Файл: Управление конфликтами в социально-экономических системах.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 КОНФЛИКТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И ПРОБЛЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИМИ
1.1 Конфликт: понятие, сущность, подходы к определению
1.2 Виды и причины конфликтов в образовательном учреждении
ГЛАВА 2. ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ КОНФЛИКТАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
2.1 Технология управления конфликтами в организации
2.2 Формы управления конфликтами в образовательном учреждении конфликт образовательный управление
Для описа.ния типов пове.де.ния люде.й в конфликта.х К. Тома.с счита.е.т приме.нимую двухме.рную моде.ль ре.гулирова.ния конфликтов, основопола.га.ющими изме.не.ниями которой являе.тся коопе.ра.ция, связа.нна.я с внима.ние.м че.лове.ка и инте.ре.са.м других люде.й, вовле.че.нных в ситуа.цию, и на.пористость, для которой ха.ра.кте.ре.н а.кце.нт на собстве.нных инте.ре.са.х. Соотве.тстве.нно этим двум основным изме.ре.ниям (коопе.ра.ция и на.пористость).
1. Соре.внова.ние (конкуре.нция) - стре.мле.ние добиться своих инте.ре.сов в уще.рб другому.
2. Приспособле.ние - прине.се.ние в же.ртву собстве.нных инте.ре.сов ра.ди инте.ре.сов другого.
3. Компромисс - согла.ше.ние на основе вза.имных уступок, пре.дположе.ние ва.риа.нта, снима.юще.го возникше.е противоре.чие.
4. Избе.га.ние - отсутствие стре.мле.ния к коопе.ра.ции и отсутствие те.нде.нции к достиже.нию собстве.нных це.ле.й.
5. Сотрудниче.ство - уча.стники ситуа.ции приходят к а.льте.рна.тиве, полностью удовле.творяюще.й инте.ре.са.м обе.их сторон.
К. Тома.с счита.е.т, что при избе.га.нии конфликта ни одна из сторон не достига.е.т успе.ха (рисунок 2). При та.ких форма.х пове.де.ния, ка.к конкуре.нция, приспособле.ние и компромисс в выигрыше ока.зыва.е.тся один из уча.стников, другой проигрыва.е.т, или идя на компромиссные уступки, оба проигрыва.ют и только в ситуа.ции сотрудниче.ства в выигрыше ока.зыва.ются обе стороны [5].
При а.на.лизе конфликтов на основе ра.ссма.трива.е.мой моде.ли ва.жно помнить, что урове.нь на.пра.вле.нности на собстве.нные инте.ре.сы или инте.ре.сы сопе.рника за.висит от тре.х обстояте.льств:
1) соде.ржа.ния пре.дме.та конфликта.;
2) це.нности ме.жличностных отноше.ний;
3) индивидуа.льно-психологиче.ских особе.нносте.й личности.
Рисунок 2 -Двухме.рна.я моде.ль стра.те.гий пове.де.ния в конфликте К. Тома.са.
Особое ме.сто в оце.нке моде.ле.й и стра.те.гий пове.де.ния личности в конфликте за.нима.е.т це.нность для не.е ме.жличностных отноше.ний с противоборствующе.й стороной. Е.сли для одного из сопе.рников ме.жличностные отноше.ния с другим (дружба, любовь, това.рище.ство, па.ртне.рство и т. д.) не пре.дста.вляют ника.кой це.нности, то и пове.де.ние е.го в конфликте буде.т отлича.ться де.структивным соде.ржа.ние.м или кра.йними позициями в стра.те.гии (принужде.ние, борьба, сопе.рниче.ство). И, на.оборот, це.нность ме.жличностных отноше.ний для субъе.кта конфликтного вза.имоде.йствия, ка.к пра.вило, являе.тся суще.стве.нной причиной конструктивного пове.де.ния в конфликте или на.пра.вле.нностью та.кого пове.де.ния на компромисс, сотрудниче.ство, уход или уступку.
На основе выше.изложе.нного пре.дста.вляе.тся возможным дополнить двухме.рную моде.ль тре.тьим изме.ре.ние.м - це.нностью ме.жличностных отноше.ний (МЛО). Схе.ма.тиче.ски она пре.дста.вле.на на рисунке 3.
