Файл: Функции социального обеспечения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 170

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.3 СИСТЕМА ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Современной наукой системность рассматривается в качестве одного из фундаментальных свойств объективного мира. Как метод научного познания, системный подход включает в себя ряд взаимосвязанных аспектов изучения объекта (компонентный, структурный, функциональный), которые позволяют в совокупности дать более глубокое представление о системе в целом.

Центральное место в системном подходе занимает компонентный аспект исследования, позволяющий ответить на вопрос, из каких частей состоит системное целое.

Другой важный аспект системного подхода связан с изучением ее структуры. Каждой конкретной системе присуща своя специфическая структура, определяемая природой составляющих ее компонентов. Нет системы без структуры, которая суть необходимый скелет, внутреннее устройство, закономерная организация субстанциональных, содержательных компонентов системного целого.

Составляющие структуру компоненты динамичны. Они видоизменяются, взаимодействуют друг с другом. Поэтому структура - это одновременно и способ функционирования конкретной системы, и форма, в рамках которой происходят преобразования.

Структурный анализ права означает выявление отраслевого состава, установление места конкретных отраслей в общей системе права, изучение взаимодействия отраслей друг с другом и системой в целом. А на уровне отрасли права его применение позволяет определить состав ее институтов, их соотношение и характер воздействия друг на друга.

Функциональный аспект заключается в установлении способов проявления активности системы и ее компонентов, поскольку право занимает ведущее место в системе социального регулирования.

Генезис права показывает, что его становление в качестве целостной системы, охватывающей своим воздействием все основные сферы жизни общества, является результатом длительного исторического развития. Только на определенной ступени общественного развития право превратилось в общеобязательный регулятор общественных отношений.

В качестве компонентов системы права выступают:

  1. Отрасли, институты, нормы права и иные образования, занимающие промежуточное положение Компоненты права (отрасли, институты, нормы) проявляют свое регулятивное свойство лишь в определенных пределах и формах. В частности, отрасль обеспечивает регламентацию в пределах конкретной группы общественных отношений, а правовая норма затрагивает лишь отдельные стороны определенного общественного отношения.
  2. Норма права является первичным компонентом системы, который обладает способностью быть регулятором поведения участников общественных отношений. Норма может выражать общие, принципиальные положения, относящиеся в равной степени ко всему комплексу общественных отношений в целом, либо закреплять правило, касающееся только одного вида отношений, входящих в предмет отрасли. С учетом этого нормы отрасли образуют общую и особенную части.

К общей части отрасли права социального обеспечения относятся нормы, выражающие принципы и задачи правового регулирования, основные права человека в области социального обеспечения, разграничение компетенции РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления по правовому регулированию социального обеспечения.

Особенную часть составляют нормы, определяющие условия предоставления отдельных видов обеспечения. Эти группы норм образуют институты отрасли права. В качестве примера можно назвать следующие институты: пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, пособий по безработице, по временной нетрудоспособности и пр. Внутри институтов нормы права также располагаются по определенной системе с учетом структуры правоотношений, единства и дифференциации норм, выделяемых по различным основаниям. В частности, внутри института пенсий по старости можно выделить трудовые и социальные пенсии. В свою очередь, среди норм, регулирующих условия предоставления трудовых пенсий по старости, есть общие нормы, определяющие субъектов и содержание пенсионных правоотношений, юридические факты, порождающие, изменяющие или прекращающие действие данных правоотношений, и специальные нормы, закрепляющие льготные основания обеспечения трудовыми пенсиями по старости с учетом вредности, тяжести, природно-климатических условий труда, а также за выслугу лет.

Система права социального обеспечения представляет собой совокупность объективно взаимосвязанных правовых институтов и норм, расположенных в определенной структурированной последовательности в соответствии со спецификой регулируемых общественных отношений.

Большинство норм права социального обеспечения имеют управомочивающий характер и являются дозволениями, что обусловливается природой опосредуемых ими общественных отношений. Они создают реальные предпосылки для удовлетворения жизненно необходимых потребностей человека в старости, при нетрудоспособности, потере кормильца и в других случаях. При этом используется разрешительное регулирование: субъектам правоотношений дозволяется только то, что прямо предусмотрено нормами.

Что касается запретов, то для советского периода истории права социального обеспечения они были не свойственны. Прямые запреты практически отсутствовали, хотя они логически следовали из содержания норм. Отличительной особенностью современного этапа развития права социального обеспечения является возникновение запрещающих норм (например, в Федеральном законе от 02.08.95 № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" и др.)


Систему отрасли права необходимо отличать от системы законодательства. Система законодательства с разной степенью обобщения оформляет и закрепляет систему отрасли. Систему законодательства можно определить, как совокупность нормативных актов о социальном обеспечении, обладающих внутренним единством и взаимосвязью, отражающей структуру отрасли права.

Наиболее последовательное выражение структура отрасли получает в едином, консолидированном нормативном акте типа Основ законодательства или Кодекса. К сожалению, такого нормативного акта в области социального обеспечения до сих пор нет. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.93 являются кодифицированным законом, но они содержат нормы, относящиеся к различным отраслям права и касающиеся широкого круга вопросов, а не только условий оказания медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования.[7]

Такое положение существенно усложняет систему законодательства о социальном обеспечении, порождает расхождения в регулировании одних и тех же отношений, приводит к дублированию норм.

