Файл: Процесс монополизации рынков в теории и на практике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В случае экономического кризиса крупные объединения фирм (особенно межотраслевые) держатся дольше всех и из кризиса начинают выходить раньше всех, тем самым сдерживают спад производства и безработицу.

Правительства стран с капиталистически ориентированной экономикой стараются неким образом противодействовать монополизму, поддерживая конкуренцию. Можно подумать, что монополия и конкуренция несовместимы, ведь монополия способна ликвидировать конкуренцию, а конкуренция подавляет чье-либо господство на рынке. Монополия находится в сложной связи с конкуренцией. Если производство и продажа какого-то продукта находится в руках монополистической группы крупных предпринимателей, получающих большую прибыль, это ведет к соперничеству, то есть другие предприниматели стремятся получить ту же прибыль. Но если какой-то предприниматель старается победить своих соперников и добивается своей цели, то в дальнейшем начинает господствовать на рынке. В современных условиях крупные объединения не разрушают конкуренцию, а существуют вместе с ней, тем самым обостряя соперничество. Есть много предприятий, которые не входят в монополистические объединения и ведут борьбу с ними.

Высокие цены, по которым продается основная масса выпущенной монополиями продукции, позволяют мелким предприятиям продавать свои изделия по выгодным ценам. Из этого следует, что соперничество между монополиями и конкуренция между мелкими предприятиями ведут к снижению цен в отрасли. Например, в США мелкими и средними фирмами производится примерно половина валового национального продукта, они создают больше половины рабочих мест. Их продукцию закупают крупные монополии, которые не хотят рисковать при освоении новшеств науки и техники. Таким образом, монополии помогают развиваться малым предприятиям.

С другой стороны, монополии могут ограничивать выпуск продукции и устанавливать более высокие цены благодаря своему монопольному положению на рынке, что приводит к нерациональному распределению ресурсов и усилению неравенства доходов. Разумеется, монополия снижает жизненный уровень населения за счет более высоких цен, производит меньшее количество продукции по более высокой цене, в результате выигрыш потребителя существенно сокращается и появляются «общественные потери». Деятельность монополий усиливает разделение доходов, из-за этого могут происходить социальные конфликты. Наличие монопольного положения не стимулирует фирму к повышению качества продукции или услуг. Монополизация замедляет структурную перестройку, так как отсутствует мотивация к труду, увеличению, обновлению, к техническому восстановлению производства, что в конечном итоге приводит к физическому и моральному старению и разрушению фондов. Монополия тормозит научно-технический прогресс, приводит к спаду жизнедеятельности общества во всех областях, к незащищенности потребителя [13].


1.3 Регулирование монополий со стороны государства

Монополистическая деятельность - нарушающие антимонопольное законодательство действия или бездействия различных субъектов рынка или органов власти, направленных на ограничение или устранение конкуренции.

Она проявляется в злоупотреблении хозяйствующими субъектами доминирующих положений на рынке (ст. 5 Закона «О защите конкуренции»). Доминирующее положение представляет собой исключительное положение субъекта на рынке, позволяющее ему влиять на единые требования обращения данного продукта, либо усугублять доступ на рынок иным хозяйствующим субъектам. Для того, чтобы доминирующее положение хозяйствующего субъекта рассматривалось как монополистическое, необходимо признание злоупотребления своим положением на рынке, т.е. совершение запрещенных в ст. 5 закона «О конкуренции» действий, например, конфискация товаров из обращения, итогом которого является формирование дефицита на рынке или увеличение цен. Действия, попадающие под категорию недобросовестной конкуренции, также можно рассматривать как монополистическую деятельность. В нее входят такие нарушения как:

  • проведение политики, целью которой является устранение конкурентов с рынка (установление контрастной цены, обман покупателя при покупке, уклонение от уплаты налогов, использование демпинга при продаже товаров по ценам ниже себестоимости для максимизации прибыли);
  • прямая или косвенная дезинформация конкурентов или потребителей, а также введение их в заблуждение;
  • воздействие на конкурентов, имеющее уголовный характер -шантаж, похищение людей, поджог;
  • хищение интеллектуальной собственности в форме промышленного шпионажа;
  • привлечение к сотрудничеству персонала конкурирующей фирмы;
  • некорректное сравнение производимых фирмой товаров с товарами конкурентов;

- лишение конкурентов рынков сырья или сбыта товаров. Таким образом, под недобросовестной законодательство понимает конкуренцию, «противоречащую честным обычаям в области промышленности и торговли». Антимонопольные законодательства, которое действуют в настоящее время, запрещают недобросовестную конкуренцию и рассматривают ее как одну из сторон деятельности, направленную на ограничение конкуренции на товарных рынках [14].


Учитывая свойство монополий стремиться к приобретению чрезмерной экономической власти, государства практически всех стран с рыночным типом экономики проводят в тех или иных формах и масштабах вмешательства в деятельность монополий. Более того, эта политика в последние десятилетия всё чаще выступает не в форме отдельных разовых мероприятий, а в качестве одной из постоянных функций государства.

В разных странах и в различные периоды преобладают те или иные государственные воздействия на монополии. Но, как правило, в наиболее общем плане в странах с рыночным типом экономики выделяется три основных направления:

1) активизация конкурентных рыночных структур, противостоящих монополии, с помощью либерализации рынков (расширение прав и свобод);

2) государственное регулирование монополий путем контроля над ценами и уровнем рентабельности;

3) прямое предотвращение, подавление или ликвидация монополий с помощью специального антимонополистического законодательства.

Государственно-правовое регулирование монополий - это система мер, которая направлена на ограничение установления монопольно высоких цен на товары и услуги естественных монополий, с целью уменьшения их отрицательного воздействия на функционирование пред­приятий реального сектора экономики и уровень жизни населения.

Основной целью государственно-правового регулирования является установления баланса между интересами потребителей и субъектами есте­ственных монополий, а так же упорядочить их деятельность путем ввода правил и норм. Задача состоит в стимулировании фирмы к производству продукции с наименьшими затратами, при одновременном отказе (полном или частичном) от установления монопольных цен.

Существует ряд мнений специалистов о том какие меры необходимо принять для борьбы с монополией и развития здоровых конкурентных от­ношений - по их мнению необходимо отрегулировать антимонопольный контроль за проведением торгов, аукционов для государственных и муни­ципальных нужд, ввести жесткие меры против действий региональных властей, препятствующих свободе перемещения товаров и капитала по всей России, адаптировать конкурентную политику к международным принципам и правилам.

К основным способам управления монополией относят:

  • прямое государственное регулирование подразумевает контроль за возможностью и границами действия монополий;
  • торги за франшизу, возможность их использования и эффективность от использования в различных условиях;
  • ценовую дискриминацию, включающую в себя организационные и экономические аспекты.

Контроль и регулирование естественных монополий осуществляют специально предназначенные для этого органы, которые выполняют ряд основных функций:

  1. формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, а так же выполняют контроль в их отношении;
  2. применяют определенные меры, предусмотренные Законом «О ес­тественных монополиях» в индивидуальном порядке;
  3. осуществляют контроль за соблюдением мер, представленных в Законе «О естественных монополиях»;
  4. занимаются совершенствованием уже имеющегося законодательства.

Выделяют три основных метода регулирования:

  1. ценовое регулирование;
  2. определение потребителей, подлежащих обязательному обслужи­ванию;
  3. установление минимального уровня обеспечения потребителей в случае невозможности удовлетворения их потребностей в полном объеме.

Закон «О естественных монополиях» не предусматривает примене­ние иных методов регулирования, кроме перечисленных, которые не яв­ляются обязательными к применению и могут использоваться по усмотре­нию соответствующих органов регулирования. Это, в свою очередь, явля­ется еще одной веской причиной для совершенствования модернизации методов государственного регулирования [6].

