Файл: Анализ построения системы управления рисками в организации на примере ООО «МСК» (Теоретические основы изучения рисков коммерческой деятельности предприятия).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РИСКОВ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия
1.2 Возможные риски коммерческой деятельности организации
1.3 Управление рисками в коммерческой деятельности
2. АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКИХ РИСКОВ ООО «МСК»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Оценка актуальных финансово-хозяйственных рисков
Политика принятия риска означает желание и возможность покрытия риска за счет собственных средств. Такая политика уместна при стабильном финансовом состоянии предприятия, желании расширить деятельность, однако может привести к большим неоправданным потерям.
Политика снижения риска предполагает уменьшение вероятности и объема потерь. Существуют методы и приемы, с помощью которых можно снизить риск коммерческой деятельности. Наиболее широко используемыми и эффективными методами предупреждения и снижения риска являются: страхование (внутреннее и внешнее); диверсификация; лимитирование.
2. АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКИХ РИСКОВ ООО «МСК»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
ООО «МСК» - один из крупнейших производителей и поставщиков мебели на заказ, такой как – шкафы-купе, раздвижные двери, прихожие, гостиные, гардеробные комнаты, библиотеки, декоры и аксессуары к мебели. Компания является официальными партнерами и представителями французской фирмы NEVES в России.
Корпорация NEVES имеет представительства в 12 странах Европы. История брэнда компании, получившего европейское признание, насчитывает уже более 20 лет успешного бизнеса. На протяжении этого времени NEVES продолжает выпускать высококачественную продукцию, соответствующую самым высоким мировым и европейским стандартам. ООО «МСК» имеет собственное производство в Московской области.
ООО «МСК» занимается развитием основного вида деятельности, для чего ведется работа по:
- расширению рынков сбыта корпусной мебели в дальних регионах России и ближнего зарубежья;
- улучшению качества выпускаемой продукции для поддержания ее конкурентоспособности.
Приоритетными управленческими задачами Общества являются:
- производство продукции с наименьшими издержками
- увеличение доли на рынке сбыта
- разработка новых видов изделий, а также замена модельного ряда и внешнего вида производимых изделий
- внедрение новых производственных технологий и материалов
- поиск высококвалифицированных работников.
В качестве приоритетных направлений деятельности ООО «МСК» также рассматривает новые виды деятельности:
- увеличение производства мягкой мебели и расширение рынка сбыта данного вида изделий, так как данный проект является более рентабельным по сравнению с основным производством, и имеются значительные резервы для его развития: производственные мощности линии по производству мебели эксплуатируются только на 25%;
- увеличение объемов продаж мягкой мебели, так как данное направление является перспективным с точки зрения рентабельности, а также рынка сбыта.
В 2015 году планируется дальнейшее развитие основного вида деятельности – производства и реализации корпусной мебели за счет расширения рынков сбыта за пределами Московской области, поиска новых рынков сбыта в географически отдаленных регионах РФ, поскольку с учетом экономического кризиса в общем объеме продаж мебели возросла доля продаж мебели «эконом-класса». Мебель, произведенная Обществом, является привлекательной для потенциальных покупателей за счет специальной технологии полировки деталей и возможности предоставления на рынок недорогой мебели хорошего качества в большом ассортименте.
Изучаются вопросы использования в производстве новых современных материалов и технологий, позволяющих снизить себестоимость продукции за счет экономии материальных, трудовых и энергетических ресурсов, не ухудшая при этом ее качество.
Разрабатываются новые образцы наборов мебели с применением новых цветов и дизайна.
Также планируется увеличение продаж по новым направлениям деятельности ООО «МСК»: производство и реализация корпусной, торговля мягкой мебелью, данные направления являются достаточно рентабельными и дают возможность получения дополнительной прибыли.
Организационная структура предприятия линейно-функциональная (рис. 1).
