Файл: Экспертиза как средство управления качеством и конкурентоспособностью товаром.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика экспертизы товаров
1.1. Экспертиза: понятие, виды и область применения
1.2. Качество как основа повышения конкурентоспособности товаров
1.3. Экспертиза как средство повышения качества и конкурентоспособности
Глава 2. Экспертиза исследуемой группы товаров
2.1. Общая товароведная характеристика исследуемой группы товаров
2.2. Характеристика видов экспертизы исследуемой группы товаров
Введение
В области экспертизы товаров в России сложилась противоречивая ситуация, когда экспертизу товаров называют товароведческой, товароведной, товарной и другими именами. При этом объектом таких экспертных исследований выступают продукция, изделия, отходы, материалы, вещества, но не товары. Некоторые авторы считают, что если исследования выполняются товароведами, то и экспертиза должна называться товароведная. В других публикациях считается, что такая экспертиза должна именоваться товароведческая, в других публикациях – как товарная экспертиза.
Судебные эксперты Минюста РФ относят ее к одному из родов судебной экспертизы, в частности судебно-товароведческая экспертиза. Эксперты МВД РФ имеют свою точку зрения на экспертизу товаров. Она заключается в том, что объект, который называется товаром, исследуется во многих родах и видах экспертиз. Некоторые ученые считают, что судебно-товароведческая экспертиза является отдельным классом судебных экспертиз. Эксперты Федеральной таможенной службы РФ придерживаются мнения, что существует экспертиза товаров, где товар трактуется в соответствии с Таможенным кодексом РФ, как движимое имущество. Экспертизу товаров в таможенных целях в практике еще называют таможенной экспертизой, т.к. кроме особенностей объекта экспертизы существуют особенности предмета экспертизы и методов экспертизы товаров в таможенных целях. На рынке продуктов питания широким спросом пользуются высококачественные и недорогие продукты повседневного ассортимента. Это в полной мере относится к такому незаменимому продукту, как питьевая вода бутилированная (по ОКП - общероссийскому классификатору продукции – «напитки безалкогольные; минеральные воды и прочие питьевые воды в бутылках» - 11.07)[1]. Этим и объясняется актуальность данной темы исследования. Проблема исследования - особенности проведения экспертизы товаров (по определенному ОКП – 10.73) на современном этапе.
Объект исследования - экспертиза как средство управления качеством и конкурентоспособностью. Предмет исследования - особенности проведения экспертизы макаронных изделий.
Цель исследования - рассмотреть экспертизу как средство управления качеством и конкурентоспособностью товара.
В соответствии с целью были выдвинуты следующие задачи:
- дать общую характеристику экспертизы товаров;
- охарактеризовать понятие, виды и область применения экспертизы;
- оценить качество как основу повышения конкурентоспособности товаров;
- проанализировать экспертизу как средство повышения качества и конкурентоспособности;
- осуществить экспертизу исследуемой группы товаров;
- дать общую товароведную характеристику исследуемой группы товаров;
- осуществить классификацию и характеристику видов экспертизы исследуемой группы товаров.
В процессе работы были использованы как теоретические (диалектический, логический, функциональный), так и исследовательские (системный, анализа и синтеза) методы исследования. Диалектический и логический методы имели определяющее значение и составили основу методологии исследования.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, поделенных на пять параграфов, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Общая характеристика экспертизы товаров
1.1. Экспертиза: понятие, виды и область применения
Экспертиза применяется во многих областях как хозяйствования, так и деятельности государственных органов и учреждений. Значение экспертизы, как таковой, неоценимо. Она помогает во многих ситуациях разрешить тот или иной спор между заинтересованными лицами, либо ее проведение носит обязательных характер, к примеру, при получении субъектом предпринимательства какого-либо разрешения и т.д. Широко применяется экспертиза в различных целях, в том числе при рассмотрении уголовных (а также административных, гражданских) дел, при осуществлении судебного процесса и т.д.
Товароведческая экспертиза - род экономических экспертиз, назначается в случаях, когда необходимо изучить готовые промышленные и продовольственные товары (изделия), их потребительские свойства, тару и упаковку, условия хранения, механизм возникновения дефектов[2].