Предпринимаемые попытки разработать кодифицированный нормативный акт пока не привели к положительному результату, что объясняется рядом объективных причин: противоречиями переходного периода; сложной экономической ситуацией в стране; отсутствием единой концепции социального обеспечения в новых социально-экономических условиях; большим разнообразием отношений по социальному обеспечению; постоянным реформированием органов управления социальным обеспечением.

Заключение

Учитывая точки зрения по вопросу о понятии социального обеспечения, следует выявить основные современные его признаки, в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения следует называть социальным.

Практически все ученые единодушны в том, что социальное обеспечение должно предоставляться за счет специальных фондов, образуемых государством. В период существования СССР таковыми являлись общественные фонды потребления и фонды обеспечения для нетрудоспособных. В настоящее время финансирование социального обеспечения происходит за счет специальных государственных внебюджетных фондов: пенсионного фонда, фонда социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также средств государственного бюджета, республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения.


С юридических позиций общепринято, что обеспечение за счет общества должно осуществляться не для всех граждан, а лишь для определенных их категорий, установленных в законе.

Таковыми являются:

  1. Нетрудоспособные (в том числе по старости, инвалидности, выслуге лет);
  2. Потерявшие кормильца; беременные женщины; дети; семьи, имеющие детей; безработные;
  3. Имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев; ветераны войны и труда;
  4. Пострадавшие от воздействия радиации; лица, награжденные орденами боевой и трудовой славы;
  5. Герои Советского Союза и России; жители блокадного Ленинграда; лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда»; бывшие узники концлагерей, гетто;
  6. Подвергшиеся репрессиям и впоследствии реабилитированные, и т.д.

Круг этих лиц устанавливается применительно, к конкретным видам обеспечения;

Право на тот или иной вид обеспечения устанавливается для определенных групп из вышеперечисленных граждан только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе. К таковым преимущественно относятся события (достижение определенного возраста, инвалидность, смерть, рождение гражданина и т.д.). Указанные обстоятельства в большинстве случаев связываются с наступлением для человека трудной жизненной ситуации, в которой он оказался по не зависящим от него причинам и когда помощь общества является ему крайне необходимой.[8]

Список используемой литературы

  1. Нормативно-правовые акты.
  2. Конституция Российской Федерации: официальный текст. - М.: Айрис Пресс, 2014. - 62 с.
  3. ФЗ РФ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 22.07.2008). РГ. № 247.20.12.2001.
  4. ФЗ РФ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 24.07.2009). РГ. № 99.24.05.1995.
  5. ФЗ РФ "Об основах обязательного социального страхования" от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 05.03.2004). РГ. № 139.21.07.1999.
  6. ФЗ РФ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" от 02.08.1995 № 122-ФЗ (ред. от 22.08.2004). РГ. № 150.04.08.1995.
  7. Книги и монографии:
  8. Барщевский, М.Ю. Все о пенсиях и льготах / М.Ю. Барщевский. - М: Юрист, 2009. - 192 с.
  9. Кобзева, С.И. Источники права социального обеспечения России: монография / С.И. Кобзева. - М.: Проспект, 2009. - 246 с.
  10. Челнокова, Г.Б. Социальное законодательство, направленное на защиту от бедности в России / Г.Б. Челнокова. - М.: Проспект, 2009. - 104 с.
  11. Статьи:
  12. Гонтмахер, Е. Эволюция системы социальной поддержки населения / Е. Гонтмахер, В. Трубин. // Проблемы теории и практики управления. 2007. №6. С.24-27.
  13. Зверева, Н.В. Проблема реформирования системы льгот в России / Н.В. Зверева. // Вестник Московского университета. Сер.6. Экономика. 2006. №2. С.4-7.
  14. Иванова, Р.И. Предмет и метод советского права социального обеспечения / Р.И. Иванова, В.А. Тарасова // Советское государство и право. 1978. № 8. С.31-38.
  15. Комарова, С.В. Современные проблемы пенсионной сферы. / С.В. Комарова. // Финансы. 2005. №3. С.15-17.
  16. Силакова, О. Социальное обеспечение гарантировано основным Законом РФ / О. Силакова. // Власть судебная. 2005. № 2 (12). С.62-66.
  17. Согласование интересов работников, работодателей и государства в регулировании трудовых отношений: Сборник статей / Под ред.П.Н. Зюкова. - Спб.: Юристъ, 2008. - 214 с.
  18. Шайхатдинов, В.Ш. Социальное обеспечение - на уровень правового государства / В.Ш. Шайхатдинов. // Правовое государство: теория и практика. Общественно-политический и научно-правовой журнал. 2005. № 2. С.12-20.
  19. Учебная и справочная литература:
  20. Право социального обеспечения: Учебник / Под ред.К.Н. Гусова. - М.: ПБОЮЛ Грачев С. М., 2006. - 328 с.
  21. Право социального обеспечения: Учебное пособие / Под ред. К.В. Добромыслова, Е.Е. Мачульской. - М.: Новый диск, 2009. - 256 с.
  22. Право социального обеспечения России: сборник нормативных правовых актов / Под ред. проф.Э.Г. Тучковой. - М.: Проспект, 2009. - 640 с.
  23. Сулейманова, Г.В. Право социального обеспечения / Г.В. Сулейманова. - М.: Издательство: Дашков и Ко, 2009. - 448 с.