Файл: Рассматривая экономическую сущности капитала предприятия, следует в первую очередь отметить такие его характеристики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.2 Пути снижения финансовых рисков в процессе управления структурой капитала



Структура управления рисками на ОАО «Диаграс» строится следующим образом (рис. 3.2).

Подобная схема организации риск-менеджмента позволяет четко выделить и распределить функции подразделений. Так подразделения занимающиеся управлением кредитными рисками выполняет следующие функции:

  1. Кредитный анализ контрагентов/ заемщиков и присвоение/ пересмотр их рейтингов.

  2. Подготовка кредитных протоколов и рекомендаций по размеру лимитов.

  3. Формирование резервов для покрытия ожидаемых потерь.

  4. Мониторинг финансового состояния существующих контрагентов и пересмотр лимитов

  5. Контроль экспозиций к кредитному риску и мониторинг концентраций рисков по инструментам, отраслям, регионам и т.д.

  6. Создание регулярных отчетов по кредитным рискам

  7. Поддержка баз данных, содержащих информацию о превышениях лимитов и нарушениях кредитной политики.

  8. Создание и развитие методик кредитного анализа и моделей рисков.


Управление рисками



Риск ликвидности
казначейство

Операцион- ный риск
Отдел по управлению операционными рисками

Рыночный риск
Отдел по управлению рыночными рисками



Кредитный риск:
Отдел по управлению рисками контрагентов
Отдел по управлению кредитным риском


Рис. 3.2 – Система управления предпринимательскими рисками в ОАО «Диаграс»
Основными функциями отдела по управлению рыночными рисками являются:

  1. Идентификация, анализ и измерение рыночных рисков и рисков ликвидности, которым подвержены активы и пассивы предприятия

  2. Расчет VaR (чаще всего методом исторических волатильностей) для всех продуктовых линий, портфелей с детализацией вкладов отдельных инструментов.

  3. Агрегирование VaR для различных продуктовых линий

  4. Установка и пересмотр лимитов на рыночные риски.

  5. Создание регулярных отчетов по экспозициям к рыночным рискам

  6. Совершенствование и тестирование моделей рисков

  7. Расчет поведения портфелей в стрессовых ситуациях

  8. Создание рекомендаций по оптимальному распределению капитала.


При управлении операционными рисками не выделяют отдельное подразделение, поскольку процесс управления операционными рисками не может быть локализован по причине включенности в него всех сотрудников. Однако система все же существует. Она включает в себя следующие компоненты:

  1. Деятельность руководства и культуру контроля.

  2. Выявление и оценку риска.

  3. Проведение процедур контроля

  4. Обеспечение коммуникации и информационных систем

  5. Мониторинг текущей деятельности.

Отметим, что наиболее значимыми для деятельности ОАО «Диаграс» являются все же кредитные риски. Именно поэтому предприятие сконцентрировало свои усилия для создания и внедрения уникальной для российского рынка системы управления кредитными рисками. И именно этот факт обусловил более подробное освещение политики предприятия в сфере управления кредитными рисками.

Рассмотрим подробнее процесс управления кредитными рисками.

Основным элементом управления рисками являются лимиты. Лимит кредитования может быть определен как предельный размер кредитных рисков, которые предприятие может нести при кредитовании контрагентов. Отметим, что переход от системы лимитов на номинальные размеры кредитных и рыночных позиций к системе лимитов на рисковые экспозиции позволяет реализовать следующие преимущества: лимиты напрямую начинают ограничивать возможные потери, в размере лимита может быть количественно учтен риск инструмента, появляется возможность для измерения рисков сложных инструментов, а также возможность для измерения соотношения риск/доход и сравнения инструментов на этой основе.

Величина ожидаемых потерь напрямую влияет на прибыль от кредитного продукта, поскольку необходимо отчислять страховую сумму в резервный высоко-ликвидный фонд с каждого кредита, эта сумма должна быть не менее величины EL. Величина неожидаемых потерь по портфелю также косвенно влияет на прибыль от кредитной деятельности, поскольку определяет собственный уровень надежности кредитного портфеля и предприятия в целом. Собственный уровень надежности определяется соответствием капитала под риском (собственного экономического капитала) возможным неожидаемым потерям, которые могут произойти с вероятностью дополняющей до полной вероятности (уровня) надежности. Более строго UL измеряется величиной VAR (Value at risk) при

уровне надежности



Требование соответствия капитала выглядит просто как

,

где CAR (Capital at risk) относительная величина собственного капитала. Для оценки величины требуется построение кривой потерь по портфелю, что является нетривиальной задачей.

