Файл: 1. Сущность макроэкономического планирования и прогнозирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Понятие макроэкономического планирования и прогнозирования

1. Сущность макроэкономического планирования и прогнозирования

2. Субъекты и объекты макроэномической планово-прогнозной деятельности

3. Методы и методика плановой деятельности

4. Понятие методологии и принципов макроэкономических прогнозирования и планирования

1.Сущность макроэкономического планирования и прогнозирования
Любой процесс социального и природного развития требует предвидение тех результатов которым можно в конце концов придти.

Таким образом предвидение является представлением о возможном будущем

Нас интересует научное предвидение , которое базируется на познании объективных законов природы, общества и мышления

Одной из форм научного предвидения выступает - прогнозирование , то есть процесс формирования научно-обоснованного представления о будущем состоянии и возможных путях развития социальной экономической сферы. О сроках Достижения этого состояния , возможных альтернативных путях и результатов развития

Итогом процесса прогнозирования выступает-прогноз

Необходимо отметить вероятностный характер прогнозов , то есть возможность отклонения объекта исследования от прогнозируемой траектории развития

Данная проблема связана с высокой степенью неопределённости будущего состояния экономики и социальной сферы

Это обусловлено:

1. Неизбежная субъективность в процессе разработки прогнозов и соответственно вероятности ошибок(свой опыт и тд)

2. Объективно существующая неполнота и ограниченность информации используемой при составлении прогнозов (соц эконом сфера всегда богаче информацией )

3. Трудно предсказуемые тенденции научно-технологического и общественного прогресса (на основе существующей инфы , но произошли открытия (водородный двигатель ))

4. Значительное воздействие в современных условиях на процесс развития нац. экономики факторов мирового хозяйства (интегрируемы)(кризис 2008-09 годов на фондовом рынке в штатах)


Понятие Альтернативности прогнозов -наличие качественно различных вариантов будущего состояния и развития соц эконом сферы

Прогнозирование можно рассматривать как основу и исходный элемент процесса планирования, который предполагает определение более четких чем прогноз целей социально-эконом развития , разработку и принятие конкретных действий направленных на их достижение.

Результатом процесса планирования выступает - ПЛАН - это документ содержащий систему целевых показателей соц.Эконом развития конкретные этапы данного развития , способы достижения поставленных целей, ожидаемые результаты

В плане происходит оценка имеющихся ресурсных возможностей , обоснование принимаемых управленческих решений и определяет ответственные за их выполнение

Достаточно часто планирование рассматривается как обобщающее понятие, Включающие в себя в качестве составных элементов прогнозирования , концепцию соц.эконом развития и программирования

Концепция соц эконом развития -это документ определяющий на основе разработанных прогнозов долгосрочные целевые направления развития страны

Программирование -это система экономических программ ,имеющих в отличие от планов более узкую целевую форму.

2.Субъекты и объекты макроэномической планово-прогонозной деятельности
Опыт стран имеющих современное рыночное хозяйство показывает , что развитие тех или иных соц. Эконом процессов без представления о конечных целях этого развития и методах их достижения чревато серьезными проблемами.

Это верно как для макро , так и микро уровня экономики

Все крупные компании имеют не только текущие , но и перспективные планы своей работы

Планирование на уровне отдельной фирмы дополняется макроэкономическим планированием . Носителем этой функции представляющей общественные а не частные интересы на ряду с некоторыми другими социальными институтами выступает -ГОСУДАРСТВО

Как носитель этой общественной функции , государство выполняет несколько задачь:

1. Насыщает экономическую среду информацией что способствует более рациональному планирован частной компании (государство является основным макроэкономическим субъектом )

2. Ставит плановую практику на микро уровне в определенные рамки задавая допустимые параметры частного интереса и средств его достижения (гос ограничивает деятельность микроэкономических субъектов ,задает рамки, для планирования )



3. Определяет цели соц. эконом развития общества и непосредственно регулирует хозяйственные пропорции в экономике (исходя из общественных функций)

Реализация последней задачи и определяет сущность макроэкономического планирования

Выбор задач которое должно взять на себя государство, а также механизм их решения , является наиболее сложной и дискуссионной проблемой в экономической теории.

