Файл: Контрольная работа по дисциплине Управление закупками и контрактами.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 28
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТАГАНРОГСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
Контрольная работа
по дисциплине:
Управление закупками и контрактами
Зачетная книжка № 20031
Вариант №1
Выполнил (а) студент Хиврина М.С. ____________/ Хиврина М.С
(подпись студента) (Ф.И.О. студента)
группы № ЭЗС-20
Принял (а) ____________________/ ________________
(подпись преподавателя) (Ф.И.О. преподавателя)
«___»___________________20____г.
ТАГАНРОГ 2023 г.
Содержание
Введение 3
1 Способы размещения государственных и муниципальных заказов: условия применения, организация, эффективность 4
Классификация способов размещения государственных и муниципальных заказов 7
Эффективность государственных и муниципальных заказов 8
Заключение 15
Список используемых источников 16
Введение
Одной из основных функций публичной власти как государственной, так и муниципальной является предоставление населению социально значимых товаров и услуг. Реализуя эту функцию, власть выступает в интересах всего населения территории и использует средства бюджетов соответствующих уровней.
Во всем мире основным способом реализации сервисных функций публичной власти является формирование и размещение государственного и муниципального заказов. При этом формирование и размещение осуществляется публично, в строгом соответствии с законодательно установленными процедурами. Весь процесс является прозрачным и предполагает возможность доступа любого хозяйствующего субъекта к получению такого заказа.
Преобладающим способом размещения государственного и муниципального заказов является конкурс, при этом приоритет отдается открытому конкурсу. Не только публичный характер власти и специфика расходования бюджетных средств подталкивают к необходимости ведения конкурсных механизмов размещения государственного и муниципального заказов. Подобные механизмы позволяют за счет использования конкурсных рычагов достичь существенной экономии бюджетных средств, улучшить качество предоставляемых населению услуг, укрепить дисциплину исполнения заключаемых в рамках соответствующих процедур контрактов на поставку товаров, оказание услуг и выполнение работ для государственных и муниципальных нужд.
1 Способы размещения государственных и муниципальных заказов: условия применения, организация, эффективность
Основные принципы размещения государственного и муниципального заказа.
Классификацию способов размещения государственных и муниципальных заказов следует начать с рассмотрения основных принципов организации государственных и муниципальных закупок. Несмотря на то, что различными учеными и исследователями предлагаются различные подходы проблематики государственных и муниципальных закупок, наиболее общим и полным списком принципов государственных и муниципальных закупок является нижеследующий:
-
эффективность; -
экономичность; -
равенство и справедливость; -
открытость и прозрачность; -
ответственность.
Помимо упомянутых общих принципов в международной практике существуют отдельные дополнительные критерии, которыми руководствуются правительства при размещении государственных заказов:
-
стимулирование национального производства и рынка занятости; -
обеспечение национальной безопасности, социальной справедливости, развития регионов, поддержки малого и среднего бизнеса, охраны окружающей среды и т.п.
Реализация принципа эффективности предполагает, что система размещения государственных заказов функционирует оперативно, с минимально возможными бюрократическими процедурами и расходами на ее содержание. При этом такая система обеспечивает приобретение продукции с наилучшим для решения конкретной государственной задачи соотношением цены и качества.
Принцип экономичности при проведении государственных закупок предполагает, что помимо использования минимально необходимого объема ресурсов для заключения государственного контракта и контроля за его исполнением, в ходе размещения заказа основное внимание уделяется экономическим критериям, среди которых важнейшим является цена. Дополнительные критерии, обеспечивающие экономические выгоды для государственного заказчика, таковы:
-
соответствие закупаемой продукции ее назначению (т.е. качество); -
наименьшие затраты в течение всего срока службы или жизненного цикла закупаемой продукции (т.е. эксплуатационные затраты и затраты на текущий ремонт); -
минимальные дополнительные затраты (транспортировка, хранение и т.п.).
Принцип равенства и справедливости означает, что закупочная деятельность должна осуществляться по заранее объявленным правилам и критериям справедливо и честно, обеспечивая равные возможности для всех участвующих поставщиков.
Соблюдение этого принципа в государственных закупках особенно важно в связи с тем, что расходуются средства государства (налогоплательщика). Важно также, чтобы весь процесс закупки не только являлся справедливым по своей сути, но и воспринимался как справедливый и участниками процедур и всей общественностью в целом.
Справедливость государственных закупок способствует формированию доверия и уважения между государственными заказчиками и поставщиками. Это, в свою очередь, повышает привлекательность проводимых государством закупок, способствует вовлечению большего количества участников торгов, а следовательно, повышению уровня конкуренции за получение государственного заказа и достижению экономии бюджетных средств или более высокой отдачи от их использования.
Открытость и прозрачность в процессе закупок достигаются использованием специальных мер и процедур, а также составлением отчетности по всем существенным действиям, предпринимаемым в ходе проведения закупки.
С точки зрения закупочных процедур, принцип открытости и прозрачности заключается в предоставлении необходимой и достаточной информации всем заинтересованным сторонам системно и своевременно посредством общедоступного ресурса (печатное издание, сайт в сети Интернет и т.п.) бесплатно или за разумную плату.
Данный принцип применим ко всем процедурным аспектам государственных закупок, включая общие условия проведения закупок, критерии оценки заявок претендентов на получение заказа и присуждение государственного контракта.
