Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 2
Неосновные функции государства это, например:
-
- управление транспортом и связью;
- управление образованием и здравоохранением;
- зашита неполноценных лиц и помощь им.
Признаками функций государства являются:
-
- деятельность государства в разных сферах общественной жизни;
- связь сущности государства и его назначением, именно эта связь реализуется посредством функций;
- направленность функций государства на решение конкретных задач по развитию общества;
- реализация функций в правовых формах и механизмами, государственной власти.[20]
Кроме перечисленных классификаций выделяют также общесоциальные функции государства (защита интересов всего общества) и классовые (охрана существующего порядка, правящего класса).
Деление функций на внутренние и внешние условно. Деятельность государства внутри страны зависит в значительной степени от внешних условий, от внешнеэкономических и культурных связей.
Не всегда можно различить классовые и общесоциальные функции. Естественно, что социальные силы, которые стоят у власти, осуществляют деятельность, направленную на удержание власти и использование ее в своих собственных интересах. Но ведь эта власть не во всех случаях имеет классовый характер. Так, во многих государствах восточного типа стоящий у власти чиновничий бюрократический аппарат не сформировался в особый класс, а представляет собой достаточно узкую социальную группу. Аналогичное положение может иметь место и в европейских государствах (например, при бонапартистских и тоталитарных режимах). В этих случаях функции, которые обычно рассматриваются как классовые, приобретают, скорее, групповой, кастовый характер.[21]
Сложно различить функции социалистического и эксплуататорского государства. Так, всякое государство в большей или меньшей степени осуществляет функции, подобные тем, которые относились исключительно к социалистическому государству, в частности, связанные с организацией экономики, развитием науки, культуры, образования, охраной правопорядка, социальным обслуживанием населения. Особенно это относится к современным западным государствам.
В этой связи представляется интересной идея о единой классификации функций государства независимо от его отнесения к указанным классификационным группам. При таком подходе выделяют четыре функции, которые осуществляются любым государством:
- экономическая (обеспечение нормального функционирования и развития экономики, в том числе посредством охраны существующих форм собственности, организации внешнеэкономических связей и проч.);
- политическая (обеспечение государственной и общественной безопасности, социального и национального согласия, подавление сопротивления противоборствующих социальных сил, охрана суверенитета государства от внешних посягательств и т.п.);
- социальная (охрана прав и свобод всего населения или его части, осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержанию необходимого уровня жизни населения, обеспечению необходимых условий труда, его оплаты, быта и т.д.);
- идеологическая (поддержка определенной, в том числе и религиозной, идеологии, организация образования, поддержание науки, культуры и др.).[22]
К этому перечню можно добавить еще одну - экологическую (природоохранительную) функцию. Необходимость такого дополнения вытекает из появления во второй половине XX в. реальной угрозы уничтожения всего живого на Земле в результате деятельности человека.
2.2. Сравнительный анализ функций и сущности государств с позиции различных теорий
Сравнительный анализ понимания сущности и функций государства с позиции различных теорий происхождения государства можно представить следующим образом – таблица 1.
Таблица 1
Сравнительный анализ понимания сущности и функций государства с позиции различных теорий происхождения государства
Теория |
Сущность |
Функции |
Патриархальная |
Общесоциальная |
«Отцовская» забота об обществе, призрение, распределение ресурсов (экономическая функция) |
Теория насилия |
Классовая |
Идеологическая и политическая функция |
Расовая теория |
Классовая |
Идеологическая и политическая функция |
Теория общественного договора |
Общесоциальная |
Социальная, экономическая функции |
Теория естественного происхождения государства |
Общесоциальная |
Экономическая функция |
Марксистская теория |
Классовая у «низших» государств и общесоциальная у «развитых» |
Социальная, экономическая функции у «развитых» государств и идеологическая и политическая у «низших» |
Таким образом, теории происхождения государства указывают разные факторы как основу развития государства, а также рассматривают государство в контексте различной сущности и выполняемых функций.[23]
Следует отметить, что патриархальная теория, одна из немногих теорий, постулирует общесоциальную сущность государства. Сущность государства – это решающий фактор в процессе установления направления деятельности государства, в определении задач.[24]
Патриархальная теория, предусматривающая, что правитель – это отец своей семьи-государства, монарх, предполагает и заботу со стороны правителя о своих подданных.
Согласно патриархальной теории люди – существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последствие развитие и разрастание семьи в результате объединения людей, а также увеличение числа семей приводят к образованию государства. Власть государя есть естественное продолжение власти отца, «патриарха» в семье.
Патриархальная теория объясняет происхождение такой формы правления, как республика, подразумевая, что существует только такая форма правления, как монархия.
Следует отметить, что даже в рамках близких на первый взгляд теорий можно отметить ряд отличительных признаков в области понимания сущности и назначения государства.
В качестве примера можно привести в пример сравнение расовой теории и теории насилия.
