Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 151
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
1.1. Понятие юридической ответственности
1.2. Признаки юридической ответственности
Глава 2.ОСНОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
2.1. Фактические основания юридической ответственности
работодателя в лице его руководителя, в полномочиях которого осуществляется наложение дисциплинарных взысканий.
К дисциплинарным взысканиям относятся:
1.Замечание;
- Выговор;
- Увольнение по соответствующим основаниям, установленных статьей 81 Трудового Кодекса РФ.
Однако наряду с этим существуют и специальные виду дисциплинарного воздействия, как правило относящиеся к особой группе - государственных служащих. Так, согласно Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[40] на сотрудников могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:
а) замечание;
б) выговор;
в) строгий выговор;
г) предупреждение о неполном служебном соответствии;
д) перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел;
е) увольнение со службы в органах внутренних дел.
4.Материальная ответственность - наступает за причиненный ущерб, причиненный неправомерным поведением, когда присутствует оценочный характер нарушенного правоотношения.
Материальная ответственность в трудовом праве предусматривает возмещение вреда, причиненного работником работодателя при исполнении им трудовых или служебных обязанностей. При этом возмещается только прямой действительный ущерб. Под прямым действительным ущербом в данном случае понимается уменьшение стоимости имущества работодателя, ухудшение его состояния, а также когда работодателю необходимо произвести дополнительные расходы, связанные с восстановлением или утратой имущества.
Материальная ответственность осужденных к лишению лиц предусмотрена статьей 102 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, в совокупности с нормами трудового законодательства.
Основанием привлечения к материальной ответственности осужденного является причинение материального ущерба государству, физическим и юридическим лицам.
Условиями, которые связывают наступление материальной ответственности осужденного лица закон устанавливает за ущерб, причиненный при исполнении трудовых обязанностей в размере определяемых трудовым законодательством при наличии его вины.
Кроме того, на осужденного возложена материальная ответственность по возмещению ущерба, причиненного им в случае побега и его пресечением, а также ущерба, связанного с лечением при умышленном причинении вреда своему здоровью.
2.2. Юридические основания юридической ответственности
Право имеет свои определенные формы выражения и проявления, которыми оно отличается от других норм, действующих в обществе. От того, в какой форме выражены правовые нормы, каким актами органов государственной власти они установлены, зависит их юридическая сила и другие важнейшие моменты, связанные с действием и применением правовых норм.
Основными формами выражения права являются различного рода акты органов государственной власти. Иные формы выражения юридических норм, к которым относятся правовые обычаи и договоры, имеют в обществе ограниченное распространение.
В процессе своей многогранной деятельности государственные органы принимают разнообразные решения и издают различного рода акты. Однако не все издаваемые органами государственной власти акты могут рассматриваться как форма выражения правовых норм. Только нормативные акты представляют собой специфическую форму выражения юридических норм. В связи с этим они отличаются от всех других актов, издаваемых государственными органами.
Нормативные акты характеризуются тем, что они содержат общие правила поведения - юридические нормы права, направленные на регулирование общественных отношений и являющиеся нормативным основанием, предусматривающим возложение юридической ответственности.
Их принятие и издание обуславливается потребностью общих правил поведения тех или иных повторяющихся общественных отношений. В ходе нормотворческой деятельности законодательной власти Российской Федерации «возводится» закон; формулируется в конкретных правилах поведения и получает форму нормативного акта.
Однако эта деятельность не охватывается изданием только нормативных правовых актов. Государственные органы принимают также решения, не имеющие нормативного характера, относящиеся индивидуально к определенным органам, организациям и лицам. Акты, оформляющие такого рода деятельность, направлены на применение норм права к конкретным случаям и имеют не нормативный характер, а индивидуально-определенный.
Юридические нормы обладают рядом характерных особенностей, которые выделяют их из всей массы социальных норм (норм нравственности, обычаев, морали), действующих в обществе.
Во-первых, юридические нормы - это такие общие правила поведения, которые по мнению П.Е. Недбайло «четко формулируют права и обязанности субъектов права».[41] Внесение определенности в юридические нормы важно потому, что, с одной стороны это облегчает субъектам уяснение ими своих прав и обязанностей, а с другой усиливает регулирующее воздействие правовых норм на общественные отношения, облегчает контроль за деятельностью субъектов права, способствует установлению и поддержанию устойчивого правопорядка.
Во-вторых, правовые нормы предназначаются для регулирования общественных отношений.
В-третьих, особенностью правовых норм является государственновластный характер их веления. Он состоит в том, что проведение в жизнь правовых велений не зависит от субъективных оценок их отдельными людьми, они обязательны для всех. Другие же социальные нормы -нормы морали, нравственности, обычаев, хотя и являются велениями, но проведение в жизнь может зависеть и от субъективных оценок отдельных людей. Эту общеобязательность, нормам права придает государство, которое с одной стороны является организацией, охватывающей все общество, всех его субъектов, а с другой стороны представляет собой аппарат, обеспечивающий исполнение всеми субъектами права всех его предписаний особыми специфическими мерами, которое выражается в виде законов и подзаконных актов.