Принцип открытости и прозрачности при организации и проведении закупок предполагает:
-
достаточность информации: возможность для потенциальных поставщиков принимать обоснованные решения; -
своевременность: гарантия того, что информация в момент получения ее поставщиками является ценной и необходимой; -
доступность для всех заинтересованных сторон: гарантия того, что процесс размещения государственного заказа является справедливым по отношению ко всем участникам и воспринимается как справедливый; -
системность: своевременная актуализация информирование всех заинтересованных сторон обо всех изменениях.
Ответственность в ходе закупок означает, что органы государственной власти и государственные служащие несут дисциплинарную, гражданско-правовую и административную (а в ряде случаев и уголовную: в случаях повлекших финансовые потери для бюджета, или в случаях ненадлежащего исполнения государственными служащими своих должностных обязанностей) ответственность за принятые решения и их последствия.
Особые – дополнительные принципы предусматривают исключения из стандартных общих принципов государственных закупок. Спецслужбы и военные ведомства используют государственные закупки для обеспечения потребностей обороны и национальной безопасности, что может потребовать введения определенных ограничений, учитывающих данную специфику.
Также особое внимание может уделяться регионам в ситуациях ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф, нуждающимся в государственной поддержке по восстановлению экономического и промышленного потенциала, а также отдельным социально не защищенным группам населения.
В некоторых случаях исключения из общих принципов государственных закупок делаются при закупках у производителей, имеющих специальный статус (по национальному, расовому, половому или иному признаку).
Классификация способов размещения государственных и муниципальных заказов
Все способы размещения государственного и муниципального заказов можно условно разделить на две части – путем проведения торгов и без проведения торгов.
Под торгами понимаются закупки на конкурсах (могут быть открытые и закрытые) и на аукционах (могут быть открытые, закрытые и открытые в электронной форме).
К процедурам закупок без проведения торгов относят запрос котировок, закупку у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и на товарных биржах.
Классификация способов размещения государственного и муниципального заказов представлена на рис.1.
Рисунок 1- Способы размещения заказа
Эффективность государственных и муниципальных заказов
В государственных закупках термин «эффективность» можно трактовать с двух точек зрения – как эффективность закупочной системы либо как эффективность отдельного заказа. С одной стороны, данные понятия взаимосвязаны, поскольку неэффективное функционирование всей системы неизбежно ведёт к снижению эффективности при размещении одиночных заказов. С другой стороны, для каждого объекта эффективность определяется совершенно различными параметрами: для отдельной закупки это, например, лотовость и тип контракта, в то время как для всей системы это может быть как качество исполнения закупочных процедур, так и профессионализм работающих в департаменте специалистов.
Следует отметить, что наиболее интересным представляется вариант оценки потенциальной эффективности заказа до его размещения, поскольку в этом случае у заказчика появляется возможность обосновать как стратегию своего поведения, так и денежные средства, выделенные на закупку. В то же время на протяжении последних лет в мире в основном развиваются методы оценки закупочных систем. Очевидно, что определять эффективность функционирования системы можно только за какой-либо определённый период времени, поэтому предварительной оценки как таковой быть не может – эффективность системы определяется за какой-либо определённый промежуток времени по результатам деятельности системы.
Далее будут рассмотрены основные параметры, характеризующие эффективность закупок, после чего будет разработана модель для оценки эффективности одиночных заказов. После этого будут затронуты методы оценки закупочных систем на примере Стандарта оценки закупочной системы города Москвы и опыта некоторых зарубежных стран.
Эффективность размещения государственного и муниципального заказа зависит от множества параметров. Например, отсутствие конкуренции на рынке закупаемой продукции, незаинтересованность поставщиков принять участие в закупке, или экстремально низкое предложение итоговой цены контракта может привести как к поставке некачественных товаров, так и к отмене размещения заказа. Из этого следует, что для управления эффективностью необходимо иметь такой набор инструментов, который позволит минимизировать вероятность наступления неблагоприятных событий в течение всего закупочного цикла. По мнению Ирины Владимировны Кузнецовой, директора Института управления закупками и продажами НИУ-ВШЭ, эффективность государственного заказа определяется 10 факторами. Рассмотрим подробнее каждый из этих факторов и определим, каким образом они оказывают влияние на достижение эффективности.
На эффективность закупки значительное влияние оказывает её модель, которая может быть двух видов: централизованной или децентрализованной. Централизованными считаются закупки, при которых основные решения принимаются головным офисом компании или центральным государственным институтом. Стоит отметить, что за последние годы отчётливо наблюдается тенденция увеличения централизации в сфере государственных закупок, что подтверждается созданием таких организаций в Европейских странах, как OGS Buying Solutions (Великобритания), Consip (Италия), Hansel (Финляндия), BBG (Австрия).
Децентрализованной называется закупка, при которой основные решения находятся в руках отделений компаний или местных госадминистраций. Существуют также и гибридные модели, которые характеризуются тем, что в зависимости от характера закупки и её значимости, решения могут приниматься как центральными, так и местными органами.
Одним из преимуществ централизованных систем является контроль затрат, что достигается за счёт эффекта масштаба, отсутствия дублирующих действий и высокой специализации. Централизация также выгодна и при закупках стандартизованной продукции, поскольку стандартизация означает простоту сбора и обработки информации, что при широких масштабах закупок способствует значительной экономии. Что же касается преимуществ децентрализованной системы, то она привлекательна в случае широкого разброса закупочных подразделений и государственных структур. Так, обладание специфической информацией о продукте на местных рынках делает децентрализованную закупку более привлекательной для заказчика, поскольку информация,