Таблица 2
Сходства и различия расовой теории и теории насилия
Сходства |
Различия |
|
Не позволяют полноценно объяснить происхождение государства, как общественно-политического феномена |
Теория насилия |
Расовая теория |
Не учитывают биологических законов (неравенства людей биологически, и разных условий (природных) жизни рас) |
В основе становления государства социальная предпосылка – взаимоотношение обществ |
В основе становления государства биологическая предпосылка – различие между расами |
обе теории рассматривают государство достаточно однобоко, учитывая, например, только его классовую сущность и не учитывая общесоциальную. |
Люди в обществе равны, но стремятся подавить друг друга |
Люди изначально неравны |
Государство создается на основе насилия (рас друг над другом либо обществ друг над другом) |
Влияние расы на историю, культуру, положение в обществе |
Историю и культуру творит сам народ (общество), независимо от его происхождения |
Государство представляется собой образование, применяющее силу |
||
Не показана связь развития общества и становления государства, по сути, общество никак не влияет на государство, не устанавливает его, согласно обеим теориям |
||
Обе теории не укладываются ни в формационный, ни в цивилизационный подходы к типологии государств, принятые на современном этапе |
||
Обе теории рассматривают государство, не как продукт волеизъявление членов общества или некий результат творческого акта общества, а как побочный продукт развития общества. |
||
обе теории оправдывают применение насилия со стороны государства против определенной части общества |
Из таблицы 2 можно отметить, что между двумя теориями достаточно много общества, и различными являются лишь некоторые моменты.
Также необходимо отметить, что обе теории не учитывают социального назначения государства, которое определяется множеством условий, однако в общем виде, социальное назначение раскрывается в задачах государства, в качестве которых можно привести следующие:
- Обеспечение самосохранения государства и общества.
- Безопасность и укрепление государства.
- Содействие социальному, культурному, экономическому развитию общества
- Преодоление противоречий, существующих в обществе.[25]
При этом, назначение государства в теории насилия видится в примирении сторон общества, установлении контакта между ними, а в теории насилия – в подавлении одной расы со стороны другой с тем, чтобы содействовать прогрессу общества.
Заключение
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
- Теорий возникновения государства существует достаточно большое количество, многие из них рассматривают различные факторы возникновения государства – социальные, экономические, природные.
- В целом, наиболее известные теории, рассмотренные в работе можно объединить в три группы:
- теории, признающие государство, как закономерную данность (патриархальная, теологическая),
- теории, объясняющие происхождение государства волеизъявлением человека и его природой (теория естественного права, органическая теория),
- теории, рассматривающие государство, как побочный продукт развития общества (материалистическая, теория насилия).
- Следует признать, что столь сложный феномен, как государство и правовая система в нем, практически невозможно объяснить с позиции какой-либо одной теории, в связи с чем, при понимании сущности государства и государственности следует руководствоваться элементами из разных теорий.
В заключение следует сказать, что объяснение происхождения государства также подвержено влиянию исторической эпохи и идеологии, что явственно видно из факторов, приведенных в качестве определяющих, в различных теориях становления государства. В связи с чем, необходимо рассматривать данный феномен через призму времени, черт эпохи, в которую возникала та или иная теории, и общей идеологии общества на том этапе развития.
Список использованной литературы
- Алексеев С.С. Теория права. - М., 2006 - 312 с.
- Бернацкий Г.Г. Естественное состояние и естественный закон в философско-правовых концепциях эмпиризма /МВД России: история, практика, перспектива: Сб. научных трудов. Вып. 6. Часть 2 /Под ред. В.П. Сальникова. СПб.: СПбУ МВД России, 2007. С. 50-74.
- Бернацкий Г.Г. Идеи естественного права и Великая французская революция XVIII века / МВД России: история, практика, перспектива: Сб. научных трудов. Вып. 6 / Под ред. В.П. Сальникова. СПб.: СПбУ МВД России, 2007. С. 39-41.
- Бернацкий Г.Г. Теория естественного права И.В. Михайловского / МВД России: история, практика, перспектива: Сб. научных трудов. Вып. 6 / Под ред. В.П. Сальникова. СПб.: СПбУ МВД России, 2006. С.31-39
- Боронбеков С. Основные ценности ислама - объекты охраны шариата //Государство и право, 2003, № 2, с.92 – 100.
- Венгеров А. Б. Теория государства и права. М.: 2006 - 488 с.
- Деревнин А.А, Петрушев В.А., Теория права. Иркутск: Издательство ИГЭА, 2006 - 335 с.
- Думанов Х. М., Першиц А. И. Мононорматика и начальное право //Государство и право, 2000, № 1, с.98 - 103; 2001, № 9, с.85 – 91.
- Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права. М.:Зерцало, 2007 - 354 с.
- Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства, М., Издательство Норма - Инфра × М.: 2007 - 400 с.
- Общая теория права и государства / под редакцией В. В. Лазарева. М.: Юрист, 2008 - 360 с.
- Саидов А. Х., Абдуллаев Е. В. Зороастрийское право в контексте религиозно-правовых учений древней и раннесредневековой центральной Азии //государство и право, 2000, № 7, с.93 – 107.
- Суслопарова, Ю. В. Концепция происхождения государственности и права Уильяма Блэкстоуна: (по работе "Комментарии к законам Англии")/ Суслопарова Ю. В. // История государства и права. - 2008. - N 24. - С.35-37.
- Теория государства и права / Под ред. В.К. Бабаева. М.: Юристъ, 2013.
- Теория государства и права / Под ред. проф. К.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. М.: НОРМА-ИНФА, 2000.
- Теория государства и права; Сова, Астрель - Москва, 2012. - 160 c.
- Теория государства и права. В 2 частях. Часть 1. Теория государства; Зерцало-М - Москва, 2011. - 516 c.
- Теория государства и права. В 2 частях. Часть 2. Теория права; Зерцало-М - Москва, 2011. - 336 c.
- Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под ред. К.И. Батыра, Е.В. Поликарповой. Т.1. М., 2003.
- Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 1999.
- Шумков, Д. М. Происхождение государства и права / Д. М. Шумков // Основы государства и права. - 1999. - N7. - С. 49 - 57.