.
Инвалиды обеспечиваются ТСР и протезно-ортопедическими изделиями в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, разрабатываемыми учреждениями медико-социальной экспертизы.
Ветераны (участники ВОВ и боевых действий) в соответствии с федеральным законом № 5–ФЗ «Закон о ветеранах» обеспечиваются только протезами и протезно-ортопедическими изделиями на основании заключения врачебной комиссии в поликлинике по месту жительства.
В случае не предоставления средств реабилитации, возможно их самостоятельное приобретение. Фонд выплачивает компенсацию в размере фактических расходов. Решение о компенсации принимается районными отделениями Фонда на основании заявления и документов, подтверждающих эти расходы. Отказ от обеспечения или приобретение не рекомендованных индивидуальными программами реабилитации технических средств, не дают право на получение компенсации.
Ремонт технических средств осуществляется бесплатно, в период гарантийного срока - за счет предприятия-поставщика, после истечения гарантийного срока - за счет Фонда социального страхования. В случае самостоятельно произведенного ремонта расходы инвалиду компенсируются Фондом социального страхования.
Основные проблемы действующей системы обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации следующие: непрозрачность конкурсных процедур, которые могли бы снизить цены на изделия, отсутствие возможности отбора наиболее качественных технических средств реабилитации для обеспечения инвалидов ввиду высокой значимости ценового критерия при проведении торгов; длительный срок, проходящий от момента получения инвалидом индивидуальной программы реабилитации с соответствующими рекомендациями до момента получения технического средства реабилитации; недостаточная индивидуализация подходов к предоставлению технических средств реабилитации в зависимости от состояния здоровья и потребностей инвалида; низкий размер возмещения расходов инвалида при выплате компенсации за самостоятельно приобретенное изделие.
В части совершенствования законодательства и в целом модернизации механизма обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации предлагается:
1.Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам на основании реабилитационных сертификатов или за счет средств целевой социальной выплаты в порядке, определяемом Правительством РФ.
2.Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета.
3. Финансирование расходных обязательств по обеспечению застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется за счет средств бюджета ФСС РФ.
4. Форма отчета о расходовании предоставленных субвенций на осуществление уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ по организации обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
5. Обеспечение инвалидов лечебно-тренировочным протезом при первичном протезировании предлагается осуществлять при наличии заключения врачебной комиссии медицинского учреждения на основании реабилитационного сертификата.
6. Обеспечение ветеранов изделиями осуществляется в соответствии с заключениями об обеспечении протезами, протезно-ортопедическими изделиями ветеранов, выдаваемыми врачебными комиссиями медицинских учреждений, оказывающих лечебно-профилактическую помощь ветеранам (далее – заключение).
7. Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами реабилитации и изделиями осуществляется путем предъявления реабилитационного сертификата.
8. Сроки пользования техническими средствами до их замены устанавливаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
9. Досрочная замена технического средства реабилитации в период его нормативного срока пользования в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств осуществляется в порядке, установленном для их получения.
10. Замена технического средства реабилитации осуществляется по истечении установленного нормативного срока пользования по решению федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы на основании поданного инвалидом либо лицом, представляющим его интересы, заявления.
Думается, что предлагаемая правовая конструкция расширит возможности распорядиться средствами наиболее эффективным и рациональным способом с учетом интересов указанной группы населения.
Внедрение новых методов обеспечения техническими средствами реабилитации путем реализации предлагаемых правовых норм связана с повышением качества социальной защиты рассматриваемой группы населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий, предоставления инвалидам социальных услуг на всей территории Российской Федерации.
Можно констатировать, что в целом все эти меры направлены на усиление социальной защищенности инвалидов. Представляется, что внесение предложенных выше поправок в действующее российское законодательство в целях совершенствования правовых, организационных и финансовых механизмов обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации повысит эффективность расходования средств федерального бюджета, ликвидирует административные барьеры, обеспечит равенство инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов на получение мер социальной поддержки, гарантированных государством.
Список литературы
- Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 21.07.2014, с изм. от 06.04.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 22.12.2014, с изм. от 06.04.2015) «О ветеранах».
- Федеральный закон от 03.12.2012 № 219-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».
- Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2015 годы, утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2181-р.
- Приказ Минтруда России от 11.10.2012 № 310н «Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» (зарегистрирован в Минюсте России 21.12.2012 за № 26297).
- Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 (ред. от 04.09.2012) «О порядке и условиях признания лица инвалидом».
- Приказ Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1013н (ред. от 26.01.2012) «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» (зарегистрирован в Минюсте России 11.03.2010 за № 16603).
- Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 (ред. от 04.09.2012) «О порядке и условиях признания лица инвалидом».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р (Собрание законодательства Российской Федерации 2006, № 4, ст. 453; 2010, № 47, ст. 6186).
- Постановление Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 (ред. от 26.09.2013) «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями».
- Постановление Правительства РФ от 30.11.2005 № 708 (ред. от 25.03.2013) «Об утверждении Правил обеспечения инвалидов собаками-проводниками, включая выплату ежегодной денежной компенсации расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников».
- Приказ Минздравсоцразвития Россиии от 31.01.2011 № 57н (ред. от 08.09.2011) «Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и(или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации» (зарегистрирован в Минюсте России 03.02.2011 за № 19694).
