Файл: Учебнометодическое пособие для студентов, обучающихся по специальности спо 31. 02. 05 Стоматология ортопедическая.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 1488

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Основная литература:1. Дойников А.И. Зуботехническое материаловедение: учебник / А.И.Дойников, В.Д.Синицын. – 2-е изд., прераб. И доп. – М.:Альянс, 2017. – 208с.: ил.2. Основы технологии зубного протезирования: в 2 т. Т. 1: учебник / С.И. Абакаров [и др.] ; под ред. Э.С. Каливраджияна - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016.3. Основы технологии зубного протезирования: в 2 т. Т. 2: учебник / Е.А. Брагин [и др.]; под ред. Э.С. Каливраджияна - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016.4. Зубопротезная техника: учебник / под ред. М. М. Расулова, Т. И. Ибрагимова, И. Ю. Лебеденко. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016.Практическое занятие №9Тема занятия: Плавление сплавов металлов.Цель занятия: Изучить плавку металлов. По окончании изучения темы практического занятия у студента должны быть сформированы следующие компетенции: ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ОК 9 ОК 11 ОК 13 ОК 14 ПК 2.1 ПК 2.2 ПК 2.3 ПК 2.4 ПК 2.5. Для формирования указанных компетенций студент должен:Знать:1.Способы плавки сплавов металлов2.Температуры плавки различных сплавов3.Технику безопасности плавки металловУметь:1.Пользоваться горелкой с открытым пламенем2.Работать с различными типами печей3. Моделировать литниковую систему4. Приготавливать расплав5. Изготавливать огнеупорные моделиВладеть:1.Навыками работы с горелкой с открытым пламенем2.Знаниями по эксплуатации печей используемых при плавки металлов3. Правилами использования литейных установок4. Правилами моделирования литниковой системы, распределением питателей, депо.Контрольные вопросы по теме занятия:1.Плавка литейных сплавов.2. Плавка сплавов открытым пламенем и в печах нагрева электросопротивлением.3. Плавка сплавов в индукционных и дуговых печах.4. Устройство литниковой системы, назначение элементов.Аннотация:Для получения металлических деталей посредством литья используют два метода: 1) метод литья по выплавляемым моделям из моделировочного воска в формах из огнеупорного материала; 2) метод литья по выплавляемым моделям на огнеупорных моделях, помещенных в формы из огнеупорного материала. Процесс литья включает ряд последовательных операций: 1) изготовление восковых моделей деталей (при литье на огнеупорных моделях предварительное получение таковых); 2) установка литникобразующих штифтов и создание литниковой системы; 3) покрытие моделей огнеупорным облицовочным слоем; 4) формовка модели огнеупорной массой в муфеле; 5) выплавление воска; 6) сушка и обжиг формы; 7) плавка сплава; 8) литье сплава; 9) освобождение деталей от огнеупорной массы и литниковой При всех способах литья в литейной форме, кроме формы металлической отливки, предусматривается и литниковая система, представляющая собой каналы, по которым жидкий металл подводится к отливке. Литниковая система создается путем подвода к восковой детали литникобразующих штифтов. Эти штифты могут быть металлическими и восковыми или металлическими, дополнительными восковыми. Построение литниковой системы в точном литье по выплавляемым моделям определяется следующими принципами: 1) все участки отливки должны находиться в равных условиях при литье; 2) все толстостенные участки отливки должны иметь дополнительное депо жидкого металла для устранения усадочной раковины, рыхлости и пористости в металле; 3) к тонким участкам отливок должен быть подведен наиболее горячий металл. Опыты показали, что не только длина и диаметр литьевого канала, но его направление и расположение имеют огромное значение для получения качественного литья. Направление литьевых каналов должно соответствовать направлению полого пространства, чтобы расплавленный металл не менял резко направление, а применяемая при литье центробежная сила способствовала бы уплотнению металла Плавка в дуговых печах.Электрическая дуга возникает между двумя электродами с постоянным током.Анод (отрицательный электрод) имеет водяное охлаждение и изготовлен из вольфрама. Это подвижная конструкция при плавке.Катод (положительный электрод) находится в основании тигля.Во время процесса плавки оба электрода сближаются до тех пор, пока между ними не возникает электрическая дуга постоянного тока температурой

Принципы изготовления штампованных коронок

Изготовление штампованной металлической коронки

Основными показаниями к  применению металлокерамических протезов являются:

Применение металлокерамических протезов ограничено некоторыми относительными противопоказаниями.




