Файл: Использование арттерапевтических методик в работе педагогапсихолога (изотерапия).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: Использование арт-терапевтических методик в работе педагога-психолога (изотерапия).
-
Изотерапия как метод психологической коррекции – одно из самых популярных направлений арт-терапии. Ее суть – использование изобразительного искусства в педагогических и терапевтических целях. Обычно это рисование, но программа изотерапии может включать применение техник лепки из пластилина, глины, занятия по декору и фотосъемке.
Изотерапия распространена при работе с детьми (чаще всего дошкольниками и младшими школьниками), однако она очень эффективна и для взрослых. Она популярна в практике социальной психологии, псикоррекции, медицинской психологии, психиатрии. Занятия проводятся индивидуально или в группах. Рисование позволяет снять стресс, получить удовольствие от созидания, успокоиться, оно развивает фантазию и творческое начало. Психотерапевт получает массу полезной информации о ребенке, его чувствах, мыслях, страхах и.т.д.
Показания к проведению
-
тревожность, стрессы, депрессия; -
эмоциональная скованность; -
плохое настроение, эмоциональная неустойчивость; -
ощущение одиночества, заброшенности; -
конфликты со сверстниками, родителями, братьями и сестрами; -
ревность к новорожденному в семье; -
трудные жизненные ситуации – развод родителей, смерть близкого человека; -
импульсивность; -
страхи, фобии, панические состояния; -
проблемы в семье, недостаток внимания со стороны родителей; -
пониженная самооценка; -
отрицательная «я-концепция».
Какие проблемы решает изотерапия?
Основная цель изотерапии – избавить ребенка от таких проблем, как:
-
неспособность выражать чувства и эмоции, психологическая «зажатость», нервозность, агрессивность, страхи; -
неуравновешенность, ревность; -
низкая самооценка, которой подвержены, по статистике, более 70% всех людей; -
неустойчивое поведение; -
хронические стрессы; -
недопонимание в семье; -
отсутствие развития творческого потенциала, скрытых возможностей и ресурсов
Как проходят занятия?
Занятия могут проходить в форме индивидуальных консультаций, семинаров, групповых тренингов. В зависимости от имеющихся проблем, психолог дает задания и упражнения. После их выполнения приступают к анализу арт-объектов (чаще всего рисунков), который помогает понять проблему, найти пути ее решения.
Методы изотерапии
Терапия рисованием проходит с применением всех художественных материалов – фактурной бумаги, восковых мелков, красок и кистей, угля, глины, соленого теста, пластилина, пастели, карандашей, пульверизатора, ватных палочек и мн. др. Рассмотрим некоторые техники.
Техника «Марания»
Эта техника эффективна для дошкольников и младших школьников, представляет собой спонтанный рисунок, абстрактное рисование. Простыми словами, это марание бумаги всеми подручными средствами и способами. Получаются яркие, эмоционально насыщенные рисунки гуашью или акварелью, выполненные кистью или руками. Эта техника позволяет проявлять эмоции, открыто показывать переживания, исследовать их, здесь нет понятия «хорошо» или «плохо», «правильно» или «неправильно». Иногда бывает так, что получается яркий, светлый, разноцветный рисунок, который ребенок закрашивает темными красками, «уничтожает», что очень показательно с точки зрения психологии.
«Акватушь»
Сначала на бумагу наносят рисунок гуашью, когда он высыхает, лист покрывают черной тушью. После этого рисунок опускают в воду – гуашь смывается почти полностью, а тушь – частично. Получается тонированное изображение на черном фоне с размытыми границами. Поэтапная работа с отложенным результатом полезна детям с дефицитом внимания, а также тем, кто испытывает негативизм.
«Монотипия»
Сначала ребенок рисует на гладкой поверхности – пластмассе, стекле, пленке или др., а затем переносит этот рисунок путем оттиска на обычную бумагу и далее дорисовывает изображение другими материалами. Итоговое изображение получается отличным от первоначального. Это спонтанное самовыражение, помогающее снять стресс, повысить креативность, визуализировать чувства.
«Рисование клубком»
Полезно для тех детей, которые уверены, что не умеют рисовать, техника развивает креативность, помогает в диагностике состояний, она эффективна при индивидуальной работе с замкнутыми, агрессивными, гиперактивными детьми. Рисунок получается путем разматывания клубка ниток на пол или стол.
«Рисование истории»
Ребенок рисует иллюстрацию к истории или ее возможное продолжение. Методика позволяет корректировать неадекватное поведение, разрешать внутренние конфликты, диагностировать расстройства, снимать напряжение.
«Рисунок по кругу»
Групповая работа, направленная на сплочение, вовлечение в процесс всех участников, повышение самооценки. Дети садятся в круг и вместе рисуют по очереди по заданию психолога, например фентэзийное существо: первый ребенок – голову, второй – туловище и т. д.
«Пластилиновая композиция»
Рисунок на листе бумаги создается пластилином, что требует усидчивости, старания. Техника подходит для работы с гиперактивностью, развивает воображение, сенсорную сферу.
«Пальчиковые краски»
Пальчиковые краски – это довольно необычное средство для творчества, вместо кисти, карандаша или ручки можно использовать пальцы. Этот метод особенно эффективен при работе с детьми младшего возраста. Но для взрослых этот метод также подойдет. Возможность свободы действий позволяет расслабиться, абстрагироваться от правил и дать волю фантазии без страха и чувства вины.