Опираются на концепцию осечки провалов рынка или государства. В соответствии с ней там где рынок недостаточен используются рычаги гос регулирования и наоборот
Функции государства:

• Монопольная функция государства:

1. Разработка и принятие законов определяющих право собственности и регулирующих хозяйственную деятельность (правовая функция)

2. Эмиссия денег и создание необходимых для этого организационных структур (эмиссионная функция)

3. Организация процессов взимания налогов и сборов (фискальная функция )

4. Внутрення и внешняя безопасность

• Проблема макроэкономической стабилизации и обеспечение условий долгосрочного роста экономики

• Планирование и организация производства товаров и услуг, которыми не заинтересован заниматься частный сектор или их производство вносит исключительно важное общественное значение (общественное благо)

• Для реализации крупных программ НТП долгосрочных, структурных , инвестиционных политик требуется целенаправленная плановая деятельность

• Развитие территорий и разработка региональных программ
Предпосылки усиливающие использование инструментов макроэкономического планирования в современной экономике(ряд факторов):

1. Значительное увеличение необходимых горизонтов предвидения , перспектив развития , связанный с резким ускорением нтп и общественных перемен в современной мире (общество быстро развивается )

2. Объективно возросшая роль государства в регулирования соц эконом сферы в последнее столетие

3. Значительно возросшая степень внутренней интеграции национальной экономики, следовательно проблемы возникающие в любой сфере экономики могут быстро распространится на все другие элементы нац хозяйства . Макроэкономическое планирование и прогнозирование должно предвидеть такие ситуации и разрабатывать контр меры (купировать проблемы не давая распространится на другие сектора экономики)


4. Активный процесс международной экономической интеграции ставит задачу разработки долгосрочной стратегии , повышение конкурентно способности нац экономики и обеспечение более выгодных позиций страны на мировом рынке
Объект макроэкономического прогнозирования и планирования -это расширенные воспроизводства в единстве и в взаимосвязи всех его фаз(производства, распределения ,обмена и потребления )

Субъектом планирования выступает национальное государство а так же ряд институтов гражданского общества (профсоюзы, союзы предпринимателей )и крупной корпорации (газпром )

Цель национального планирования:

Обеспечить динамичный рост и прогрессивность структурный сдвиги в экономике и на этой основе максимально эффективно решать социальные проблемы общества (больше ресурсов на расширение решения проблем в общетсв)
В системе общественного планирования есть следующие уровни:

1. Муниципальное планирование-на уровне отдельных самоуправлений

2. Региональное планирование -на уровне отдельных регионов (субъекты федерации)(макрорегионов - дальний восток)

3. Макроэкономическое планирование -на уровне всего национального хозяйства
Макроэкономическое планирование может достигать различных уровней активности от всеобъемлющих систем национального планирования до наличия лишь отдельных элементов программирования и прогнозирования

В Конкретной модели макроэкономического планирования выбираются в зависимости от характера и уровня развития экономики каждый конкретной страны стоящих в данный период перед ней задач , традиций и практики хозяйствования


4. Понятие методологии и принципов макроэкономических прогнозирования и планирования

Методология прогнозирования и планирования -это учение о взаимосвязной системе принципов методов , методик осуществления прогнозных и плановых работ , логики ,технологии разработки и применение плановых документов

Базовая характеристика методология

Является принципы прогнозно-плановой деятельности:

    • Принцип научной обоснованности -учет закономерностей развития социальных и природных структур, законов научного мышления ,отечественного и мирового опыта в процессе подготовки прогнозов и планов

    • Принцип целенаправленности и приоритетности -определение основных целей и задач развития их ранжирование по степени важности с концентрацией ресурсов на приоритетных направлениях, более характерен для плановой деятельности

    • Принцип социальной направленности - учет и сочетание интересов каждой отдельной личности существующих социальных групп и общества в целом. Решение всей совокупности социальных проблем

