Файл: Протезно-ортопедическая помощь (Теоретические аспекты протезно-ортопедической помощи в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 270

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В случае не предоставления средств реабилитации, можно их самостоятельное приобретение. Фонд выплачивает компенсацию в размере фактических расходов. Решение о компенсации принимается районными отделениями Фонда на основании заявления и документов, подтверждающих эти расходы. Отказ от обеспечения или приобретение не рекомендованных индивидуальными программами реабилитации технических средств, не дают право на получение компенсации.

Глава 2. Анализ правовых аспектов расходования средств федерального бюджета по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации

2.1. Действующая система обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации

В Российской Федерации в настоящее время насчитывается около 13 млн инвалидов, что составляет около 8,8 % населения страны[8]. 25 октября 2017 г. для России вступила в силу Конвенция ООН о правах инвалидов, ратифицированная Российской Федерацией в мае 2012 г. В целях приведения национального законодательства в соответствие с Конвенцией, проводится работа по разработке и внедрению правовых норм, обеспечивающих реализацию прав инвалидов в различных сферах. Одним из направлений социальной политики, проводимой в Российской Федерации, является реабилитация инвалидов (детей-инвалидов) и обеспечение отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти[9] Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации[10].


Согласно статье 7 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [11] медико-социальная экспертиза – определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев[12], разрабатываемых и утверждаемых в порядке[13], определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Эффективное правовое регулирование в социальной сфере крайне необходимо, так как его отсутствие приводит к социальной нестабильности в обществе. На практике встает вопрос об использовании инноваций в процессе производства технических средств реабилитации и обеспечения ими инвалидов. В этой связи предлагается минимизировать существующие административные процедуры, заменить избыточные и крайне не эффективные административные механизмы государственного контроля рыночными механизмами.

Правовая регламентация указанной деятельности имеет не только теоретическое, но и существенное практическое значение. В настоящее время государство гарантирует данным группам лиц за счет средств федерального бюджета получение технических средств реабилитации и услуг, предусмотренных соответствующим федеральным перечнем[14]. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации. Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими данную сферу, являются: Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», ряд подзаконных актов Правительства Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

Как отмечено в государственной программе Российской Федерации «Доступная среда», эффективность функционирования системы реабилитации инвалидов остается низкой, нормативные правовые акты не обеспечивают требуемого уровня координации и взаимодействия органов и учреждений государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, как по горизонтали, так и по вертикали во взаимоотношениях организаций федерального и регионального подчинения. В результате остаются низкими уровень и качество предоставления инвалидам соответствующих государственных услуг. Правовые, организационные и финансовые механизмы обеспечения техническими средствами реабилитации нередко приводят к приобретению инвалидами изделий низкого качества, которые нуждаются в частом ремонте или замене, не учитывают особые потребности инвалидов, ограничивают их мобильность, не обеспечивая эффективной реабилитации, при этом способствуют неоправданному росту бюджетных расходов на эти цели[15].


В настоящее время осуществление расходов по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации и услуг, обеспечению отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и его территориальными органами[16].

Действующая система обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации представлена на рис. 1.

Рисунок 1 - Система обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации[17]

Оформление документов на инвалидов для предоставления им протезно-ортопедической помощи – процедура, осуществляемая с целью оказания инвалидам специализированного вида медико-технической помощи по обеспечению техническими средствами для коррекции и компенсации дефектов.

Государственная услуга предоставляется отделом Управления социальной защиты населения по месту жительства потребителя.

Административные процедуры предоставления услуги:

1) Отдел социальной защиты населения со дня принятия письменного заявления и документов от потребителей формирует макет дела на бумажном носителе, сформированный из представленных документов;

2) регистрация документов дел в журнале;

3) составление потребности;

4) отправка потребности в Управление социальной защиты населения.

Государственная услуга предоставляется в следующие сроки:

1) сроки оказания государственной услуги с момента сдачи потребителем необходимых документов в уполномоченный орган – не более 10 рабочих дней;

2) максимально допустимое время ожидания до получения государственной услуги, оказываемой на месте в день обращения потребителя – не более 30 минут;

3) максимально допустимое время обслуживания получателя государственной услуги, оказываемой на месте в день обращения потребителя – не более 15 минут.

Этапы оказания государственной услуги следующие.

При поступлении макетов дел на обязательные гигиенические средства в уполномоченный орган в срок не более 10 дней производится: регистрация документов дел в журнале «регистрации граждан», рассмотрение документов, принятия решения о предоставлении (отказе в предоставлении) специальных социальных услуг потребителю.

При поступлении макетов дел на инвалидов для предоставления им протезно-ортопедической помощи в уполномоченный орган в срок не более 10 дней производится: регистрация документов дел в журнале «регистрации граждан», рассмотрение документов, принятия решения о предоставлении (отказе в предоставлении) специальных социальных услуг потребителю.