Система государственного регулирования монополий в России, которая существует на данный момент, не готова полноценно управлять сложившимся процессом ценообразования.

2 Особенности монополизма на торговых рынках в России

2.1 Анализ монополий на разных товарных рынках

Современная монополия — это не та «чистая монополия», которую описал Курно, это и не классическая «дуополия», описанная им же, и даже не олигополия. Это, скорее, доминирую­щая по объему продаж на рынке компания. Таких компаний может быть ни одна, ни две, а доста­точно большое, хоть и ограниченное, множество. Между этими компаниями существует конкурен­ция, которая может быть и ценовой (что не дает монопольным структурам необоснованно завы­шать цены), и неценовой (что часто может быть направлено на сокращение издержек и рост каче­ства товаров, работ, услуг). В результате деятель­ность монополистических структур может даже стать полезной для потребителей, которые полу­чают более высокое качество при низких (порою ниже, чем при совершенной конкуренции) ценах. Как это обеспечивается и каков механизм пози­тивного воздействия на рынок со стороны моно­польных структур, можно рассмотреть на приме­ре розничной торговли (а именно продуктового ритейла), где это наиболее ярко выражено на со­временном этапе.


Естественная монополия.

Нередко на рынке возникает такая ситуация, когда спрос на какой- либо конкретный товар удовлетворяется одной или несколькими компаниями. В таком случае возникает естественная монополия. В любом государстве существуют естественные монополии. Примеры тому телефонные услуги, энергообеспечение и т.д.

Естественные монополии работают также в сфере:

  • Транспортировки нефтепродуктов, газа и нефти по трубопроводам магистрального значения;
  • Услуг по обеспечению населения общедоступной почтовой и электрической связью.

Возьмем к примеру газовую промышленность. Ее также не обошла естественная монополия. Примеры в России это восемь объединений по добыче газа, а также тридцать транспортных региональных предприятий по его транспортировке, объединенных в РАО Газпром. На долю этой компании приходится четвертая часть всех поступлений в государственный бюджет. ОАО Газпром осуществляет 56% поставок в Восточную и 21% - в Западную Европу. Есть у него активы и за рубежом.

Естественным монополистом в России является железнодорожная отрасль. Доля путевого хозяйства ОАО РЖД, а также грузооборота составляет 80% всех перевозок по стране. Велик удельный вес и пассажиропотока. Он составляет 41%.

Существуют и другие естественные монополии в России. Приметы тому ОАО Роснефть, ОАО Ростелеком и т.д.

Искусственная монополия.

Каким образом возникает искусственная (экономическая) монополия. Примеры появления таких предприятий указывают на два пути достижения цели. Первый из них- успешное развитие производства, а также концентрация капитала, и, как следствие, увеличение масштабов деятельности. Второй путь является более быстрым. Его основой служит централизация капитала, то есть добровольное объединение или поглощение обанкротившихся организаций. При этом масса мелких и средних предприятий превращается в более крупное. Возникает искусственная монополия. Она охватывает определенную часть рынка сбыта и не имеет конкурентов.

В настоящее время широкое распространение получили искусственные монополии. Примеры таких объединений это концерны, тресты, синдикаты и картели. Каждый предприниматель стремиться к завоеванию монополистического положения. Она позволяет устранить целый ряд рисков и проблем, связанных с конкурентами. При этом монополист способен оказывать влияние на прочих участников рынка и навязывать им свои условия.

Создание искусственной монополии может проходить и другим путем. Государство своими законодательными актами способно предоставить право выпуска продукции или оказания услуг только одному предприятию. Таким образом также возникают искусственные монополии. Примеры тому, это организации, основанные на государственных преференциях. пример в России-компания Мосгортранс. Она обеспечивает столицу наземным транспортом. При этом власть не дает разрешения работы на рынке другим перевозчикам, ее конкурентам.