Среди экспертиз, выполняемых в ЭКЦ МВД РФ, в рамках которых исследуются продукция, изделия и товары, можно выделить три класса судебно-экономическую экспертизу, экспертизу материалов, веществ и изделий и экспертизу пищевых продуктов. В судебно-экономической экспертизе выделяют род финансово-экономической экспертизы. В качестве вида финансово-экономической экспертизы выделяется экспертиза по оценке движимого и недвижимого имущества. В рамках последней экспертизы исследуются цена товара. В экспертизе пищевых продуктов проводится установление: соответствие продовольственных товаров и полуфабрикатов - их наименованию, сортности; качества товара - требованиям ГОСТов, соблюдения норм вложения сырья в изделия и технологии их производства, определения способа фальсификации продовольственных товаров.
Для проведения судебно-товароведческой экспертизы часто привлекаются специалисты-товароведы. При этом товар может отсутствовать, а в качестве объектов экспертизы могут выступать товаросопроводительные документы. Экспертиза товаров и других объектов, перемещаемых через таможенную границу, рассматривается как экспертиза товаров в таможенном деле, а также как экспертиза товаров при осуществлении таможенного контроля (таможенная экспертиза). Экспертиза судебно-товароведческая - исследование объекта товарного происхождения и иных материалов дела, проводимое экспертом-товароведом в соответствии с установленным процессуальным законом порядком, направленное на установление обстоятельств, относящихся к предмету судебно-товароведческой экспертизы и имеющих доказательственное значение для дела. Экспертиза товарная - ведомственная экспертиза, осуществляемая уполномоченными органами (организациями) по нормам административного права, содержащимся в ведомственных нормативных актах (положениях, инструкциях). По кругу решаемых задач и исследуемых объектов отличается от судебно-товароведческой экспертизы. С введением в действие Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ»[3] ведомственная товарная экспертиза в рамках административной юрисдикции стала относиться к судебной экспертизе.
С введением в действие Федерального закона «Об оценочной деятельности»[4] появилась оценочная экспертиза объектов имущественных прав, в которые входят товары и продукция, а также отдельные элементы имущества. Товароведы в своих публикациях также используют несколько названий товароведческих экспертиз. К экспертизе потребительских товаров относят экспертизу товаров в соответствии с Федеральным законом «О защите прав потребителей»[5]. Однако, кроме потребительских товаров известны другие виды продукции и изделий, а также различные материалы, вещества и ресурсы, которые выступают в торговом и неторговом обороте и обращении. А если учесть, что в товароведении и техническом регулировании в понятие продукция входит понятие цикл жизни продукции, то тогда исследование продукции начинается со стадии проектирования и заканчивается утилизацией продукции. Кроме того, необходимо помнить, что технические регламенты по требованиям безопасности продукции и национальные стандарты по требованиям пригодности (объективного качества) относятся именно к продукции, а не товарам.
Поэтому фактически исследования, в том числе и экспертные, относятся к продукции. Исторически слово «товароведная экспертиза» используют товароведы, работники Торгово-промышленной палаты РФ применяют термин «товарная экспертиза», судебные эксперты выполняют судебно-товароведческие экспертизы», а в публикациях по экспертизе в таможенном деле используется наименование «экспертиза товаров в таможенных целях». В товароведении обычно выделяют четыре основные вида характеристики продукции, которые могут быть предметом товарной экспертизы: ассортиментная, качественная (пригодности), количественная и стоимостная (цены).
Многие исследователи предлагают исследование ассортимента свести к идентификационным задачам, экспертизу качества рассматривать как задачу определения причин возникновения дефектов продукции, а также вопросов конкурентоспособности и т.п. Экспертиза количества товара фактически представляет собой измерительную оценку количества товара в партии во время приемки (отгрузки). Стоимостная экспертиза на самом деле представляет собой экспертизу цены товара и ее можно называть оценочной, хотя оценка подразумевает оценку стоимости, а не цены имущественных прав[6].
