Файл: Понятие менеджмента. Менеджер и предприниматель (Характеристика менеджмента как вида деятельности).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 140
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Характеристика менеджмента как вида деятельности
1.1. Понятие и значение менеджмента в современности
Глава 2. Менеджмент как система управления
2.2. Организационная культура и эффективность менеджмента организации
Глава 3. Сравнительный анализ статусов менеджера и предпринимателя
Введение
Изменения в социально-политической и экономической жизни страны потребовали кардинальной перестройки всей системы управления. В настоящее время продуктивно руководить производственно-хозяйственной деятельностью могут только специалисты-управляющие (менеджеры), для которых работа в условиях рынка в соответствии с его требованиями и законами (маркетинг) – это образ мышления и действия.
В литературе встречаются самые разные определения понятия «менеджмент», что объясняется его многоплановостью, тесным переплетением теории и практики. Менеджмент представляет собой целостную, комплексную систему, которая постоянно развивается и совершенствуется[1].
Строго говоря, менеджмент надо рассматривать не просто как отдельную дисциплину, а как междисциплинарную область. Менеджмент аккумулирует достижения теории управления, экономической теории, маркетинга, социологии и психологии управления, предпринимательства, кибернетики.
В современном русском языке для определения понятия «управление» сосуществуют два термина – «менеджмент» и «управление». В английском языке также имеются два термина «management» и «administration»[2].
Для понимания менеджмента очень важно уяснить его взаимосвязь с маркетингом. По определению Американской маркетинговой ассоциации маркетинг – это процесс, охватывающий разработку и реализацию маркетинговой концепции, ценообразование, продвижение на рынок и сбыт идей, товаров и услуг, и призванный обеспечить обмен, отвечающий целям отдельных лиц и организаций[3].
Объект исследования – особенности менеджмента как вида деятельности и системы управления, анализ статуса менеджера и предпринимателя.
Предмет – менеджмент как система управления.
Цель настоящего исследования – осуществить системный анализ менеджмента, как вида деятельности и системы управления.
Задачи исследования: дать характеристику менеджмента как вида деятельности; определить понятие и значение менеджмента в современности; проанализировать функции менеджмента; рассмотреть менеджмент как систему управления; охарактеризовать менеджмент и управление; провести анализ организационной культуры и эффективности менеджмента организации; сопоставить (сравнить) статусы менеджера и предпринимателя.
По структуре работа состоит из введения, основной части из трех глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Характеристика менеджмента как вида деятельности
1.1. Понятие и значение менеджмента в современности
Менеджмент – это управление деятельностью организации, ориентированной на рынок.
Необходимо отметить, что современный менеджмент существует и развивается в условиях рыночной экономической системы. Сегодня в развитых странах под ней понимается смешанная экономическая система, то есть такой способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства (через директивы и фискальные рычаги)[4].
Другим важным аспектом для понимания современного менеджмента является его международный характер[5]. В настоящее время во всем мире происходят кардинальные изменения в международном разделении труда, идут процессы интернационализации и транснационализации хозяйственной деятельности стран мирового сообщества, вне зависимости от уровня их экономического развития. Чем глубже включается страна в мировую экономическую систему, тем больше благ с меньшими затратами национальных факторов производства получает ее население.
Говоря о менеджменте, мы всегда подразумеваем фигуру менеджера. Это еще одно из отличий менеджмента от управления, которое в большей степени является обезличенным.
Менеджмент прошел в своем стремительном развитии от возникновения в конце XIX в. до наших дней огромный путь. Нет другой науки, которая оказала бы такое влияние на мировую и национальные экономики и стала бы большим по значимости ресурсом, чем сырье и материалы. Менее чем за полторы сотни лет менеджмент преобразил социальную и экономическую структуру развитых стран всего мира. Он создал глобальную экономику и установил новые правила для стран.
В одном из основных изданий менеджмент идентифицируется с управлением - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. В этом определении выделяются основные функции менеджмента. Менеджмент определяется как процесс достижения поставленных целей посредством использования труда людей. В него входят такие составляющие, как организация, руководство, искусство общения с людьми, способность ставить цели и находить средства для их достижения. Это определение по своей сути и содержанию соответствует понятию социального управления[6].
Р. Дафт определяет менеджмент как эффективное и производительное достижение целей организации посредством планирования, организации, лидерства (руководства) и контроля над организационными ресурсами. Здесь к функциям добавляется лидерство (руководство)[7].
П. Друкер выделяет главную задачу менеджмента: добиться, чтобы люди могли совместно заниматься одним и тем же делом, будучи объединены общими целями и ценностями, а также соответствующей структурой, подготовкой и развитием, необходимыми для того, чтобы выполнять свою работу и реагировать на перемены. Он также видит функцию (достижение) менеджмента в объединении в одной организации до десяти тысяч высокообразованных людей, сведущих в 60 различных областях знаний[8].
1.2. Функции менеджмента
Управления рассматривается как процесс, т.е. оно состоит из серии (суммы) непрерывных, взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, называются функциями менеджмента[9].
Анри Файоль, который первым разработал эту концепцию, считал, что существует пять исходных функций. По его словам, «управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать». Другие авторы разработали иные перечни функций. Обзор современной литературы позволяет выявить следующие функции менеджмента: планирование, организация, распорядительство, мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров[10].
