Файл: Реферат для сдачи кандидатского минимума по дисциплине История и философия науки.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 346
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По мнению российского философа Межуева В.М. одной философии на всех существует. Но также останавливаться на плюрализме и считать, что в этом есть какое-то определение философии совсем не стоит. Искусство подобно философии тоже плюрально и существует как многообразие жанров, видов и направлений. В этом нет принципиального их отличия. Но Межуев был убежден в одном: философия есть часть культуры. И философия есть взгляд свободного человека на мир. [4]
Другой российский академик РАН Гусейнов А.А. был солидарен в высказываниях Межуева и считает, что философия имеет огромное количество специфических признаков. Он отметил, что плюралистичность философии определяет свое стремление каждой из всех философских систем к абсолютной истине. [4]
Современные ученые и философы могут иметь множество разногласии в вопросах своей дисциплины, но все они уверены в одном, что философия не имеет границ и она существует во всей материи и применима ко всему. И в этом кроется ее сущность, также, как и ее неразрывная связь с другими формами познания. Никакое искусство, наука или же религия невозможна без своей философии. Наука в своей структуре имеет еще больше философской составляющей, поскольку каждый день изучает новое открытие, которое должно иметь свою философию.
3 Философия химии
Необычная связь науки философии порождает множество других наук. Проще говоря изучая конкретное учение в определенной области естественных или же иных наук необходимо четко понимать для чего существует данная дисциплина, что она изучает и какой смысл заложен в ней.
Философия науки – это познание сущности изучаемой материи с целью получения ответов на ряд вытекающих вопросов. Разберемся на конкретном примере.
Философия химии – это путь от древнейшей философии, которая была базой всей современной науки к многогранности и в тоже время самостоятельности каждой из дисциплин современной науки. Это молодая наука в сравнении с ее первоисточниками.
Чтобы понять философию данной дисциплины необходимо познакомиться с историей развития химией и понять существующие проблемы, вопросы и задачи современной химии.
В отличие от множества других наук, химия генерирует свой предмет изучения сама по себе, являясь одновременно и наукой, и производством. Человек принимал от химии ее способность получать из веществ все необходимые материалы, реагенты, керамику, строительные материалы и т.п. Сумма гипотез, теорий, законов, методов и технологии объединяется главной задачей химией – получение веществ с необходимыми свойствами и выявление принципов управления этими свойствами. Это же является и основной проблемой химии и решалась данная проблема в разные эпохи также по-разному.
На основе групп химических наук выстраивается химическая картина мира, то есть взгляд на природу через призму химии, определяющий роль и место химических объектов и их процессов в реальном мире. [5]
Затрагивая тему философии в науке необходимо рассмотреть алхимический период химии. В эти далекие времена человек занимался поиском философского камня – предмета необходимого для успешных трансмутации металлов в золото. Алхимическая теория была основана на античных представлениях о четырех химических элементах и была тесно связана с астрологией и мистикой. Данный период в свою очередь разделен на александрийскую алхимию, арабскую и европейскую. Стремясь к достижению неисчерпаемых богатств, алхимики решили множество проблем и задач того времени, при этом способствуя открытию нового ветка в науки – современной химии.
В настоящее время, химия занимается изучением превращений, в ходе которых молекулы одного соединения взаимообмениваются атомами других соединений, затем распадаются на молекулы имеющие, меньшее число атомов и вступают в реакции, в результате которых образуют новые вещества.
Важнейшими особенностями современной химии являются:
1) Дифференциация разделов химии на отдельные и самостоятельные дисциплины.
2) Интеграция с другими науками. Результатом данного процесса стало появление биохимии, философии химии, молекулярной биологии, геохимии, космохимии, нефтехимии и т.д.
3) Появление новых физико-химических методов исследования таких как рентгеновский анализ, виды спектроскопий.
До конца 19 века химия существовала, как единая наука. Однако, последующее разделение на органическую и неорганическую химию нарушило это единство. Последовавшие многочисленные открытия в химической отрасли положили начало к ее дифференциации.
Химию часто рассматривали как прикладную науку, существование которой основывалось исключительно на философских знаниях. Среди философов и других научных деятелей своего времени сформировалось убеждение, что химия не порождает великих идей, в сравнений с квантовой физикой или теорией относительности. [6]
Симбиоз химии и философской науки как вполне независимой отрасли познания и научно-исследовательских методик сформировался ко второй половине ХХ в. Процесс развития нового научного направления протекал в различных условиях и в границах разных философско-теоретических традиций. В советской культуре это привело к формированию особого раздела философских знаний, получивших название «Философские вопросы естествознания». Мировоззренческой и теоретической основой данной научно-исследовательской отрасли в советской философии стала философия диалектического материализма.
В конце прошлого столетия произошло событие, называемое эмпирическим поворотом, которое произошло в философии науки в 1980-х годах. В результате появилось новое исследовательское направление в методологии науки так называемое «философия экспериментирования». Химия, являясь эмпирически нагруженной наукой привлекла внимание, что поспособствовало появлению «философии химии».
Сущность философии химии определяется тем, что химия расположена в центре фундаментальных наук. Однако, она граничит с физикой, биологией и геологией. К слову теоретические учения химии относят больше к физике.