Соде.ржа.ние упра.вле.ния конфликта.ми, по мне.нию С. М. Е.ме.льянова, включа.е.т сле.дующие виды де.яте.льности: прогнозирова.ние конфликтов и оце.нка их функциона.льной на.пра.вле.нности; пре.дупре.жде.ние и стимулирова.ние конфликта.; ре.гулирова.ние конфликта.; ра.зре.ше.ние конфликта (па.ра.гра.ф 2.2).
Рисунок 3 - Тре.хме.рна.я моде.ль стра.те.гий пове.де.ния в конфликте.
В ре.а.льной пра.ктике по упра.вле.нию конфликта.ми ва.жно учитыва.ть пре.дпосылки, формы и способы их ра.зре.ше.ния.
Пре.дпосылки ра.зре.ше.ния конфликта:
* доста.точна.я зре.лость конфликта.;
* потре.бность субъе.ктов конфликта в е.го ра.зре.ше.нии;
* на.личие не.обходимых сре.дств и ре.сурсов для ра.зре.ше.ния конфликта.
Формы ра.зре.ше.ния:
* уничтоже.ние или полное подчине.ние одной из сторон (уступка.);
* согла.сова.ние инте.ре.сов и позиций конфликтующих сторон на новой основе (компромисс, консе.нсус);
* вза.имное примире.ние конфликтующих сторон (уход);
* пе.ре.вод борьбы в русло сотрудниче.ства по совме.стному пре.одоле.нию противоре.чий (сотрудниче.ство).
Способы ра.зре.ше.ния:
* а.дминистра.тивный (увольне.ние, пе.ре.вод на другую ра.боту, ре.ше.ние суда и т. п.);
* пе.да.гогиче.ский (бе.се.да, убе.жде.ние, просьба, ра.зъясне.ние и т. п.).
Та.ким обра.зом, упра.вле.ние конфликтом - это це.ле.на.пра.вле.нное, обусловле.нное объе.ктивными за.кона.ми возде.йствие на е.го дина.мику в инте.ре.са.х ра.звития или ра.зруше.ния той социа.льной систе.мы, к которой име.е.т отноше.ние да.нный конфликт. Основна.я це.ль упра.вле.ния конфликта.ми за.ключа.е.тся в том, чтобы пре.дотвра.ща.ть де.структивные конфликты и способствова.ть а.де.ква.тному ра.зре.ше.нию конструктивных. Те.хнология упра.вле.ния конфликтом это компле.кс орга.низа.ционных ме.р, опе.ра.ций и прие.мов, на.пра.вле.нных на профила.ктику и конструктивное ра.зре.ше.ние конфликтов в орга.низа.ции.
2.2 Формы управления конфликтами в образовательном учреждении конфликт образовательный управление
В условиях рыночной экономики успе.х руководите.ля опре.де.ляе.тся сте.пе.нью ра.звития е.го де.ловых и личностных ка.че.ств, уме.ние.м достига.ть компромиссов, избе.га.ть ме.жличностных конфликтов. [10]. По мне.нию В. Е. Ще.рба.к, упра.вле.ние конфликтом - это способность руководите.ля увиде.ть конфликтную ситуа.цию, осмыслить е.е и осуще.ствить на.пра.вляющие де.йствия по е.е ра.зре.ше.нию [24]. Он утве.ржда.е.т, что упра.вле.ние конфликтом ка.к сфе.ра упра.вле.нче.ской де.яте.льности име.е.т сле.дующие ра.зличные ста.дии:
1) восприятие конфликта и пе.рвична.я оце.нка ситуа.ции;
2) иссле.дова.ние конфликта и поиск е.го причин;
3) поиск путе.й ра.зре.ше.ния конфликта.;
4) осуще.ствле.ние орга.низа.ционных ме.р.
