Файл: Процесс монополизации рынков в теории и на практике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственная монополия.

Ее создание осуществляется с помощью законодательных барьеров. В правовых документах определяются товарные границы субъекта монополии и формы контроля над ним. При этом одним компаниям предоставляется исключительное право на осуществление того или иного рода деятельности. Эти организации являются государственными. Они находятся в подчинении главков, министерств и т.д. Государственная монополия группирует предприятия одной отрасли. Это привод к отсутствию конкуренции на рынке сбыта.

Существую государственные монополии в России. Примеры деятельности, регулируемой законодательными актами:

  • Деятельность, которая связана с оборотом психотропных и наркотических средств;
  • Работа в сфере военно-технического регулирования;
  • Эмиссия наличных денег и организация их обращения на территории России;
  • Клеймение и опробирование изделий из драгоценных металлов;
  • Производство и оборот этилового спирта;
  • Экспорт и импорт отдельных товаров.

Где же особенно ярко проявляется государственная монополия? Примеры использования административной власти можно увидеть в различных сферах. Это Банк России. Он обладает монополией на организацию, обращение и эмиссию наличных денег. Такое право дано ему законодательными актами.

В космической отрасли также государственная монополия. В России примеры касаются различных объектов данной сферы, самый яркий из них это космодром Байконур.

Чистая монополия.

Иногда на рынке возникает ситуация, когда в потребительской сфере возникает новая компания, предлагающая вновь созданный продукт, не имеющий аналогов. Это и есть чистая монополия. Примеры таких ситуаций в настоящее время малочисленны. Сегодня это явление довольно редкое. Чаще между собой конкурируют сразу несколько фирм. В настоящее время, как правило, только при поддержке государства может существовать чистая монополия. Примеры при этом могут быть приведены только по субъектам, предлагающим свою продукцию на местных рынках. Самый простой из них, когда фирма диктует потребителям свою цену. Однако стоимость услуг или товаров чистых монополий может находиться под контролем государства. При этом такие субъекты хозяйствования будут защищены от вступления в сферу их деятельности других продавцов государственными законодательными актами.

Яркий пример чистой монополии в России местные фирмы по электро-, газоснабжению населенных пунктов. Кроме того, это компании, содержащие водопроводные сети. Коммунальные службы являются наиболее удачными примерами таких субъектов хозяйствования во всем мире.


Открытая монополия.

На рынке может возникнуть ситуация, когда какая- либо компания начинает выпуск абсолютно нового товара. Но в отличие от чистой монополии, государство не защищает ее от возможных конкурентов. В таком случае возникает открытая монополия, которую можно отнести к одному из видов открытой монополии. Какой-то промежуток времени фирма является единственным поставщиком нового товара. Конкуренты таких товаров появляются на рынке несколько позже.

Двусторонняя монополия.

Иногда на рынке возникает ситуация, когда товар предлагает единственный продавец, а спрос существует от единственного покупателя. Это и есть двусторонняя монополия. В такой ситуации покупатель и продавец знают друг друга. При этом они проводят куплю- продажу готовой продукции под строгим ценовым контролем. Примеры двусторонней монополии касаются таких ситуаций, когда фирма реализует свой товар государству. Это и покупка оружия Министерством обороны, и противостояние единого профсоюза какому- либо одному работодателю.

Классификация монополий носит условных характер. Некоторые компании весь сложно отнести к тому или иному типу хозяйствующих субъектов. Многие из них имею принадлежность сразу к нескольким видам различных монополий. Примером тому могут служить субъекты хозяйствования, обслуживающие телефонные сети. Сюда же относятся газовые и электрические компании. Все они имею признаки не только естественной, но и закрытой монополии. Примеры могут касаться и других сфер деятельности. Однако нередко положение субъекта кардинально меняется. Так, имеющиеся преимущества естественных монополий не являются их неотъемлемой стороной. Положение на рынке таких субъектов хозяйствования может претерпеть изменения при разработке новейших технологий конкурентами. Не является устойчивым и положение закрытых монополий. Все данные им льготы и привилегии могут быть отменены вновь введенными законодательными актами.