Изначально, место химии занимала алхимия и последующее развитие химии происходило путем интенсивного взаимодействия с другими науками. Поэтому, говоря о философии химии, следует уточнить, что в существенной степени она занимается изучением логико-исторических принципов взаимодействия наук, а философская составляющая химии связана с исследованиями истории данной науки. Но также форма аналитического анализа химического знания и основополагающих понятий играет важнейшую роль в философии химии. Огромный научных вклад в эту роль внес советский ученый химик и философ В. И. Кузнецов, создавший теорию концептульных систем развития химии. Идея заключается в объединенных общими фундаментальными принципами, понятиями и законами взаимосвязанных теории. [7]
Перед философией химии стоят множество немаловажных проблем. Одна, из которых выявление особого звена, которое выделяет химию в ряде других наук на основе всей ее истории и обозначения приграничных зон с иными науками
Так, в соответствии с одним из нынешних понятий: «Химия – это наука о материальных естественных и искусственных объектах атомно-молекулярного и супермолекулярного уровня организации, изучающая их структуру и качественные превращения в изучениях явлений как на макроскопическом уровне, так и на уровне размерных эффектов и специфических механизмов наноуровня. [8]
4 Наука с точки зрения закона
Как можно заметить на примере философии химии, у науки нет четкого «лица». Можно сравнить науку с энергией, которая никуда не исчезает, а перетекает из одного вида в другую. Философия химии явный пример обособленной междисциплинарной исследовательской области, выделяющейся на фоне других наук, дополняющей первоисточник, без которой нельзя говорить о химии, как об отдельной форме науки.
О том, чем является наука и философия можно говорить бесконечно. На примере философии химии, можно сделать вывод, что любое знание открывает дорогу новым знанием, соответственно знание, если таковым является, должно быть обоснованным, доказанным и иметь свою логику, а это составляющая философии. Тем не менее существуют споры о том, какая должна быть логика и смысл. Это бесконечная череда размышлений, однако, если обратиться к действующему законодательству изложенным Министерством образования и науки Российской Федерации, избегая методологических размышлений, то можно получить удовлетворяющие ответы.
Согласно источнику [9], любая научная деятельность – это деятельность, направленная на получения и применение новых знаний, а также:
1. Фундаментальные научные исследования – эмпирическая или же теоретико-методологическая деятельность, направленная на получение новых знаний о закономерностях строения, функционирования и развития человека общества и окружающей среды.
2. Прикладные научные исследования, направленные на применение новых знаний для достижения и решения практических задач.
3. Поисковые научные исследования, направленные на получение новых знаний в целях их последующего практического применения.
4. Научно-техническая деятельность – деятельность, направленная на получение и применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных и иных проблем, обеспечения функционирования науки и техники.
А за научный или научно-технический результат принимается продукт, научной и (или) научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе.
Заключение
В контексте науки и философии нельзя говорить о чем-то конкретном, ведь эти два объекта человеческого познания существуют для того чтобы создавать, по-большей части вопросы и ответы, обоснованные совокупностью общепринятых фактов, имеющих свою собственную философскую составляющую.
За время изучения тематики данной работы я бы хотел остановиться на установлении общих черт и отличий между наукой и философией:
1) Обе стремятся к выработке рационального учения
2) Сфокусированы на установлении закономерностей исследуемых объектов и прочих явлений.
3) Формируют категориальный аппарат и целостную систему
Разность заключается в:
А) У философии всегда представлен свой адресный формат т.е тем или иным толкователем своего времени, а наука — это плод сугубо коллективного труда.
Б) Философия представлена плюрализмом. В науке – монизм.
В) Эмпирическим путем, философия не проверяется в отличие от науки.
Г) Философия не может дать однозначного прогноза или иными словами экстраполировать базу достоверных знаний в будущее.
История науки и философии показывает, что они были тесно связанны философскими поисками истины и общей культурой. Хоть, в науке и есть свои собственные правила, методы и законы, но эти термины обсуждаются философией и за ней находится главное слово. В 21 веке философия науки преобразилась в особую часть философии, в которой вначале кипели неопозитивистские подходы, но затем были заменены адекватными концепциями, формирующими закономерности современных дисциплин. На примере философии химии я хотел показать путь, через который прошла химия как наука со всеми вытекающими вопросами, теориями, гипотезами и особенностями к философии химии – современной и самостоятельной дисциплиной, занимающейся поиском ответов на всевозможные задачи традиционной химии. Все это идеально спроецировано на химии и ее философии. Химия в своем роде является и теорией, и практикой. Это отметил еще Д. И. Менделеев и установил точку в вопросах единства данной дисциплины также, как и история химии или ее философия – это самостоятельные и единые процессы, а не сумма химических наук.
Существовавшие с начала времен представления о философии и науке сменяли друг за другом своих истолкователей и в этом заключается многогранность и бесконечность мысли в данном вопросе.
Симбиоз философии и химии был на протяжении всей их истории. История формирования общей картины мира и познания химических свойств вещества до полного овладения этими свойствами тесно переплетались с историей развития отношения человека с миром, материальной и духовной стороны. В развитии химии участвовали люди, отличавшиеся высокой философией и гносеологической культурой, проявлявших в той или иной мере интерес к мировоззренческой, методологической или социальной стороне химии, а характер и уровень их познаний отражался на результатах исследований.