Генеральный директор
Исполнительный директор
Финансовый
директор
Директор
производства
Коммерческий директор
Отдел
продаж
Отдел
логистики
Бухгалтерия
Производственный отдел
Отдел
кадров
Рисунок 1- Организационная структура ООО «МСК»
Многолетний опыт использования линейно-функциональных структур управления показал, что они наиболее эффективны там, где аппарату управления приходится выполнять множество рутинных, часто повторяющихся процедур и операций при сравнительной стабильности управленческих задач и функций: посредством жесткой системы связей обеспечивается четкая работа каждой подсистемы и организации в целом.
Органы управления – исполнительный директор, финансовый директор, директор производства, коммерческий директор.
2.2 Оценка актуальных финансово-хозяйственных рисков
На основе анализа финансово-экономической деятельности и теоретических материалов был проведен анализ наиболее актуальных финансово-хозяйственных рисков, оказывающих влияние на деятельность ООО «МСК». Рассмотрены основные риски организации и способы их минимизации. Для проведения анализа рисков ООО «МСК» были выбраны наиболее актуальные риски, которые оказывают существенное влияние на деятельность организации:
‒ риск потери платежеспособности;
‒ риск потери финансовой устойчивости;
‒ риски, связанные с поставщиками;
‒ риски, связанные с заказчиками;
‒ риски, связанные с конкурентоспособностью.
Анализ целесообразно начать с анализа рисков, связанных с поставщиками.
Следует сгруппировать поставщиков по объему поставляемой продукции за анализируемый период и рассчитать динамику закупок (таблица 1).
Таблица 1
Динамика закупок ООО «МСК» у поставщиков за
2015–2017 гг., тыс. руб., %
Наименование поставщика |
Годы |
Изменение |
|||||
2015 |
2016 |
2017 |
2017 г./2016 г. |
2017 г./2015 г. |
|||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
||||
1.OOO «DSSL» |
3025,6 |
4899,9 |
2341,7 |
-2558,20 |
-52,21 |
-683,90 |
-22,60 |
2. ООО |
837,5 |
3150,2 |
1649,3 |
-1500,90 |
-47,64 |
811,80 |
96,93 |
3. ООО «Veacam security» |
447,5 |
2687,9 |
817,4 |
-1870,50 |
-69,59 |
369,90 |
82,66 |
Из данных таблицы следует, что у ООО «МСК» имеются три поставщика. В результате того, что организация небольшая, то и иметь большое количество поставщиков ей не обязательно. Наибольший объем закупок происходит у ООО «DSSL». В 2016 г. наблюдается самое большое значение, равное 4 899,9 тыс. руб. Это соответствует ранее анализируемым данным, которые показывают увеличение деловой активности в этот год. Однако в 2017 г. объем снизился на 2 558,2 тыс. руб., что составляет 52,21% и стал равняться 2 341,7 тыс. руб.
Далее идет ООО «Мега-Ф», имеющий объем поставок в размере 1 649,3 тыс. руб. от общего объема закупок. Здесь прослеживается также тенденция к спаду, после 2016 г., тогда объем составлял 3 150,2 тыс. руб.
Что касается ООО «Veacam security», то он занимает самое незначительное место в общем объеме закупаемой продукции и поставил в 2017 г. товара на 817,4 тыс. руб.
На основе данных из таблицы 2 необходимо рассчитать динамику по различным группам риска, связанных с поставщиками. Эти расчеты представлены в таблице 2.