В совре.ме.нной конфликтологии выде.ляют два основных типа ра.зре.ше.ния конфликта в орга.низа.циях:
1. А.вторита.рный тип - ра.зре.ше.ние конфликта че.ре.з приме.не.ние вла.стных полномочий. Е.го основные че.рты за.ключа.ются в том, что: руководите.ль видит и слышит только се.бя. Счита.е.т, что сотрудники обяза.ны подчиняться, сомне.ния в пра.вильности е.го ре.ше.ний не.допустимы; руководите.ль счита.е.т, что долже.н «побе.дить» любой це.ной; конфликты ра.ссма.трива.ются ка.к че.лове.че.ские сла.бости; упра.вле.ние конфликтной ситуа.цие.й происходит в инте.ре.са.х орга.низа.ции, в сомните.льных случа.ях должны «ле.те.ть головы». При да.нном типе ра.зре.ше.ния конфликта используются сле.дующие ме.тоды:
а.) убе.жде.ние и внуше.ние. Они пра.ктиче.ски не.отде.лимы. Руководите.ль пыта.е.тся использова.ть свое руководяще.е положе.ние, а.вторите.т, пра.ва и че.ре.з дикта.т свое.й воли возде.йствова.ть на созна.ние, де.яте.льность конфликтующих сторон силой логики, фа.ктов, приме.ра.;
б) попытка согла.сова.ть не.примиримые инте.ре.сы - это один из прие.мов сближе.ния конфликтующих сторон, он позволяе.т добиться вза.имоприе.мле.мого ура.внове.ше.нного ра.зговора, снятия на.пряже.нности во вза.имоотноше.ниях;
в) ме.тод «игры», когда одна из сторон стре.мится привле.чь на свою сторону, на.приме.р, руководство орга.низа.ции, а друга.я сторона - профсоюзы.
Основное пре.имуще.ство а.вторита.рного типа ра.зре.ше.ния конфликта в том, что, ка.к счита.ют руководите.ли, при е.го использова.нии экономится вре.мя. Е.го гла.вный не.доста.ток состоит в том, что конфликт при этом не ра.зре.ше.н, вне.шне за.да.вле.н и возможе.н е.го возвра.т.
2. Па.ртне.рский тип ра.зре.ше.ния конфликта - ра.зре.ше.ние конфликта че.ре.з приме.не.ние конструктивных способов. Е.го основные че.рты за.ключа.ются в том, что име.е.т ме.сто: а.) конструктивное вза.имоде.йствие руководите.ля с конфликтующими сторона.ми. Чтобы а.ргуме.нты руководите.ля орга.низа.ции были приняты или хотя бы выслуша.ны, руководите.лю не.обходимо вызва.ть к се.бе дове.рие, устра.нить не.га.тивные чувства, соблюда.ть этике.т, корре.ктность в обра.ще.нии; б) восприятие а.ргуме.нтов противной стороны; в) готовность к компромиссу, вза.имный поиск ре.ше.ний; выра.ботка вза.имоприе.мле.мых а.льте.рна.тив; г) стре.мле.ние совме.стить личностный и орга.низа.ционный фа.кторы; д) восприятие ка.к норма.льный фа.ктор де.яте.льности. Па.ртне.рский тип к ре.а.льному ре.ше.нию пробле.мы, позволяе.т на.йти объе.диняющие фа.кторы, т.е. удовле.творить (може.т быть, не все.гда полно) инте.ре.сы сторон [14; 19].
М. Ме.скон, М. А.льбе.рт, Ф. Хе.доури подра.зде.ляют эффе.ктивные способы упра.вле.ния конфликтной ситуа.цие.й на две ка.те.гории: структурные и ме.жличностные. Они отме.ча.ют, что при упра.вле.нии конфликта.ми, руководите.ль долже.н на.ча.ть с а.на.лиза фа.ктиче.ских причин, а за.те.м использова.ть соотве.тствующую ме.тодику. Ими выде.ле.ны че.тыре структурных ме.тода ра.зре.ше.ния конфликта в орга.низа.ции: ра.зъясне.ние тре.бова.ний к ра.боте.; использова.ние координа.ционных и инте.гра.ционных ме.ха.низмов, уста.новле.ние обще.орга.низа.ционных компле.ксных це.ле.й и использова.ние систе.мы возна.гра.жде.ний [2; 16].