Файл: Реферат для сдачи кандидатского минимума по дисциплине История и философия науки.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 352
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Казанский национальный исследовательский технологический университет»
(ФГБОУ ВО «КНИТУ»)
Кафедра философии и истории науки
Р Е Ф Е Р А Т
для сдачи кандидатского минимума по дисциплине
«История и философия науки»
по истории философии химии
(отрасль науки)
на тему «Развитие философских представлении о науке на примере философии химии»
Исполнитель
(с указанием: аспирант
или соискатель;
кафедра КНИТУ
или иное подразделение;
ф.и.о. полностью):
Согласовано: Результаты экспертизы:
Первичная экспертиза:
Научный руководитель Научный руководитель
____________________
(звание, должность) (звание, должность)
Кафедра философии Окончательная экспертиза:
и истории науки:
____________________ ______________________
Казань 2023
Содержание
Введение 3
1 Сущность науки 5
2 Сущность философии 8
3 Философия химии 12
4 Наука с точки зрения закона 16
Заключение 18
Список используемых источников 21
Введение
В любой диссертационной или же иной научной работе необходимо присутствие научной составляющей. На сегодняшний день существует множество представлений о науке и философии, сформированных еще в Советском союзе, но утративших свою актуальность в современном мире. Для того, чтобы правильно составить научную часть работы, необходимо понимать, что есть наука.
Фундаментальный вклад в развитие мировоззренческих представлений человечества внесла философия. Наука и философия - две нераздельно связанные сущности познания окружающего нас мира. Вокруг них выстроено множество теории и мнении, которые то опровергают, то дополняют одна другую. Это сформировало многогранность и в каком-то смысле запутанность в определении науки и философии.
В своей работе, я бы хотел показать пример развития науки, ее вопросов, гипотез, представления взглядов на философию и науку на определенных этапах истории. А на примере философии химии я бы хотел спроецировать изложенные факты и доводы, которые раскроют многогранность решаемых задач и вопросов любой из современных дисциплин человеческого познания и остановиться на принятии всех фактов, с последующим решением данного вопроса о разногласиях представлений о науки и философии.
XXI век приготовил науке немало проблем, но достаточно нерешенных задач осталось и со времен ХХ столетия. Например, проблемы глобализации, антинаучные и вненаучные отношения, война и мир, нищета и богатство. А современный мир преподносит свои постиндустриальные проблемы. Но все это возможно решить, только благодаря науке, поскольку наука – это «изобретение» человеческого разума, которое призвано понять загадочный мир и себя самого.
1 Сущность науки
В настоящее время дать определение такому термину как «наука» не является проблемой. Однако, если подойти к данному вопросу с большей педантичностью, то можно понять, что существует множество определении, для такого уникального явления, но в силу сложности и многогранности науки составить универсальное определение не является возможным.
От начала истории человека наука всегда присутствовала рядом с ним. Современный мир полон различными исследованиями. Существует множество точных, социальных, естественных и других видов науки.
Античные ученые своего времени заложили основу в суть и понимание науки. В этом фрагменте истории сформировались основные научные программы такие как атомистическая, платоно-пифагорейская и аристотелевская. В каждой из этих школ науки была заложена своего рода особое понимание природы и места конкретной науки и ее методов познания. [1]
Платон неоднократно обращался в своих трудах к точным наукам, но в первую очередь он ставил философию. Это объясняется тем, что наука по Платону должна изучать сущность – мир неизменных и вечных идей. В действительности так и есть. Философия изучает высшие цели, а математика – точные и идеальные отношения. Согласно учению Платона геометрия, арифметика, гармония и астрономия дарованы человеку высшими силами. В конце концов из-за своего абстрактного и спекулятивного характера платоновская школа была вытеснена другими более реалистичными программами и аристотелевской философией.
Аристотеля считают «отцом» целого ряда наук. На его счету множество открытий и формально говоря его считают первым философом науки. Он первым выделил представление о том, как нужно правильно строить научное исследование, а затем излагать его результаты. Этим учением пользуется вся современная научная культура. Каждое явление, согласно философии Аристотеля, обуславливается четырьмя видами причин:
- формальная (связана с сущностью явления, его структурой и формой)
- материальная (связана с веществом или «телом», в котором воссоздается эта форма или модель)
- движущая (побудительная причина)
- целевая (причина ради которой происходит явление)
Если же все причины удается установить, то согласно программе Аристотеля, задача науки оказывается полностью выполненной, а явление познанным и объясненным.
Философия и наука это два тесно взаимосвязанных объекта познания. С развитием науки происходит прогресс философии и наоборот. Они фокусируются в рамках конкретных культурных типов, взаимно влияя друг на друга и решая свои задачи.
За всю историю человеческого существования накопилось отнюдь немало представлении о философии и науке. Объективно невозможно судить об этих представления, поскольку это основа, составляющая сознание человека и его суть.
На начальном этапе философия включала в себя совокупность всех знаний. Это происходило во время древнего мира и в период средневековья. В дальнейшем происходит процесс специализации и дифференциации научных открытий и их обособленность от философии. Хронологически этот процесс отслеживается в периоде XV-ХVI века и достигает пика в ХVII-ХVIII веках.
Второй этап характеризуется тем, что определенное научное знание обладало эмпирическим свойством, а за методологическое обоснование отвечала философия, достаточно умозрительным путем.
В заключительном третьем периоде происходит частичное перенимание наукой у философии теоретических обобщений своих открытий. Теперь, универсальную модель вселенной философия может строить только совместно с наукой, на основе конкретных научно обоснованных знаний. Этот период относят к началу 19 века.