Заключение



Капитал предприятия является главным измерителем его рыночной стоимости. В этом качестве выступает прежде всего собственный капитал предприятия, определяющий объем его чистых активов. Вместе с тем, объем используемого предприятием собственного капитала характеризует одновременно и потенциал привлечения им заемных финансовых средств, обеспечивающих получение дополнительной прибыли.

Динамика капитала предприятия является важнейшим барометром уровня эффективности его хозяйственной деятельности. Способность собственного капитала к самовозрастанию высокими темпами характеризует высокий уровень формирования и эффективное распределение прибыли предприятия, его способность поддерживать финансовое равновесие за счет внутренних источников. В то же время снижение объема собственного капитала является, как правило, следствием неэффективной, убыточной деятельности предприятия.

Высокая роль капитала в экономическом развитии предприятия и обеспечении удовлетворения интересов государства, собственников и персонала, определяет его как главный объект финансового управления предприятием, а обеспечение эффективного его использования относится к числу наиболее ответственных задач финансового менеджмента.

Источники капитала отражаются в пассиве бухгалтерского баланса предприятия. А размещение капитала отражается в активе бухгалтерского баланса.

Уровень эффективности хозяйственной деятельности предприятия во многом определяется целенаправленным формированием его капитала. Основной целью формирования капитала предприятия является удовлетворение потребности в приобретении необходимых активов и оптимизация его структуры с позиции обеспечения условий эффективного его использования.

На различных этапах развития предприятия, в соответствии с потребностями в заемном капитале, управление его привлечением – это целенаправленный процесс, который должен строиться на:

  • анализе привлечения и использования заемных средств в предшествующем периоде;

  • определении целей привлечения заемных средств в предстоящем периоде;

  • определении предельного объема привлечения заемных средств;

  • оценке стоимости привлечения заемного капитала из различных источников;

  • определения соотношения объема заемных средств, привлекаемых на кратко и долгосрочной основе;

  • определения форм привлечения заемных средств;

  • определения состава основных кредиторов;

  • формированием эффективных условий привлечения кредитов;

  • обеспечением эффективного использования кредитов;

  • обеспечением своевременных расчетов по полученным кредитам.


Управление текущими обязательствами по расчетам предприятия строится по следующим основным этапам:

  • анализ текущих обязательств по расчетам предприятия в предшествующем периоде. Основной целью такого анализа является выявление потенциала формирования заемных финансовых средств предприятия за счет этого источника. Результаты анализа используются в процессе прогнозирования суммы текущих обязательств по расчетам предприятия в предстоящем периоде;

  • определение состава текущих обязательств по расчетам предприятия в предстоящем периоде. В процессе этого этапа устанавливается перечень конкретных видов текущих обязательств по расчетам предприятия с учетом новых видов хозяйственных операций (например, личного страхования персонала), новых видов деятельности, новых внутренних (дочерних) структур предприятия, новых видов обязательных платежей и т.п.;

  • установление периодичности выплат по отдельным видам текущих обязательств по расчетам. На этом этапе по каждому виду внутренней кредиторской задолженности устанавливается средний период начисления средств от момента начала этих начислений до осуществления их выплат. В этих целях рассматриваются конкретные сроки уплаты отдельных налогов, сборов и отчислений в бюджет и внебюджетные фонды, периодичность выплат страховых взносов в соответствии с заключенными договорами страхования, сроки выплат заработной платы в соответствии с заключенными коллективным трудовым договором и индивидуальными трудовыми контрактами и т.п.;

  • прогнозирование средней суммы начисляемых платежей по отдельным видам текущих обязательств по расчетам;

  • прогнозирование средней суммы и размера прироста текущих обязательств по расчетам по предприятию в целом;

  • оценка эффекта прироста текущих обязательств по расчетам предприятия в предстоящем периоде. Это эффект заключается в сокращении потребности предприятия в привлечении кредита и расходов, связанных с его обслуживанием;

  • обеспечение контроля за своевременностью начисления и выплаты средств в разрезе отдельных видов текущих обязательств по расчетам. Начисление этих средств контролирует бухгалтерия по результатам осуществления отдельных хозяйственных операций предприятия. Выплата этих средств включается в разрабатываемый платежный календарь и контролируется в процессе мониторинга текущей финансовой деятельности предприятия.