2.2 Влияние монополизма на развитие экономики России

Деятельность монополий оказывает как позитивное, так и негативное влияние на экономическое положение России. Обозначим ряд положительных последствий нарушения антимонопольной политики:

  • применение крупными фирмами результатов НИОКР обуславливает эффективное использование капитала;
  • в рамках создаваемой монополией стратегии борьбы за покупателей, создаются прогнозы потребностей, научных исследований, подготовки кадров, источников сырья, необходимых инвестиций. Монополии составляют краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные планы производства;
  • применение высококачественных сопутствующих товаров увеличивает отдачу использованных ресурсов, а также уменьшает издержки на единицу товара;
  • монополии помогают сдерживать сокращение производства и рост безработицы.

Теперь об отрицательных явлениях деятельности монополистических фирм:

  • уничтожение конкуренции путем ужесточения барьеров для входа соперников в монополию;
  • ограничение выпуска продукции с помощью монопольно высоких цен на готовую продукцию;
  • происходит усиление неравенства в доходах, что приводит к снижению жизненного уровня всего населения;
  • отсутствие интереса к НИОКР;
  • практика предварительного сговора о снижении или увеличении цены для навязывания покупателям принудительного ассортимента в качестве условия реализации товара [14].

Региональный монополизм ведет к обострению многих социально-экономических проблем, таких как:

1) Усиление диспропорции между регионами, а, следовательно, и разрывы в уровне жизни их населения.

2) Происходит монопольная гонка цен по регионам в погоне за регионом - лидером в области повышения цен. Ценовой удар приходится в первую очередь по малоимущим слоям населения и среднему классу, которые составляют большинство населения страны, а высшие слои населения могут оказаться даже в выигрыше, так как смогут дешевле приобрести предметы роскоши, а затраты на продукты питания для них не проблема.

3) Нарушение финансовых потоков, замедление денежного обращения.

4) Практика сосредоточения основных финансовых институтов и денежных ресурсов в ограниченном числе регионов, особенно в Москве, неэффективная, слабая и ведет к кризисам инвестиционной активности региональных предпринимателей. Региональный монополизм способствовал возникновению существующих инвестиционных проблем. Собственной разветвленной по регионам сильной инвестиционной базы в нашей стране до сих пор не создано. Поэтому приоритетным направлением остается привлечение иностранных инвестиций.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что региональный монополизм отрицательно влияет на накопление национального богатства страны. Он имеет не только экономические, но и социальные последствия, так как он оказывает влияние не только на прибыльность товаропроизводителей и на национальный доход страны, но и на доходы домохозяйств и семей. Региональный монополизм негативно влияет и на уровень жизни подавляющего большинства населения, порождая различные кризисы. Одним из главных негативных последствий является резкое сужение возможности участия населения в превращения массовых слоев в собственников.

Пока существует монополия правящих групп на власть и на собственность, то фактически складывается однопартийная система. Федеральному центру удалось несколько уменьшить монополизм региональных и олигархических элит. Но нынешняя политическая система не может решить проблемы коррупции, а наоборот для коррупции создаются все более благоприятные условия. Монополизм в политике неизбежно влечет за собой и монополизм в экономике, а именно: будет сохраняться монополия связанных с властью институциональных инвесторов, будут возникать новые организационные формы монополий, тормозящие развитие конкуренции. Затем будут обостряться и социальные проблемы. Будет усиливаться фактическое отделение основной массы населения от собственности. Для подъема страны нужна демонополизация политической системы общества. Это будет вести к демонополизации экономики и к преодолению регионального монополизма. [12]


Монополизация рынков, являясь само­стоятельной угрозой экономической безопасности государства, одновременно служит причиной других угроз экономической без­опасности, к которым на современном эта­пе развития экономики России относятся:

  • ослабление межрегиональных хозяй­ственных связей и распад единого экономи­ческого пространства страны;
  • переход монополизированных рынков под внешний контроль структурных эле­ментов глобальной экономики;
  • формирование нелегитимных центров власти на основе монопольного контроля;
  • потеря инвестиционной привлекатель­ности;
  • консервация прежнего технологиче­ского уклада и торможение перехода к ин­новационному типу производства;
  • отток наиболее эффективных элемен­тов капитала в конкурентное хозяйственное пространство других стран;
  • накопление нерешенных социально-экономических проблем;
  • неэффективное расходование элемен­тов ресурсной базы. [11].