МИНЗДРАВ РОССИИ

федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования

«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ФГБОУ ВО ДВГМУ Минздрава России)

Технология изготовления несъемных протезов

Учебно-методическое пособие

для студентов, обучающихся по специальности

СПО 31.02.05 «Стоматология ортопедическая»

семестр: 2, 3, 4

количество часов: 837

Хабаровск

Издательство ДВГМУ

2021

УДК

ББК
Рецензенты:

Мешалкина С.Ю., к.ф.н., доцент кафедры организации экономики фармации, директор МФК ФГБОУ ВО ДВГМУ Минздрава России;

Глухова Ю.М., д.м.н, профессор кафедры стоматологии ортопедической ФГБОУ ВО ДВГМУ Минздрава России;






Технология изготовления несъемных протезов: учебно-методические пособие для студентов, обучающихся по специальности СПО 31.02.05 Стоматология ортопедическая/ сост. А.Р. Романов, - Хабаровск: Изд-во ДВГМУ, 2020. – 181 с.


Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 2 курса специальности СПО 31.02.05 Стоматология ортопедическая, начинающих изучение Технология изготовления несъемных протезов после базового курса материаловедения с курсом охраны труда. Оно может быть также использовано студентами, самостоятельно изучающими технология изготовления несъемных протезов рядов. Учебно-методическое пособие предназначено для аудиторной и внеаудиторной работы студентов специальности «Стоматология ортопедическая». Материал для учебно-методического пособия отбирался с учетом его функциональной и профессиональной направленности, информативной ценности, полезности с точки зрения обучения коммуникации на профессионально-ориентированные темы. Составлено на основе ФГОС, утвержденного министерством образования и науки российской федерации от 11 августа 2014 г. № 972 «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 31.02.05 стоматология ортопедическая».

Цель учебно-методического пособия – комплексное обучение и максимальное развитие навыков
технологии изготовления несъемных протезов, а также подготовка студентов к практическому исполнению знаний, полученных по основной специальности. Учебно-методическое пособие построено по тематическому принципу и состоит из вступления и 43 разделов. После работы над ним студенты получат навыки технологии изготовления несъемных протезов, а также знания в области литья стоматологических сплавов.

Утверждено Центральным методическим советом ФГБОУ ВО ДВГМУ Минздрава России в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности СПО 31.02.05 «Стоматология ортопедическая».

ВВЕДЕНИЕ

Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1 и 2 курса специальности СПО 31.02.05 Стоматология ортопедическая, начинающих изучение методов технологии изготовления несъемных протезов после базового курса материаловедения с курсом охраны труда. Оно может быть также использовано специалистами в области ортопедической стоматологии, самостоятельно изучающими методы технологии изготовления несъемных протезов.

Цель учебно-методического пособия – комплексное обучение и максимальное развитие навыков в технологии изготовления несъемных протезов, а также подготовка студентов к практическому исполнению знаний, полученных по основной специальности. В основу пособия легли оригинальные профессионально-ориентированные тексты, заимствованные из научной и учебной литературы, научно-популярных журналов, электронных ресурсов.

Учебно-методическое пособие построено по тематическому принципу и состоит из вступления и 43 разделов по числу практических занятий. Каждый раздел включает: информационный блок занятия с указанием темы занятия, цели занятия, мотивационной характеристики занятия, контрольных вопросов по теме занятия; аннотацию с основным тематическим материалом; задания по самостоятельной внеаудиторной/аудиторной работе с указанием тем рефератов и примером тестовых заданий.