В данном учебном пособии принят подход, основанный на объединении существенных видов управленческой деятельности в четыре функции.
Планирование – процесс выбора целей и решений, функция, с помощью которой менеджер предопределяет курс своих действий. Этот процесс характеризуется составлением плана (краткого, полного).
Общие цели организации формулируются и устанавливаются на основе ее миссии, определяя к чему она стремиться.
Цели должны обладать рядом характеристик: достижимость их признаком конкретности; определением достижения цели во времени; признак достижимости цели.
Таблица. Функции и операции менеджмента[11].
Функции |
Операции |
Планирование |
Анализ среды. Прогнозирование. Определение миссии и целей. Выбор стратегии. Разработка тактики, политики организации и программы действий. Установление сроков выполнения, определение источников финансирования. |
Организация |
Разработка и построение организационной структуры. Персонификация должностных обязанностей для каждого структурного элемента. Делегирование полномочий. |
Реализация (руководство и координация) |
Разработка процесса принятия решений. Использование систематизированных процедур и техники в процессе принятия решений. Мотивационные действия. Организация системы коммуникаций. Взаимодействие между подсистемами в организации. Поиск, отбор и обучение кадров. Оценка деятельности. |
Контроль |
Разработка стандартов. Определение, оценка и информирование об отклонении действительных значений от заданных или их совпадениях. Анализ результатов. Корректирующие действия. |
Перед организацией стоят четыре основные стратегические альтернативы.
1. Имеет место ограниченный рост, т.е. установлена «планка» на уровне достигнутых определенных целей.
2. Рост, когда ежегодно имеет место повышение уровня целей. Рост бывает как внутренним, так и внешним.
3. Сокращение – когда цели находятся ниже ранее достигнутых. Сокращение может иметь место, когда предприятие сокращает производство (либо вообще ликвидируется). Либо сокращение связано с оставлением одного или нескольких производств (остальные – продаются, ликвидируются, отдаются в аренду и т.д.). Выделяется также и сокращение в форме переориентации, когда начинается выпуск иных товаров, на смену одним слугам приходят другие и т.д.
4. Сочетание – в форме объединения любых из трех стратегий.
На стратегический выбор, осуществляемый руководителями организации, влияют разнообразные факторы. Например, уровень риска, который считает приемлемым руководство компании, предыдущий опыт или фактор времени; т.е. реализация даже хорошей идеи в неудачный момент может привести к развалу организации[12]. В процессе выбора стратегии часто используют прогнозирование, в котором предсказание будущего опирается на накопленный опыт и текущие предположения относительно будущего.
Организационная функция в менеджменте. Существует динамическое взаимодействие между стратегией организации, ее структурой и средой, в которой она функционирует[13]. Новую стратегию нельзя наложить на уже существующую структуру. Структура зависит от стратегии, и формирование организационной структуры, адекватной стратегии, является залогом успешной деятельности организации.
Организационная функция в менеджменте включает: создание системы управления, т.е. формирование организационной структуры управления в соответствии со стратегией организации; объединение в единое целое всех элементов организации; распределение ответственности и прав между руководителями; определение места и роли каждого подразделения организации.
В рамках организационной структуры протекает весь управленческий процесс. Структура позволяет определить место каждого работника в организации, распределить должностные обязанности, а также осуществить координацию задач организации. Структура организации – логически обоснованная система взаимоотношений уровней управления и функциональных областей, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации[14].
При построении организационной структуры необходимо выполнить следующую последовательность действий:
- формирование горизонтальной структуры, соответствующей важнейшим направлениям деятельности по реализации стратегии;
- формирование вертикальной структуры, связывающей деятельность высшего уровня организации с деятельностью среднего и низшего звеньев – процесс создания иерархии (скалярный процесс). Так как полномочия обычно передают путем скалярного процесса, результирующая иерархия называется скалярной цепью, или цепью команд;
- определение видов деятельности для линейных и штабных (аппаратных) подразделений;
- делегирование полномочий, т.е. передача задач и прав лицу, которое принимает на себя ответственность за них;
- установление соотношения полномочий различных должностей;
- определение должностных обязанностей как совокупности определенных задач и функций и поручение их выполнения конкретным лицам.
Поскольку организационные структуры основываются на планах, то существенные их изменения могут потребовать соответствующих корректировок структуры, т.е. реорганизации. Этот процесс, как и все функции в менеджменте, бесконечен.
В современном менеджменте выделяют два типа организации: бюрократический (или механистический) и адаптивный (или органический).
Функциональная организационная структура (эффективна для организаций среднего размера) – организация, в которой каждый ее элемент имеет четко определенную, конкретную задачу и обязанности (производство, финансы, маркетинг и т.п.), т.е. организационная структура, построенная в соответствии с видами работ, выполняемыми отдельными подразделениями. Если размер организации или данного отдела велик, то функциональные отделы можно в свою очередь разбить на более мелкие подразделения. Они называются вторичными, или производными. Основная идея функциональной структуры состоит в том, чтобы максимально использовать преимущества специализации и не допустить перегрузки руководства. При этом необходимо, чтобы подразделения не ставили собственные цели выше общих целей организации[15].