«Проективный рисунок»
Данная техника выявляет и помогает осознавать проблемы и переживания клиента, которые ему трудно выразить. Темы, предлагаемые для рисования проективного рисунка, могут быть самыми разными. Можно предложить человеку нарисовать свое прошлое, будущее, настоящее или какие-то совершенно абстрактные понятия.
«Мандала»
Мандала – это абстрактный рисунок в круге. Круглая форма символизирует взгляды человека на жизнь, его внутренний мир, мысли и чувства в данный момент. Рисование мандалы помогает человеку найти себя, решить внутренние конфликты, снять стресс и избавиться от страхов. После рисования нужно дистанционироваться от мандалы и посмотреть на нее со стороны. Для каждой мандалы можно придумать специфический смысл. Например, «взаимоотношение в семье», «любовь», «страх» и т. д. После того, как человек закончит рисовать «тему», рисунок можно исследовать и обсудить с ним.
II. Техника арт-терапии «Разговор с руками» («Ладошки»)
Технику можно использовать на этапе знакомства с ребенком и в зависимости от вопросов может показать те аспекты и те особенности личности ребенка, которые интересуют психолога.
Цель: Диагностика особенностей личности ребенка, развитие позитивного самовосприятия, отреагирование эмоций, развитие коммуникативных навыков.
Задачи: Облегчение процесса коммуникации, создание отношений взаимного принятия, эмпатии, исследование и выражение чувств в социально-приемлемой форме, обучение безопасному способу разрядки, развитие чувства внутреннего контроля.
Инвентарь: цветные карандаши, восковые мелки, краски, лист бумаги.
Ориентировочное время работы: 30 мин.
Алгоритм работы: Взрослый предлагает ребенку обвести контур ладошек, а затем «оживить» их: нарисовать им лица (глазки, ротик, носик и т.д.), можно раскрасить пальчики цветными карандашами. Затем взрослый начинает разговор с пальчиками, расспрашивая их об их привычках и привязанностях, о том, что они любят и чего не любят. Отвечать может ребенок, но если он молчит, то взрослый сам отвечает за пальчики, рассказывая о том, какие они хорошие, как много они умеют. Потом взрослый говорит: «Но пальчики иногда не слушаются своего хозяина», и предлагает заключить с непослушными пальчиками «договор», что они, например, в течении 2-3 дней не будут никому причинять боль и не будут ничего ломать, будут делать только хорошее: здороваться, рисовать, играть, помогать хозяину одеваться и раздеваться. Для детей с дефицитом внимания назначают меньший срок – 1-2 дня (или несколько часов). После того, как ребенок вступает в игру, через оговоренный промежуток времени повторяют рисование с ним, похвалив пальчики и их хозяина, а также предложив больший срок действия «договора».
Примерный список задаваемых вопросов:
-
Как их зовут? -
Сколько им лет? -
Где они находятся? -
Что они видят вокруг себя? -
Есть ли кто-нибудь рядом? -
Кто это? -
Что они говорят пальчикам? -
Что они отвечают? -
Слышат ли они какие-нибудь другие звуки? -
Может быть они чувствуют какие-то запахи или ощущают что-то на вкус? -
Может быть они испытывают физические ощущения или эмоции? -
Кто из них главный? -
Кто из них помогает друг другу? -
Кто из них борется друг с другом? -
Кто из них слабее? -
Кто сильнее? -
Любят ли они ходить в детский сад? -
Что их больше всего обижает? (важно "что", а не "кто") -
За что их ругают? -
Что они делают, когда им плохо? -
Какое их любимое блюдо? -
Чтобы они хотели, чтобы им подарили? -
Что они больше всего любят? -
Как они относятся к своей маме, папе? -
Что им сейчас больше всего хочется? -
Что им сейчас больше всего хочется сделать? -
Что пальчики хотят, чтобы сделал взрослый (психолог)?
Данная техника проста в исполнении. Причем, художественные достоинства рисунка не являются оценочным материалом, важен сам процесс. При этом и у ребенка, и у взрослого, благодаря игровой ситуации, есть возможность искренне выразить свои чувства, узнать подлинные переживания, образно рассказать о себе и о своих проблемах.
«Оживляя» пальчики, ребенок ощущает взрослую ответственность за их действия, за их «жизнь», слова, поведение, учится находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. По тому, как и что ребенок рассказывает, кого осуждает, кому сочувствует, кем восхищается, нетрудно составить представление о нем самом, его ценностях и интересах, отношениях с окружающими. В процессе работы с ребенком получаю ответы на такие вопросы:
-
В чем ребенок нуждается. -
Какие чувства у ребенка позволены , а какие запрещены. -
Какая у ребенка роль в семье. -
Какие запреты ребенок слышит. -
Какие решения ребенок принимает. -
В каких разрешениях ребенок нуждается. -
В какой защите ребенок нуждается.
Данная методика способствует выработке необходимых навыков общения, формированию уверенности, воспитывает уважение к чувствам и переживаниям другого человека, помогает приобрести опыт гармоничных отношений.
В заключении хотелось бы сказать, что изотерапия не имеет никаких отрицательных сторон. Этот метод не требует больших затрат и подходит для всех возрастов.