Н. Г. Чернышевский считал, что наука очень сурова и незаманчива в своем истинном обличии и она не привлечет толпу, так как наука требовательна и желает от своих последователей очень много приготовительных познаний, а также привычки к серьезности мышления. Поэтому, чтобы придать себе массовость, наука должна сложить с себя форму науки.
Таким образом, выявляется основа, для формирования и развития будущих наук. Смысл заключается в том, что у каждой науки имеется своя собственная философия и в этом она видит свой высший смысл, а именно заниматься не только изучением конкретного предмета своего учения, но еще правильно определять свои цели, роль и главную миссию. Наука, которая не успела или не смогла выйти на свой уровень формирования своей собственной философии не сможет состояться, как самостоятельная дисциплина, но такое случается крайне редко.
Как отмечал Д.И. Менделеев, настоящие открытия создаются работой не одного ума, а трудом массы единомышленников, из которых только один может являться выразителем того, что принадлежит большинству как плод совместной работы мысли.
Отличительной чертой науки является объективное рассмотрение мира от иных способов познания, например, религиозного или эзотерического и мифологического, а также философского. В искусстве отражение реальности складывается субъективной и объективной суммой, а само воспроизведение реальности обычно предполагает эмоциональную оценку. Опираясь, исключительно, на объективную оценку науки, сформировывается научный образ мышления.
В структуру научного образа мышления входят:
1) Наблюдение за факторами и их изменение, как количественное, так и качественное. При их описании применяются различные абстракции.
2) Анализ полученных результатов наблюдения и их систематизация с определением значимого и второстепенного.
3) Синтез и формулировка теорий и гипотез.
4) Построение прогноза с формулированием следствий вытекающих из гипотез и теорий.
5) Прогнозирование следствий с применением эмпирического метода.
Принципиальное значение имеет критическое отношение к данным и всему ходу исследования любого уровня. Необходимость доказывать, обосновывать, подтверждать теоретические выводы результатами опытов отличает науку от других форм познания.
2 Сущность философии
Как говорилось выше, античные ученые своего времени посвящали философии большую часть своей жизни и определяли ее место в мире на порядок значимее других дисциплин. Первые философские суждения появились задолго до появления письменности. Трудно описать насколько широк фронт изучения философии мироздания. Философия – наука о всеобщих закономерностях, которым подчинены бытие и мышление человека. У Платона термин «философия» тождественно равен понятию «наука». Сократ употреблял слово «философия» как любомудрие, поиск истины, жажда знании. У Аристотеля же этот термин появился в качестве основополагающей науки, которую мы сейчас изучаем в современных университетах.
Основным вопросом философии является проблема отношения бытия к мышлению и сознания к материи. В любой философской системе представлено конкретное решение данного вопроса.
Задачами философии на протяжении многих веков являлись изучение всеобщих законов развития мира и общества, а также изучения процесса познания, изучения нравственных формировании и ценностей.
Раскрытая в предыдущем разделе мысль о многогранности науки проецируется соответственно на философию, как и любую иную науку и заключается в том, что философия существует в виде различных областей и направлений, которые могут противоречить друг другу, или же наоборот дополнять друг друга. Современная наука относит к философии:
- метафизику
- эпистемологию
- логику
- этику
- эстетику
- социальную и политическую философию
- философию науки
Дословно точное определение философии так или иначе является открытым философским вопросом, дискуссии по которому проходили и будут проходить. Связано это с тем, что конкретного предмета изучения философии попросту не существует. А существует все обозримое, неопознанное и опознанное, что и рассматривает философия, в том числе и методологию познания всего сущего. Определение философии также зависит от конкретной эпохи, поскольку разные философские школы сформировали совершенно разное и в тоже время схожее определение для данного термина. Однако, несмотря на такую неопределенность, у философии есть строгий постулат – любое философское рассуждение, строится рационально и осмысленно, в соответствии с принципами мышления или другими словами логикой. В этом и заключается специфичность философии, то есть в объекте. У отдельных наук существуют отдельные узкие области исследования, в то время как философия стремиться познать основы и фундаментальные принципы материи. [2]
Отказ от философии чреват тяжелыми мировоззренческими последствиями. Он уже смог привести западное общество на край духовной катастрофы. Однако и в России неоднократно звучали заявление о вреде философии. Первые посылы пришли во времена прихода к власти большевиков в 1920-х годах прошлого века, а второй раз – технократы в начале 21 века. В основном это закономерно связано с абсолютизацией научного знания. И приводит это к отказу науки от всех других видов знаний, несущих ненаучный характер, тем самым это привело к появлению «научного тоталитаризма». [3]
Подобно науке философия занимается поиском истины, выявляет закономерности и результаты путем исследования через систему понятий и категорий. Но в философии предмет изучения рассматривается через отношения человека к миру, это говорит об антропном принципе, то есть всякий оценочный момент содержит субъективный элемент.
Философия, в том виде, в котором она существует сейчас, не была бы возможна без влияния внешних по отношению к человеку источников и условий. И наоборот, наука без философии невозможна в еще более глубоком смысле, так как научные открытия необходимо осознавать, осмысливать. В ином случае это будет считаться механической работой по добыванию мертвых знаний. А это не может дать человеку ничего хорошего. Поэтому, настоящий ученый-исследователь, должен быть в первую очередь философом и лишь потом экспериментатором и теоретиком. Научная истина являет собой объективное знание, делающая человека богаче, как материально, так и духовно. Здесь я подразумеваю научную истину, как симбиоз науки и философии. По отдельности научная истина даст лишь материальное благо человеку, а за духовную часть отвечает сугубо философская составляющая.