Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Курсовая работа посвящена налогообложению с физических лиц и его экономическое значение в Российской Федерации.

Цель курсовой работы является раскрыть значение и воздействие налогов на налогоплательщика и значение налогов для государства.

Поставленные цели и задачи курсовой работы определить функции, сущность и анализ доходов и расходов консолидированного бюджета РФ. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.

За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства - с другой, по поводу формирования государственных финансов.

Все, что касается налогов и налогообложения – дела достаточно сложные, разобраться в которых поможет либо специалист, либо самостоятельное глубокое изучение законодательства и видов всех существующих налогов. Для производств, предприятий и людей виды налогов и сама процедура немного отличаются, точно так же, как разнятся суммы, предоставляемые к оплате, ведь с каждым годом в Налоговый кодекс все приходят новые изменение и дополнения.

В данной курсовой работе рассмотрены лишь основные моменты взимания налогов с населения, так как это тема очень актуальна: каждому налогоплательщику необходимо знать, в каком размере и какие налоги он должен уплачивать.

1. Теоретические основы налогообложения физических лиц

Понятие и сущность налогов

В современном обществе содержание налогов многогранно. Налоги являются правовой, экономической и финансовой категорией. Поэтому можно встретить различные определения налогов в современной российской энциклопедической, справочной и научной литературе.[1]

Официальное определение налога дано в первой части НК РФ.

В соответствии с ст. 8 НК РФ налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.[2]


Необходимость налогов предопределяется непосредственно функциями государства. Как отмечал Ж. Прудон, в сущности, вопрос о налоге есть вопрос о государстве. Теория и практика налогообложения развивались вместе с теорией государства и практикой его функционирования. Одновременно налоги были и остаются основообразующими источниками государственных доходов. На ранних этапах развития человеческого общества государственные доходы и расходы носили натурально-вещественный характер. В последующем налоги приобретают характер товарно-денежных отношений, а государственные доходы и расходы выражаются преимущественно в денежной форме.[3]

По образному выражению К. Маркса, «налоги — это материнская грудь, кормящая государство, или пятый бог наряду с собственностью, семьей, порядком и религией». [4]

В условиях становления основ механизма рыночных отношений, когда еще не в полной мере заработал собственно рыночный механизм (т.е. на современном этапе развития российской экономики), особо актуальной является система экономического принуждения в сочетании с финансовой заинтересованностью хозяйствующих субъектов. Главным звеном этой системы выступают налоги, которые по мере социально-экономического развития общества становятся основным финансовым инструментом экономической политики государства. Одновременно налоги должны восприниматься налогоплательщиками как форма участия в решении общенациональных задач.

Экономическая природа налогов находит отражение в единстве специфических черт данного платежа, которые отличают его от других видов финансовых платежей. Налогам присущи следующие отличительные черты:

- принудительность;

- законодательный (властный) характер;

- использование налогов на выполнение публичных функций государства;

- индивидуально безвозмездный характер.[5]

Сущность налога состоят в том, что этот налог уплачивается в принудительном порядке, который носит властный, императивный характер в счет государства, а далее государство эти налоговые сборы финансирует (покрывает расходы) производство общественных благ. Уплата налога регламентируется законом, так же налог вводится и отменяется законом. Чтобы видеть и понимать, что такое принудительный платеж и отличать их разновидность, можно привести примеры таких платежей, такие как, выплата по кредиту и его процентов, выплаты мошенникам-шантажистам или рэкетирам (бандитам) – это является принудительными выплатами, но не налогами.


Вывод можно сделать такой, что налог является индивидуально безвозмездным платежом на законодательном уровне.

В налоговом законодательстве наряду с понятием «налог» используют понятие «сбор». В ст. 8 НК дано следующее определение сбора: под сбором понимают обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в соответствии в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридических значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).[6]

К налогам и сборам относятся черты такие как принудительность, законодательный характер, поступление в бюджет. Сборы, так же, как и налоги, устанавливаются и отменяются законом, их уплата является обязательной. Основное отличие сбора от налога состоит в том, что уплата сбора всегда связывается с оказанием определенной услуги со стороны государства.[7]

Сегодня налог на доходы физических лиц – это федеральный налог, который исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц, получаемого в виде денежной, натуральной или материальной выгоды.

1.2. Функции и классификация налогов

Определение функций налога является столь же неоднозначным, как и другие, рассмотренные нами правовые проблемы, касающиеся признаков, понятия и состава налоговых платежей, поскольку относительно них также имеет место наличие многочисленных и при этом существенно разнящихся среди специалистов точек зрения.

Выделяют три функции налогов: фискальную, экономическую и контрольную.