Прием документов осуществляется непосредственно специалистом отделения уполномоченной организации, после чего заявление о регистрации с приложенными к нему документами регистрируется в журнале. Потребителю выдается отрывной талон с указанием даты регистрации и получения потребителем государственной услуги, фамилии и инициалов лица, принявшего документы.

Для получения услуги потребители представляют в отделение уполномоченной организации следующие документы:

  • заявление установленного образца с указанием реквизитов документа, удостоверяющего личность, номер социального индивидуального кода (при наличии индивидуальный идентификационный номер);
  • копию выписки из индивидуальной программы реабилитации инвалида;
  • копию документа, удостоверяющего личность, а для несовершеннолетних детей-инвалидов – копию свидетельства о рождении и документа, удостоверяющего личность одного из родителей (опекунов, попечителей);
  • для участников и инвалидов Великой Отечественной войны – копию удостоверения установленного образца, копию заключения медицинской организации по месту жительства о необходимости предоставления протезно-ортопедической помощи.
  • для лиц, приравненных по льготам и гарантиям к инвалидам Великой Отечественной войны, – копию пенсионного удостоверения с отметкой о праве на льготы;
  • для инвалидов первой, второй, третьей групп – копию пенсионного удостоверения;
  • для инвалидов от трудового увечья или профессионального заболевания, полученного по вине работодателя, в случаях прекращения деятельности работодателя – индивидуального предпринимателя или ликвидации юридического лица – копию акта о несчастном случае и документ о прекращении деятельности работодателя – индивидуального предпринимателя или ликвидации юридического лица;
  • справка об инвалидности.

Документы представляются в подлинниках и копиях для сверки, после чего подлинники документов возвращаются потребителю.

Таблица 1

Алгоритм оказания протезно-ортопедической помощи

1

№ действия (хода, потока
работ)

1

2

3

2

Наименование СФЕ

Отдел социальной защиты населения

Отдел социальной защиты населения

Управление социальной защиты населения

3

Наименование действия (процесса, процедуры, операции) и их описание

Прием заявления с пакетом документов

Рассмотрение документов

1) Работа с поставщиками

4

Форма завершения (данные, документ, организационно-
распорядительное решение)

Талон о регистрации поступившего документа с указанием регистрационного номера, даты и времени, фамилии инициалов лица и должность принявшего документ

Вынос решения на оказания специальных социальных услуг; представление потребности в управление координации занятости и социальных программ

Предоставление

потребителю протезно-ортопедической помощи

5

Сроки исполнения

45 минут

10 дней

По мере поступления

6

Номер следующего действия

2

3


Схемы, отражающие взаимосвязь между логической последовательностью административных действий в процессе оказания государственной услуги приведены в Приложении 1.

Государственная услуга предоставляется бесплатно.

2.2. Проблемы обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации

Мониторинг ситуации с обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации указывает на устойчивую тенденцию нарастания претензий к качеству протезно-ортопедических изделий. В числе основных из них называются следующие претензии:

– непрозрачность конкурсных процедур, которые могли бы снизить цены на изделия, отсутствие возможности отбора наиболее качественных технических средств реабилитации для обеспечения инвалидов ввиду высокой значимости ценового критерия при проведении торгов;

– длительный срок, проходящий от момента получения инвалидом индивидуальной программы реабилитации с соответствующими рекомендациями до момента получения технического средства реабилитации;

– недостаточная индивидуализация подходов к предоставлению технических средств реабилитации в зависимости от состояния здоровья и потребностей инвалида;

– низкий размер возмещения расходов инвалида при выплате компенсации за самостоятельно приобретенное изделие[18].

Как отмечалось Конституционным судом Российской Федерации, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, гарантируется каждому социальное обеспечение в случае инвалидности. Необходимым условием достижения целей социального государства, обязывающих Российскую Федерацию заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности, является развитие системы социального обеспечения[19]. В настоящее время задача, на наш взгляд, состоит не просто в защите интересов и прав инвалидов, а в создании такой правовой модели, которая обеспечивала бы соблюдение баланса интересов всех заинтересованных сторон – инвалидов, государственных органов, бизнеса.

Выводы

Основные проблемы действующей системы обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации следующие: непрозрачность конкурсных процедур, которые могли бы снизить цены на изделия, отсутствие возможности отбора наиболее качественных технических средств реабилитации для обеспечения инвалидов ввиду высокой значимости ценового критерия при проведении торгов; длительный срок, проходящий от момента получения инвалидом индивидуальной программы реабилитации с соответствующими рекомендациями до момента получения технического средства реабилитации; недостаточная индивидуализация подходов к предоставлению технических средств реабилитации в зависимости от состояния здоровья и потребностей инвалида; низкий размер возмещения расходов инвалида при выплате компенсации за самостоятельно приобретенное изделие.