Таблица 2
Динамика обеспечения договорных обязательств между ООО «МСК» и поставщиками за 2015–2017 гг., ед., %
Наименование поставщика |
Изменение |
|||
2017 г./2016 г. |
2017 г./2015 г. |
|||
ед. |
% |
ед. |
% |
|
ООО «DSSL» |
||||
1. Нарушение сроков доставки товара |
-4,00 |
-57,14 |
-1,00 |
-25,00 |
2. Нарушение соответствия качества поставленного товара требованиям |
-3,00 |
-75,00 |
-2,00 |
-66,67 |
3. Нарушение количества поставляемого товара |
-1,00 |
-25,00 |
0,00 |
0,00 |
4. Потеря/порча товара |
-1,00 |
-100,00 |
0,00 |
0,00 |
ООО «Мега-Ф» |
||||
1. Нарушение сроков доставки товара |
-1,00 |
-50,00 |
1,00 |
0,00 |
2. Нарушение соответствия качества поставленного товара требованиям |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
3. Нарушение количества поставляемого товара |
-3,00 |
-75,00 |
-1,00 |
-50,00 |
4. Потеря/порча товара |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
ООО «Veacam security»: |
||||
1. Нарушение сроков доставки товара |
-2,00 |
-50,00 |
1,00 |
100,00 |
2. Нарушение соответствия качества поставленного товара требованиям |
1,00 |
50,00 |
2,00 |
200,00 |
3. Нарушение количества поставляемого товара |
0,00 |
0,00 |
1,00 |
100,00 |
4. Потеря/порча товара |
2,00 |
0,00 |
1,00 |
100,00 |
Далее, для определения поставщика, в отношении которого имеются наибольшие риски, целесообразно найти какую долю занимают нарушения в общем объеме поставленной продукции в процентном соотношении. Эти расчеты представлены в таблице 3.
Таблица 3
Доля нарушений каждого поставщика в общем объеме
поставленной продукции в процентном соотношении за
2015–2017 гг., %
Наименование показателя |
Годы |
Изменение(+/-) |
|||
2015 |
2016 |
2017 |
2017 г./2016 г. |
2017 г./2015 г. |
|
1. ООО «DSSL» |
0,33 |
0,33 |
0,30 |
-0,03 |
-0,03 |
2. ООО «Мега-Ф» |
0,36 |
0,22 |
0,18 |
-0,04 |
-0,18 |
3. ООО «Veacam security» |
0,89 |
0,30 |
1,10 |
0,80 |
0,21 |
Из данных таблицы следует, что наибольший риск для ООО «МСК» представляет ООО «Veacam security». У него наблюдается самый большой процент срыва обязательств. В 2017 г. они составили 1,1% от общего числа предоставляемой продукции. В то время как у других поставщиков этот показатель равняется 0,30% и 0,18% у ООО «DSSL» и ООО «Мега-Ф» соответственно.
Учитывая тот факт, что объем предоставляемых услуг ООО «Veacam security» самый маленький – 817,4 тыс. руб., то для ООО «МСК» есть смысл поразмыслить о необходимости в его услугах. Быть может, есть смысл перенести его долю на более надежных поставщиков, тем самым снизив риски к минимуму.
В таблице 4 представлены общие данные по потребителям.
Далее целесообразно провести анализ рисков, связанных с потребителями. Из данных следует, что в 2017 г. общий товарооборот уменьшился на 32 137 тыс. руб., что в динамике составило 59,86%. Что касается 2016 г., то на него пришелся пик спроса за весь анализируемый период. Выручка составила 53 690 тыс. руб.
Таблица 4
Потребители товаров и услуг ООО «МСК» за 2015–2017 гг., тыс. руб., %
Наименование показателя |
Годы |
Изменение |
|||||
2015 |
2016 |
2017 |
2017 г./2016 г. |
2017 г./2015 г. |
|||
ед. |
% |
ед. |
% |
||||
1. Выручка, тыс. руб. |
24042,00 |
53690,00 |
21553,00 |
-32137,00 |
-59,86 |
-2489,00 |
-10,35 |
2. Дебиторская задолженность (расчеты с покупателями и заказчиками), тыс. руб. |
5530,00 |
35566,00 |
38204,00 |
2638,00 |
7,42 |
32674,00 |
590,85 |
3. Кол-во контрактов, закл.с юр. лицами, шт. |
62,00 |
92,00 |
55,00 |
-37,00 |
-40,22 |
-7,00 |
-11,29 |
4. Кол-во контрактов, закл.с физ. лицами, шт. |
36,00 |
72,00 |
32,00 |
-40,00 |
-55,56 |
-4,00 |
-11,11 |