Задания пособия построены так, чтобы студенты могли овладеть методами технологии изготовления несъемных протезов с учетом их индивидуальных особенностей. Важно, что, изучая данное пособие, студенты смогут приблизиться к своей будущей профессии, узнать и выучить термины, подготовиться к общению в будущем со своими руководителями и коллегами. Содержание изучаемого материала тесно связано с темами, которые студенты специальности «Стоматология ортопедическая» изучают на занятиях по специальным предметам – анатомия и физиология человека, стоматологические заболевания и их профилактика, стоматологическое просвещение, основы биомедицинской этики, технология изготовления съемных и несъемных протезов, технология изготовления ортодонтических и челюстно-лицевых аппаратов и т.д.



Данное учебно-методическое пособие позволяет повысить интерес студентов к работе с конструкционными материалами, применяемыми в производстве несьемных протезов. Система упражнений включает задания на контроль понимания прочитанного, активизацию ранее полученных знаний по смежным предметам, поиск информации. Текстовой материал приложения можно использовать как для аудиторной, так и внеаудиторной самостоятельной работы, подготовки к зачету по методам технологии изготовления несъемных протезов. Каждый раздел сопровождается тестовыми заданиями на проверку освоения пройденного материала.

Также структура данного учебно-методического пособия и предлагаемые задания создают условия для применения разнообразных методов технологии изготовления несъемных протезов, для всестороннего развития этого навыка, что повышает эффективность освоения предмета «Технология изготовления несъемных протезов».

В результате освоения программы в рамках учебной дисциплины «Технология изготовления несъемных протезов» образовательной программы среднего профессионального образования по специальности СПО 31.02.05 «Стоматология ортопедическая» у обучающегося должны быть сформированы общекультурные и профессиональные компетенции.

Студент, освоивший программу дисциплины «Технология изготовления несъемных протезов» образовательной программы среднего профессионального образования по специальности СПО 31.02.05 специальности «Стоматология ортопедическая», должен обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями (ОК и ПК):

  • ОК 1: Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

  • ОК 2: Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

  • ОК 3: Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

  • ОК 4: Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

  • ОК 5: Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

  • ОК 6: Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

  • ОК 7: Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

  • ОК 8: Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

  • ОК 9: Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

  • ОК 10: Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия

  • ОК 11: Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку

  • ОК 12: Оказывать первую (доврачебную) медицинскую помощь при неотложных состояниях

  • ОК 13: Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

  • ОК 14: Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей

  • ПК 2.1: Изготавливать коронки и мостовидные протезы

  • ПК 2.2: Изготавливать штампованные металлические коронки и штампованно-паяные мостовидные протезы.

  • ПК 2.3: Изготавливать культевые штифтовые вкладки

  • ПК 2.4: Изготавливать цельнолитые коронки и мостовидные зубные протезы

  • ПК 2.5: Изготавливать цельнолитые коронки и мостовидные зубные протезы с облицовкой



Практическое занятие №1
Тема занятия: Виды и конструктивные особенности несъемных протезов
Цель занятия: Ознакомиться с основными видами несъемных протезов и их конструктивными особенностями.

По окончании изучения темы практического занятия у студента должны быть сформированы следующие компетенции: ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ОК 9 ОК 11 ОК 13 ОК 14 ПК 2.1 ПК 2.2 ПК 2.3 ПК 2.4 ПК 2.5. Для формирования указанных компетенций студент должен:
Знать:

  1. Классификации дефектов твердых тканей зубов.

  2. Виды зубных протезов, восстанавливающих анатомическую форму зубов.

  3. Виды несьемных протезов протезов, восстанавливающих целостность зубного ряда

  4. Материалы и оборудование, используемые в производстве несьемных протезов

  5. Классификации протезов, восстанавливающих дефекты твердых тканей зубов.


Уметь:

  1. Получать различные гипсовые модели для различных целей.

  2. Изучать качество полученного оттиска для изготовления несьемной конструкции

  3. Определять выбор конструкции исходя из конкретной клинической ситуации.