- Приказ Минтруда России от 24.05.2013 № 214н «Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.005 № 2347-р» (зарегистрирован в Минюсте России 20.06.2013 за № 28858).
- Постановление Конституционного Суда РФ от 16.12.1997 № 20-П, Постановление Конституционного Суда РФ от 18.03.2004 № 6-П, Постановление Конституционного Суда РФ от 17.06.2013 № 13-П.
- Анализ возможностей совершенствования правового регулирования действующего порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации в связи с подписанием и ратификацией Российской Федерацией Международной конвенции о правах инвалидов. / Божков И.А., Дикаев С.У., Максимов А.В., Севастьянов М.А.. Научно-практический журнал «Юридическая мысль» № 1(75), 2013.
- Инкижинова С.А. Социальная защита как фактор регулирования качества жизни населения // Baikal Research Journal. 2011. № 6. С. 74.
- Ковалева И.П. Многоаспектность правового регулирования здравоохранения России // Труд и социальные отношения. 2014. № 3. С. 126-133.
- Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы. - М., 2014.
- Холостова Е. И. Социальная работа: теория и практика. - М., 2010.
Приложение 1
Процесс оказания государственной услуги
Отдел социальной защиты населения
Управление социальной защиты населения
Обращение в Отдел социальной защиты населения и прием документов (45 минут)
Работа с поставщиками
Предоставление потребителю протезно-ортопедической помощи
Рассмотрение документов и вынос решения на оказания специальных социальных услуг или в отказе в предоставлении услуг.
Медицинские противопоказания либо предоставлен неполный перечень документов
(10денй)
Медицинское заключение, имеются в наличие все необходимые документы
(10дней)
Алгоритм оказания услуги по протезно-ортопедической помощи
-
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 21.07.2014, с изм. от 06.04.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». ↑
-
Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 22.12.2014, с изм. от 06.04.2015) «О ветеранах». ↑
-
Ковалева И.П. Многоаспектность правового регулирования здравоохранения России // Труд и социальные отношения. 2014. № 3. С. 126-133. ↑
-
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 21.07.2014, с изм. от 06.04.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». ↑
-
Инкижинова С.А. Социальная защита как фактор регулирования качества жизни населения //
Baikal Research Journal. 2011. № 6. С. 74. ↑ -
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 21.07.2014, с изм. от 06.04.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». ↑
-
Холостова Е. И. Социальная работа: теория и практика. - М., 2010. – С. 112. ↑
-
Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2015 годы, утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2181-р. ↑
-
Приказ Минтруда России от 11.10.2012 № 310н «Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» (зарегистрирован в Минюсте России 21.12.2012 за № 26297). ↑
-
Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 (ред. от 04.09.2012) «О порядке и условиях признания лица инвалидом». ↑
-
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 21.07.2014, с изм. от 06.04.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». ↑
-
Приказ Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1013н (ред. от 26.01.2012) «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» (зарегистрирован в Минюсте России 11.03.2010 за № 16603). ↑
-
Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 (ред. от 04.09.2012) «О порядке и условиях признания лица инвалидом». ↑
-
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р (Собрание законодательства Российской Федерации 2006, № 4, ст. 453; 2010, № 47, ст. 6186). ↑
-
Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2015 годы, утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2181-р. ↑
-
Статья 5 Федерального закона от 03.12.2012 № 219-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»; Постановление Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 (ред. от 26.09.2013) «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями»; Постановление Правительства РФ от 30.11.2005 № 708 (ред. от 25.03.2013) «Об утверждении Правил обеспечения инвалидов собаками-проводниками, включая выплату ежегодной денежной компенсации расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников»; Приказ Минздравсоцразвития Россиии от 31.01.2011 № 57н (ред. от 08.09.2011) «Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и(или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации» (зарегистрирован в Минюсте России 03.02.2011 за № 19694); Приказ Минтруда России от 24.05.2013 № 214н «Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.005 № 2347-р» (зарегистрирован в Минюсте России 20.06.2013 за № 28858). ↑
-
Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы. - М., 2014. – С. 86. ↑
-
Анализ возможностей совершенствования правового регулирования действующего порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации в связи с подписанием и ратификацией Российской Федерацией Международной конвенции о правах инвалидов. / Божков И.А., Дикаев С.У., Максимов А.В., Севастьянов М.А.. Научно-практический журнал «Юридическая мысль» № 1(75), 2013. ↑
-
Постановление Конституционного Суда РФ от 16.12.1997 № 20-П, Постановление Конституционного Суда РФ от 18.03.2004 № 6-П, Постановление Конституционного Суда РФ от 17.06.2013 № 13-П. ↑
-
Анализ возможностей совершенствования правового регулирования действующего порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации в связи с подписанием и ратификацией Российской Федерацией Международной конвенции о правах инвалидов. / Божков И.А., Дикаев С.У., Максимов А.В., Севастьянов М.А.. Научно-практический журнал «Юридическая мысль» № 1(75), 2013. ↑
-
Анализ возможностей совершенствования правового регулирования действующего порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации в связи с подписанием и ратификацией Российской Федерацией Международной конвенции о правах инвалидов. / Божков И.А., Дикаев С.У., Максимов А.В., Севастьянов М.А.. Научно-практический журнал «Юридическая мысль» № 1(75), 2013. ↑