Современные экономисты считают, что распространение монополии снижает экономическую эффективность по следующим причинам:

1) нерациональное использование общественных ресурсов; производственная неэффективность

Следствием свободной конкуренции по праву можно считать и производственную эффективность, и эффективность размещения общественных ресурсов.

Производственная эффективность достигается тем, что предприятия, стремясь удержаться на рынке, работают при оптимальной норме выработки, когда удельные издержки производства – минимальны. Цена продукта при этом находится на низшем уровне, согласующемся со средними валовыми издержками. Эффективность размещения ресурсов отражается в том, что производство в условиях конкуренции происходит до той точки, в которой цена была бы равна предельным издержкам.

При тех же издержках фирма, действующая в условиях чистой монополии, достигнет намного менее желательных результатов. Монополисту выгоднее продавать меньший объем продукции и назначать более высокую цену, чего не сделал бы конкурирующий производитель. Это приводит к тому, что ресурсы общества используются не в полном объеме, и при этом часть продукции, необходимая обществу не производится. Количество выпускаемой продукции не доходит до точки, соответствующей минимальным средним валовым издержкам, вследствие чего производство осуществляется не с минимально возможными при данном уровне технологии издержками.

Таким образом, ни производственная эффективность, ни эффективность размещения ресурсов недостижимы при монополистических рынках.


2) Неравенство в распределении дохода

В большинстве случаев монополии в бизнесе способствуют неравенству в распределении дохода. Пользуясь своей властью над рынком, монополии назначают более высокие цены, чем назначила бы конкурентная фирма, имеющая те же издержки производства; они также могут наложить на потребителя «частный налог» и получить значительную экономическую прибыль. Эта прибыль монополий распределяется среди узкого круга владельцев акций корпораций, которые, как правило, относятся к группе с высокими доходами. Таким образом. Владельцы монополистических предприятий обогащаются за счет остальных слоев общества.

3) Высокий уровень производственных издержек

Согласно традиционной теории предложения, все фирмы всегда действуют в соответствии со своими кривыми минимально возможных издержек. Монополист, в отсутствие какого-либо конкурентного давления, побуждающего минимизировать издержки, может производить любой данный объем выпуска с издержками на единицу продукции, превышающими минимально возможные. Это происходит, например, из-за несовершенств в организации труда, неэффективного использования ресурсов, а также из-за недостатка стимулов у рабочих в достижении максимальных объемов выпуска. Монополисты защищены от конкурентных сил и обладают изолированным рыночным положением. Монополист может пойти на значительные расходы, чтобы получить или сохранить монопольные привилегии, гарантируемые государством. Эти расходы представляют собой расходы на рекламу, связи с общественными организациями, легальные платежи и деятельность по связям с аппаратом управления, которые ничего не добавляют к объему продукции фирмы, но, безусловно, увеличивают ее издержки.

4) отсутствие стимула к НТП

Конкурентные фирмы имеют стимулы к внедрению наиболее эффективных технологий производства, поскольку это необходимо для их выживания. Но их неспособность поддерживать получение сверхприбыли ограничивает как ресурсы, так и инициативу, необходимые для развития новых технологий. Чистый монополист, напротив, получая сверхприбыли, имеет больше финансовых ресурсов для технического прогресса, но у него уже есть все основания для удовлетворенности существующим положением. Монополисту зачастую весьма выгодно отказываться от технологических усовершенствований и в области техники, и в области продукции, с тем чтобы полностью использовать действующее капитальное оборудование. Новые и усовершенствованные техника и продукты могут быть скрыты монополистами, чтобы избежать любых потерь, вызванных неожиданным моральным износом уже действующих машин и оборудования. И даже когда новая техника с опозданием внедряется в производство, сопровождающие этот процесс сокращения издержек будут доставаться монополистам как приросты прибылей и только частично – потребителям в форме более низких цен и возросшего объема продукции.