Владеть:

  1. Знаниями об классификации дефектов твердых тканей зубов

  2. Различать виды и конструктивные особенности несъемных протезов

  3. Навыками изготовления гипсовых моделей.


Контрольные вопросы по теме занятия

  1. Какие существуют искусственные коронки, по каким признакам они

отличаются?

  1. Какие выделяют виды несъемного протезирования?

  2. Назовите все классификации дефектов твердых тканей зубов


Аннотация
Несъемные зубные протезы - это стоматологические конструкции для постоянного ношения на зубах, целью которых является восстановление как отдельных зубов (с помощью вкладок, коронок), так и нескольких зубов в зубном ряду(с помощью мостовидных протезов). Несъемные зубные протезы изготавливаются из металла, керамики, пластмассы и путем комбинирования нескольких материалов. Они устанавливается на длительный срок.

Виды несъемных зубных протезов:

  • одиночные зубные коронки

  • мостовидные протезы

  • микропротезы

  • Несьемные конструкции на имплантах

Несъемные мостовые протезы замещают отсутствующие зубы при помощи вкладок, пластин и коронок. Они позволяют восстановить жевательную функцию зубов и полностью соответствуют размерам и внешнему виду зубов.


Классификация патологии твердых тканей зуба (ТТЗ)

I Кариозные поражения

а) Частичные – по локализации, величине, форме, глубине

поражения.

б) Полные.

II Некариозные поражения

1

Поражения, возникающие в период фолликулярного развития

тканей зубов:

а) Гипоплазия эмали

б) Гиперплазия эмали

в) Флюороз зубов

г) Аномалии развития и прорезывания зубов

д) Изменение цвета зубов

е) Наследственные нарушения развития зубов

2

Поражения, возникающие после прорезывания зубов:

а) Флюороз зубов

б) Эрозия зубов

в) Клиновидный дефект

г) Стирание ТТЗ

д) Гиперестезия зубов

е) Некроз ТТЗ

ж) Травма зубов

Темы рефератов

  1. Несъемное протезирование. История. Области применения.

  2. Оборудование и инструменты, применяемые для изготовления несъемных протезов.

  3. Техника безопасности при изготовлении несъемных протезов

  4. Несъемные протезы восстанавливающие дефекты зубного ряда.

  5. Несъемные протезы восстанавливающие дефекты зуба.


Тестовые задания

1 Коронки, покрывающие зуб со всех сторон, кроме вестибулярной:

а) экваторные

б) телескопические

в) полукоронки

г) восстановительные

д) инлей

2 : Для восстановления включенных дефектов зубного ряда применяются:

а) пластмассовые коронки

б) вкладки

в) полные коронки

г) виниры

д) мостовидный протез
3 По функции коронки бывают:

а) временные

б) полукоронки

в) бесшовные

г) постоянные

д) восстановительные

4 По сроку использования коронки бывают:

а) бесшовные и шовные

б) временные и постоянные

в) съемные и несъемные

г) фиксирующие и опорные

д) литые и штампованные

5 Какой вид протеза не относится к несъемных:

А) Виниры

Б) Штампованные коронки

В) Мостовидные протезы

Г) Бюгельные протезы

Д) Пластмассовые коронки
Основная литература

1. Дойников А.И. Зуботехническое материаловедение: учебник / А.И.Дойников, В.Д.Синицын. – 2-е изд., прераб. И доп. – М.:Альянс, 2017. – 208с.: ил.

2. Основы технологии зубного протезирования: в 2 т. Т. 1: учебник / С.И. Абакаров [и др.] ; под ред. Э.С. Каливраджияна - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016.

3. Основы технологии зубного протезирования: в 2 т. Т. 2: учебник / Е.А. Брагин [и др.]; под ред. Э.С. Каливраджияна - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016.

4. Зубопротезная техника: учебник / под ред. М. М. Расулова, Т. И. Ибрагимова, И. Ю. Лебеденко. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016.