    • Принцип роста эффективности -достижение с помощью инструментов прогнозно-плановой деятельности наилучших соц. Эконом результатов при максимальной возможной экономии имеющихся ресурсов

    • Принцип реалистичности -оценка возможности достижения определенных целей в установленные временные сроки с учетом ресурсных ограничений

    • Принцип системности и единства -взаимная согласованность всех аспектов прогнозно-плановой деятельности , то есть рассмотрение объекта планирования с одной стороны как единого целого, а с другой как совокупности относительно самостоятельных элементов

    • Принцип пропорциональности и сбалансированности-необходимость формирования и поддержания оптимальных пропорций общественного воспроизводства ( между совокуп спросом и предложением ; монитарным и реальным секторами экономики и тд)

    • Принцип непрерывности -согласованность прогнозно-планового процесса во временном аспекте , реализуется через взаимосвязанную систему краткосрочных , среднесрочных , долгосрочных планов и прогнозов

    • Принцип комплексности-учет при прогнозно-плановой деятельности всех факторов и взаимосвязей, влияющих на объект планирования

    • Принцип соответствия (адекватности)-адекватность используемых инструментов и моделей объектом и типом прогнозно-плановой деятельности

    • Принцип вариативности(альтернативности)- возможность разработки нескольких различных вариантов документов, более характерно для прогнозной деятельности

    • Принцип гибкости и адаптивности -реакция на изменчивость соц.эконом среды что проявляется в корректировки уже разработанных планов и прогнозов с учетом новых обстоятельств

    • Принцип верифицируемости-максимальной возможная проверка обоснованности , точности и достоверности разрабатываемых планов и прогнозов

    • Принцип участия-к разработке прогнозно-плановых документов должны в максимальной возможной степени привлекаться все заинтересованные в этом экономические субъекты и общественные институты (частный бизнес , профсоюзы )



Каждый из перечисленных принципов не может рассматриваться изолированно от других
3. Методы и методика плановой деятельности
Методы плановой деятельности-это совокупности способов и приемов которые применяются в прогнозно-плановой деятельности

По критерию формализации делятся на

1. Интуитивные

2. Формализованные
Интуитивные - базируются на интуиции , прошлом опыте и логическом мышлении привлекаемых специалистов. Их применяют когда объект планирования слишком сложен для применения математических формализованных методов из-за влияния множества разнонаправленных факторов

Здесь выделяется метод экспертных оценок и метод аналогий

При Экспертных оценках при разработке планов и прогнозов используются мнения специалистов в определенных сферах соц.эконом деятельности. Эти выводы эксперты делают на основе накопленных знаний , опыта , интуиции. Надежность данных оценок зависит от квалификации привлекаемых специалистов

Экспертные оценки бывают Индивидуальные и коллективные

Индивидуальные экспертизы

Индивидуальный эксперт используется как источник эксклюзивных знаний и опыта

Методы :

1. Интервью -прямое взаимодействие эксперта с представителем плановых органов по схеме «вопрос ответ»(спонтанные вопросы )

2. Аналитический -самостоятельная подготовка аналитического документа о текущем состоянии и возможных направлениях изменений исследуемого объекта (спец работа)

3. Сценарный метод-формирование модели будущего состояния объекта программирования во времени. Данный метод может использоваться и группой экспертов

Коллективная Экспертиза

Позволяет снизить риск субъективных оценок и выводов

Методы :

1. Мозговая атака- масштабная лавинообразная генерация новых идей направленных на решение поставленной задачи

2. Метод дельфи -формирование коллективного экспертного заключения путем последовательных многоуровневых анкетных опросов отдельных специалистов , которые работают анонимно без возможной координации ответов друг с другом. Полученные в первом туре мнения обобщаются и предоставляются всем участникам процесса ,они могут быть учтены экспертами последующих туров или отвергнутые с развернутой аргументацией. Данная процедура повторяется несколько раз, что составляет сблизить позиции специалистов