В частности, предлагаются еще два вида товароведной экспертизы: документальная (по документам) экспертиза и экспертиза подлинности товара (на фальсификацию). Иногда в понятие «жизненный цикл продукции» вкладывают этапы, не имеющие к нему отношения, например, перемещение товара через таможенную границу. Любые операции с товаром, в том числе при смене собственника товара, не относятся к этапам жизненного цикла. В жизненный цикл массовой продукции обычно входит проектирование, продуцирование, выход на рынок (в оборот) или в обращение, потребление, утилизация. В нормативных правовых актах используются два слова «оборот» и «обращение», которые часто рассматриваются как синонимы, однако в действительности это не так. Некоторые недобросовестные участники внешнеторгового оборота пользуются этим, в частности оформляют фиктивные сделки, по которым товары якобы находятся в обороте, однако на самом деле товар лежит на складе, а происходит смена собственника товара.
Поэтому в рамках внешнеторговой сделки необходимо действительное обращение (перемещение) товара через таможенную границу. Обратим внимание, что в таможенном деле применяется слово «перемещение», однако разделяют торговый и не торговый оборот товаров. Поэтому на таможенной границе экономическое содержание слова «товар» в некоторых случаях теряет свой смысл, т. к. в неторговом обороте оборачивается продукция, а не товары. В этой связи при экспертизе товаров в таможенных целях в качестве объекта экспертизы выступает совокупность (комплекс) свойств товара. Кроме свойств вещественного (или материального носителя), эксперты исследуют информационные свойства (свойства отображения в виде некоторых знаков, нанесенных на носитель). Например, не всякая книжная продукция может свободно перемещаться через таможенную границу, а только соответствующая определенным требованиям законодательно установленных ограничений. Кроме того, так как товар в торговом обороте не только перемещается, но и обращается, то навстречу ему перемещаются денежные средства эквивалентные цене сделки на товар. Поэтому эксперты исследуют еще одно товарное свойство - денежный эквивалент партии товара, в частности рыночную цену товара на определенную дату на определенном рынке при определенных торговых условиях. Таким образом, эксперты исследуют овеществленные и (или материализованные общественные отношения), которые сложились на рынке по поводу определенного товара, и которые в информационном (ценовом) виде отображают эквивалент товара.
Товар как категория является некоторым экономическим статусом, который присваивается продукту (продукции), если он обладает определенными свойствами, например, по безопасности в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании»[7]. Поэтому сначала рассмотрим продуктовые свойства. При категорийном подходе к продукту, категорию продукт можно рассмотреть, как три основные категорийные проекции: категорию носителя - продукта, категорию знакового отображения (информационного продукта) и категорию упаковки-продукта (упаковочные свойства).
Пересечение категорий носитель и информационный продукт образуется категория документация на продукт (инструкции, паспорта и т.п.). Пересечение категорий упаковка и информационный продукт образует категорию маркировка. Пересечение категорий упаковка и носитель образует категорию продукта, который может находиться только в упаковке. Если исходить из того, что товар есть продукт рынка (рыночных отношений), то тогда товар как категория будет состоять из трех основных категорий: категории продукционности (товар должен обладать свойством продукта), категории оборачиваемости (многие продукты ограничены или запрещены к обороту) и категории рынка (соответствовать обязательным требованиям по безопасности, добровольным требованиям национальных стандартов и требованиям качества стандартов организации)[8]. В продукционные свойства продукта входят целевые свойства (например, для личных или семейных нужд), свойства назначения (функциональные) и продуцентные свойства (наименование продукта, наименование фирмы, наименование ресурса, из которого продуцирован продукт, в том числе места происхождения продукта).
1.2. Качество как основа повышения конкурентоспособности товаров
Товар может стать конкурентоспособным, т.е. занять достойное место в ряду аналогов и субститутов только в том случае, если он будет отвечать такому трудноуловимому и многозначительному понятию, как качество.
Качество – главная характеристика товара. Это способность фирменного товара выполнять свои функции. В понятие качества входят долговечность, надежность, точность, простота эксплуатации, ремонт и прочие ценные свойства, отсутствие дефектов или брака. Более жесткое требование – соответствие стандартам. Однако и этого недостаточно.