Файл: Доказательства трудового стажа (Что такое трудовой стаж и его виды).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 2
Периоды деятельности в качестве глав крестьянских (фермерских) хозяйств или в качестве частных детективов, занимающихся частной практикой нотариусов, адвокатов и других лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
Периоды творческой деятельности членов творческих союзов, не состоящих в штате организаций, подтверждаются справкой организации, выплатившей указанному лицу вознаграждение за созданное им произведение, об уплате с суммы этого вознаграждения обязательных платежей.
Период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, подтверждается военными билетами, справками военных комиссариатов, воинских подразделений, архивных учреждений, записями в трудовой книжке, внесенными на основании документов, и другими документами, содержащими сведения о периоде прохождения службы.
Таким образом мы видим что документальное подтверждение трудового стажа происходит на основании определенных нормативных актов.
Это:
- Трудовой Кодекс Российской Федерации ;
- Постановление Правительства №1015 от 02.10.2014 г. «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий»
- Федеральный Закон №27 от 01.04.1996г.;
- Федеральный закон №173 от 17.12.2002 г. о трудовых пенсиях.
2.2. Документы, подтверждающие периоды иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стажа
Порядок документов, которые принимаются в расчет для подтверждения периодов иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица , которые включаются в стаж, регламентируются Постановлением Правительства РФ № 1015 от 02.10.2014 г. «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий».В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительство Российской Федерации постановило:
1.Утвердить прилагаемые Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
2. Обязать Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации давать разъяснения о порядке применения Правил, утвержденных настоящим постановлением.
В страховой стаж включаются : периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - застрахованные лица), при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - страховые взносы);
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись застрахованными лицами за пределами Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";
2.3. Подтверждение периодов работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица на основании свидетельских показаний
Но иногда гражданам требуются свидетельские показания для подтверждения периодов работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица. Такая необходимость возникает в случае, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. При утрате документов о работе и невозможности их получения вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и других подобных причин не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний двух или более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.
К заявлению работника об установлении периода его работы по свидетельским показаниям должен быть приложен документ работодателя либо иные документы, подтверждающие факт и причину утраты документов о работе и невозможность их получения. Стаж работы, установленный по свидетельским показаниям, учитывается как при определении права на пенсию, так и при исчислении ее размера в зависимости от продолжительности трудовой деятельности. Однако при наличии документов об общем трудовом стаже характер работы, дающих право на пенсию на льготных условиях и за выслугу лет, по свидетельским показаниям не устанавливается.
В тех случаях, когда периоды работы принимаются в зачет трудового стажа на основании показаний свидетелей, один из которых подтверждает работу заявителя за больший период, чем другой, установленным считается период, подтвержденный обоими свидетелями. Органы социального обеспечения могут вызвать свидетелей для дачи личных показаний или ограничиться рассмотрением письменных показаний при условии, что они заверены нотариально.
Согласно ст. 11 КЗоТ РФ за работниками, в рабочее время являющимися по вызовам в комиссии по назначению пенсий в качестве свидетелей для дачи показаний о трудовом стаже, сохраняется средний заработок.
Продолжительность стажа, установленного по свидетельским показаниям, не может в этом случае превышать половины страхового стажа, требуемого для назначения трудовой пенсии (в настоящее время для мужчин 12,5 лет, для женщин - 10 лет).
2.4. Подтверждение страхового стажа после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в ПФР
Страховой стаж после регистрации гражданина в качестве застрахованного после 1 января 1997 г. подтверждается документами об уплате страховых взносов, выдаваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального персонифицированного учета, который был введен на территории России с 1 января 1997 г. Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования".
Сведения о застрахованных лицах представляются работодателем, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы.
Работодатель представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры иного характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Заключение
Таким образом, мы можем сделать следующие выводы: что как до регистрации, так и после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица доказывается документами. Различие определяется лишь в тем, какими документами подтверждается общий трудовой стаж: в первом случае он подтверждается документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными органами, например архивными, а во втором — он подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Согласно постановлению Правительства РФ от 24 июля 2002г. № 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» (с изменениями от 8 августа 2003г., ), а также Постановлением Правительства РФ № 1015 от 02.10.2014 г. «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий», установлен перечень документов, подтверждающих периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж, с которым следует ознакомиться. Исходя из всего выше сказанного, можно сделать следующие выводы,что для назначения любых видов пенсий (по выслуге,по старости, по потери кормильца и т .д .) учитывается общий трудовой стаж . Исчисление общего трудового стажа производится в календарном порядке. При рассмотрении общего трудового стажа, в настоящее время, в современном праве социального обеспечения возможно только в сфере реформирования пенсионного законодательства. А также одним из существенных недостатков современной пенсионной реформы многие специалисты отмечают, что размер стажа практически не влияет на размер будущей пенсии работника. Хотя было бы вполне справедливо,чтобы заработки и стаж работника определяли величину его пенсии, тогда работник был бы заинтересован в уплате пенсионных взносов.
В результате чего в настоящее время общий трудовой стаж регулируется целым комплексом нормативных актов, который можно представить в виде упорядоченной иерархии законодательных и подзаконных актов.