В-четвертых, правовые нормы отличаются от других социальных норм и способом охраны их от нарушений. Правовые нормы охраняются государством. Спецификой правовых норм является то, что государственные органы: суд, прокуратура, органы внутренних дел, федеральная служба безопасности и ряд других, специально призваны охранять юридические нормы от нарушений. Эти же органы в необходимых случаях имеют право применять к нарушителям специфические меры государственного воздействия. «Государство создает условия для осуществления (претворения) в жизнь всех социальных норм, но охраняет от нарушений своим аппаратом только правовые нормы».[42]
Но наряду с отличиями, правовые нормы имеют и сходные черты с другими видами социальных норм. Так, присущая праву тенденция к сближению с нравственностью проявляется в конкретных мерах. Так, статья 427 УПК РФ устанавливает возможность прекращения уголовного преследования с применением принудительной меры воспитательного характера в отношении несовершеннолетних о преступлениях небольшой и средней тяжести. Аналогичная правовая норма содержалась и в уголовнопроцессуальном кодексе РСФСР, а именно статьями 7, 8, 9 предусматривалась возможность «передачи в товарищеский суд дел о совершенном преступлении, а также возможность о передаче на поруки организации или коллективутрудящихся (для перевоспитания) лица, совершившего преступление». К гражданину, который совершил незначительное преступление и чистосердечно в нем раскаялся, применялась не мера государственного принуждения, а мера государственного воздействия.
Правовые нормы призваны воздействовать на общественные отношения и являются юридическим основанием юридической ответственности.
Характер воздействия правовых норм на общественные отношения выражаются в том, что, правила, формулируемые нормой, направлены не только на закрепление уже существующих, но и на развитие новых. Объясняется это тем, что воля и желание субъектов права, выраженная в правовых нормах, находится в полном соответствии с объективными законами развития общества.
Способом своего воздействия на общественные отношения правовые нормы отличаются от других социальных норм. Эти отличия связаны с двумя характерными чертами правовых норм: во-первых, с тем, что общее правило, выраженное в норме, раскрывается в четко сформулированных правах и обязанностях, и, во-вторых, с тем, что это общее правило представляет собой государственно-властное веление, охраняемое от нарушений специальным государственным аппаратом.
Правовая норма влияет на общественные отношения, регулируя общие отношения, а не индивидуальные (случай). Общий характер правовой нормы дает возможность влиять не на одного конкретного субъекта, а на всех попадающих в одну и ту же ситуацию, связанные с одними и теми же отношениями и потому обозначаемых в норме общим видовым признаком.
Таким образом, общий характер правовой нормы объясняется тем, что в ней обобщаются, с одной стороны, типичные черты единичных случаев, а с другой - тем, что с ее помощью оказывается воздействие на поведение субъектов в одном, общем для всех направлении. В возможности указать правило поведение состоит сущность всякого нормативного регулирования, а в раскрытии этого правила правомерного поведения в четких правах и обязанностях состоит особенность правового нормативного регулирования.
Поскольку устанавливаемые правовой нормой права и обязанности исходят от государства и выражают его властное веление, она имеет особую силу. Четко сформулированное правило поведения показывает всем субъектам права, как следует вести себя в той или иной обстановке. Регулируя поведение людей, правовые нормы приучают к соблюдению основных правил в совместной деятельности. Без этого невозможен переход к правовому государству с демократическим режимом. С другой стороны, государственной- властный характер веления воздействует и на недостаточно сознательных граждан точным указанием на те неблагоприятные для них последствия, которые связаны с неисполнением нормы права.
Конечно, как нам кажется, правомерное или неправомерное поведение субъектов права определяется в норме не произвольно, не в зависимости от желания отдельных лиц, а устанавливается с учетом закономерностей развития в обществе отношений на каждом ее этапе. Чем точнее учтены тенденции развития общественных отношений в юридических правилах, установленных для участников этих отношений, тем сильнее регулирующее влияние норм права.
Назначение норм права состоит в том, чтобы с помощью прав и обязанностей, предусматриваемых в нормах, активно воздействовать на развитие общественных отношений в современном обществе и государстве.
Для регулирования правомерного поведения субъектов недостаточно сформулировать лишь само правило поведения, необходимо указать при каких условиях субъекты должны ему следовать. Но и этого еще недостаточно, поскольку государственно-властный характер самого правила поведения немыслим без указания на меры, применяемые государством к нарушителям установленных правил. В силу этого, правовая норма имеет определенную логическую структуру - гипотезу, диспозицию, санкция (о чем ранее уже было сказано).
Гипотеза содержит указания на те фактические жизненные условия, при которых субъекты должны исполнять веление нормы. Этим условиям могут быть время (например, военное), место (например, общественные места), субъекты (например, должностные лица). Так, в статье 712 ГК РФ говориться: «При неисполнении заказчиком обязанности уплатить установленную цену либо иную сумму, причитающуюся подрядчику в связи с выполнением договора подряда, подрядчик имеет право на удержание в соответствии со статьями 359 и 360 настоящего Кодекса результата работ, а также принадлежащих заказчику оборудования, переданной для переработки (обработки) вещи, остатка неиспользованного материала и другого оказавшегося у него имущества заказчика до уплаты заказчиком соответствующих сумм». Здесь гипотеза выражена в словах: «При неисполнении заказчиком обязанности уплатить установленную цену либо иную сумму, причитающуюся подрядчику в связи с выполнением договора подряда......
Вторая часть нормы - диспозиция - формулирует само правило поведения. Она выражает содержание нормы - правило, определяющее права и обязанности сторон. Именно с помощью этого правила регулируется определенное общественное отношение. В приведенном примере диспозицией будет: « подрядчик имеет право ......
Третья часть правовой нормы - санкция - «указывает на те меры воздействия, как пишет О.Э. Лейст,- которые государство применяет к нарушителям данного правила поведения».[43] Санкция необходима для того, чтобы, с одной стороны, предупредить возможность нарушения, воздействуя на неустойчивые элементы общества, а с другой стороны, для того, чтобы в случае совершения нарушения восстановить, если это объективно возможно, правопорядок и наказать виновных. Таким образом, санкции служат цели охраны права и воспитания у людей привычки следовать устанавливаемым правилам правомерного поведения, дабы избежать в дальнейшем юридической ответственности.