Файл: Общение. Значение общения в медицине 1 лекция Здоровье это благополучие.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Общение. Значение общения в медицине
1 лекция
Здоровье- это благополучие
Физическое
Психическое
Социальное
общение
контакты с природой (деятельность) и контакты с живыми существами.
Второй тип контактов характеризуется тем, что взаимодействующими друг с другом сторонами являются живые существа, организм с организмом, обменивающиеся информацией. Этот тип внутривидовых к межвидовых контактов называют общением.
Содержание общения
информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому.
Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа
Цель общения
то, ради чего у человека возникает данный вид активности
Средства общения
способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения одного живого существа другому.
Кодирование информации — это способ передачи ее от одного живого существа к другому
Цели общения
Биологическое — это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей.
Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.
Средства общения
Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.п.
Опосредствованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией.
Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения,
Косвенное общение осуществляется через посредников
Виды общения
Деловое общение
обычно включено в какую-либо совместную продуктивную деятельность.
Личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека
Структура общения
Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле этого слова) состоит во взаимном обмене информацией между партнёрами по общению, передаче и приёме знаний, идей, мнений, чувств.
Интерактивная сторона общения (от слова "интеракция" - взаимодействие) заключается в обмене действиями, то есть организации межличностного взаимодействия, позволяющего общающимся реализовать для них некоторую общую деятельность.
Перцептивная (социально-перцептивная) сторона общения есть процесс воспитания, познания и понимания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определённых межличностных отношений.
Невербальное общение
не предполагает использование звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения. Невербальное — это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица.
Общение
Вербальное (речевое)
Невербальное (интонации, жесты, поза, мимика, одежда, запахи)
Вербальное общение
присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить.
Эффективное общение
Для результативного и бесконфликтного взаимодействия пациента с медицинским работником необходима коммуникативная компетентность-способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми
Общие правила общения
Проявление искреннего интереса к пациенту.
понимание достоинств пациента и максимальное одобрение – похвала, подчеркивание значимости.
Понимание смысла его поступков вместо огульной критики.
Доброжелательность, приветливость.
Обращение к пациентам по имени и отчеству, первоочередное представление себя.
Умение вести разговор в круге интересов собеседника.
Общие правила общения
Умение внимательно слушать и дать возможность пациенту «выговориться».
Умение уважать мнение собеседника, без настойчивого навязывания своего мнения.
Умение указать пациенту на его ошибки, не нанося обиды.
Умение правильно формулировать вопросы и помочь вербализовать свое состояние пациенту.
Общаться с пациентом так, как бы медработник хотел, чтобы обращались с ним в случае заболевания.
Использовать оптимальные невербальные методы общения – спокойный тембр голоса, плавные жесты, правильная дистанция, знаки одобрения (похлопывание, ласковое дотрагивание) и т.п.
Виды общения:
«Контакт масок» - формальное общение. Используются привычные маски (вежливости, учтивости, скромности, участливости и др.).
Примитивное - оценивание другого по степени «нужности». Если нужен, то активно вступает в контакт ,если мешает- отталкивают.
Формально-ролевое - регламентирует содержание и средства общения, и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
Виды общения:
Деловое - учитывает особенности личности характера, возраста, настроение собеседника при нацеленности на интересы дела ,а не на возможные личностные разногласия.
Духовное - подразумевает возможность затронуть в беседе любую проблему, поделиться интимным вопросом. Диагностическое и лечебное взаимодействие не предусматривает такого контакта в силу профессиональной направленности.
Виды общения:
Манипулятивное - обращено на извлечение выгоды с использованием специальных приемов.
Существует манипулятивный прием называемый «ипохондризацией пациента», суть которого заключается в представлении заключения врача о состоянии здоровья пациента в свете явного преувеличения тяжести обнаруженных нарушений.
Осознание уровня общения
- Ритуалы
Времяпрепровождение (развлечения)
Деловое общение (процедуры)
Психологические игры
Психологическая близость
Внутренний диалог