Фискальная функция определяет изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов, либо они не достаточны для обеспечения должного уровня развития - учреждения культуры, здравоохранения, образования и др.[8]

В России налоговые поступления составляют более половины доходов консолидированного бюджета. Основную часть поступлений обеспечивают налог на добавленную стоимость (НДС), налог на добычу полезных ископаемых, акцизы на нефтепродукты, налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества».[9]


Экономическая функция налогов состоит в их воздействии на экономическое развитие страны. Задача государства состоит в том, чтобы сформировать налоговую политику, которая обеспечит необходимый уровень государственного дохода, но не будет тормозить экономическое развитие страны. Экономическая функция налогов реализуется через регулирование, стимулирование и распределение. Регулирующая и стимулирующая составляющая предполагает использование налогов для достижения того или иного экономического эффекта. [10]

«Регулирующая функция проявляется в изменении ставок налогов и сборов, установлении льгот для отдельных категорий налогоплательщиков, создании условий для оптимального развития предпринимательства в РФ, регулировании внешнеэкономической деятельности. Стимулирование налогоплательщиков проявляется во введении налоговых льгот, в дифференциации налоговых ставок, которые применяются государством при проведении налоговой политики».[11]

Теоретической данностью является то, что сущность функции как таковой заключается в отражении взаимодействия предметов и явлений, пребывающих в системной связи. Иными словами, такое взаимодействие и проявляется в объективной реальности в результате функционирования, т. е. выполнения тем или иным элементом системы определенной роли. В данном случае полагаем возможным исходить из того, что функция налога  — есть конкретная роль, которую он выполняет в рамках той или иной системы, составной частью которой является. Через функционирование налог фактически проявляет свою сущность, точнее — демонстрирует свои системные свойства.

Налог, как мы уже знаем, может рассматриваться как элемент многих систем, включая экономическую (финансовую), социальную, правовую и политическую. Это предполагает наличие у налога многих функций, поскольку в зависимости от принадлежности к той или иной системе соответственно меняется и роль, которую он в ней выполняет. Не вызывает сомнений то, что функции налога в рамках правовой системы будут существенно отличаться от тех, которые он выполняет, к примеру, в качестве элемента экономической системы. Ведь в рамках последней налог как экономическая категория, прежде всего, является инструментом стоимостного распределения и перераспределения доходов государства.[12]

В современных налоговых системах налоги практически всегда имеют денежную форму. В российском налоговом законодательстве денежная форма уплаты налога закреплена в самом определении налога (налог – платеж, взимаемый в форме отчуждения денежных средств, ст. 8 НК РФ) [13], в то же время на практике иногда применялись элементы натуральной формы (поставки государству, региону, местным органам власти и управления учитывались в зачет налогов соответствующего бюджета).


Функции налогов неразрывно связаны с их классификацией, иначе говоря, классифицируя налоги, она имеют свою функцию уплаты налога.

По форме уплаты – различают натуральные и денежные налоги. На ранних стадиях развития налогообложения налоги часто взимались в натуральной форме (дань, оброк носили преимущественно натуральную форму). В современных налоговых системах налоги практически всегда имеют денежную форму. В российском налоговом законодательстве денежная форма уплаты налога закреплена в самом определении налога (налог – платеж, взимаемый в форме отчуждения денежных средств, ст. 8 НК РФ) [14], в то же время на практике иногда применялись элементы натуральной формы (поставки государству, региону, местным органам власти и управления учитывались в зачет налогов соответствующего бюджета).

По принадлежности к уровню власти и управления, т. е. по иерархическому признаку – выделяют общегосударственные налоги и налоги административно-территориальных образований. В государствах с федеративным устройством выделяют федеральные, региональные (субъектов федерации) и местные налоги. В унитарных государствах можно выделить общегосударственные и местные налоги.

Общегосударственные (федеральные) налоги в РФ определены на­логовым законодательством и являются обязательными к уплате на всей территории страны. [15]

По региональным и местным налогам соответствующие уровни власти располагают полномочиями по порядку их введения на своих территориях и установлению определенных элементов данных налогов. Конкретные полномочия региональных и местных органов в отношении соответствующих уровней налогов отличаются по странам и зависят от налогового законодательства этих стран. В последние годы появился особый вид налогов – межгосударственные. Например, в странах членах Европейского союза действует единый налог на импортную (из третьих стран) продукцию сельскохозяйственного производства, средства от которого поступают в бюджет этого сообщества. [16]

По субъекту уплаты налогов они подразделяются на налоги, взимаемые с физических или юридических лиц. Нередко в налоговых системах присутствуют налоги плательщиками которых являются как физические, так и юридические лица (например, земельный налог).

По объекту налогообложения различают налоги:

- уплачиваемые с доходов (налог на прибыль, налог на доходы физических лиц);