Файл: Рассматривая экономическую сущности капитала предприятия, следует в первую очередь отметить такие его характеристики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 151

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Второй фактор – это эффективность использования активов, то есть как быстро они оборачиваются, или, что тоже самое, на сколько рублей менеджмент компании продает товара с имеющихся в его распоряжении активов (зданий, оборудования, товарных запасов и т.д.). Другими словами, с какого количества молока сняты эти сливки, сколько молока потрачено на этот пакет.

И, наконец, третий фактор – это финансовый рычаг, то есть сколько заемных средств сумел привлечь менеджмент на финансирование активов компании и сколько он финансирует деньгами собственников. Другими словами, за чей собственно счет это молоко куплено, чьи деньги заморожены в этом молоке.

Если выделить первые два множителя уравнения Du Pont и произвести элементарные сокращения (сократить показатель «продажи» в числителе и знаменателе), то мы получим отношение прибыли к активам, то есть рентабельность активов. Одновременное сокращение показателя «активы» второго и третьего множителей приведет нас к рентабельности капитала.

Убедиться в этом можно, рассмотрев условную ситуацию на примере трех региональных компаний одного и того же торгового оператора (см. таблицу 1.1). Перед нами упрощенная управленческая отчетность этих компаний. Отчет показывает, что прибыль каждой из трех компаний равна 30 рублям, при этом рентабельность продаж в компании «С» ниже, чем у других, поскольку прибыль она заработала на гораздо больших объемах продаж (150 рублей против 100 рублей).

Таблица 1.1



Показатели

Формула расчета

Компания А

Компания В

Компания С

1

Продажи, S




100

100

150

2

Прибыль, P




30

30

30

3

Рентабельность продаж, ROS

P/S= Стр.2/Стр.1

0,3

0,3

0,2

4

Активы, A




200

100

100

5

Рентабельность активов, ROA

P/A= Стр.2/Стр.4

0,15

0,3

0,3

6

Собственный капитал, E




60

100

50

7

Рентабельность капитала, ROE

P/E= Стр.2/Стр.6

0,5

0,3

0,6



Как правило, на этом уровне анализ результатов деятельности в отечественных компаниях прекращается, и принимаются управленческие решения, например, по мотивации менеджмента в зависимости от величины прибыли или рентабельности продаж. В последнем случае руководство компании «С», очевидно, пострадает. Возможно, не заслужено, поскольку в данному случае оценка действий менеджмента не учитывает, какими ресурсами та или иная компания достигла полученных результатов (с какого количества молока сняты сливки).

Выполнение дальнейшего анализа показывает, что менеджмент компании «А» оперирует активами, которые в два раза превышают активы других компаний. Причины могут быть разные: возможно на складах компании самые большие товарные запасы, в которых заморожены денежные средства; возможно закуплено современное капиталоемкое оборудование, приобретено дорогостоящее офисное здание или РЦ и т.д. То есть молока потрачено гораздо больше, чем другими компаниями. В результате, рентабельность активов (съем сливок с молока) составила всего 15%. Выходит, что именно эта компания сработала хуже?

Однако, делать выводы преждевременно, поскольку анализ все еще не завершен. Действительно, в компании «А» активов больше, чем у других. Остается открытым вопрос – какой ценой достигнуто это «изобилие»? Если все активы профинансированы деньгами собственников, это одно дело. А что, если все обстоит иначе? К примеру, в нашем случае руководитель компании «А» большую часть активов финансирует за счет заемных средств, возможно товарного кредита поставщика (это следует из приведенных данных, согласно которым в компанию капитала собственников вложено всего на 60 рублей при активах в 200 рублей). Именно такое активное применение финансового рычага позволило руководителю компании обеспечить сравнительно высокую для анализируемой сети рентабельность собственного капитала (50%). [11, с. 129]

Как показал этот пример, истинным аутсайдером этой сети является компания «В». Однако, собственники торговой сети и топ-менеджмент головного офиса, возможно об этом даже не догадываются. Вот, к таким ошибочным решениям может привести игнорирование уравнения Du Pont и замыкание внимания менеджмента на прибылях или рентабельности продаж.

Глава 2 Анализ структуры и рентабельности капитала предприятия ООО “Диаграс»

2.1 Анализ капитала организации и его структуры



Основные направления деятельности ОАО «Диаграс».

  1. Синтез и создание новых высокоэнергетических материалов и технологий их производств

  2. Высокопредохранительные взрывчатые вещества углениты (высокопредохранительные ВВ V, VI классов) и др.;

  3. Газогенерирующие установки, в том числе для нужд нефте- и газодобывающей промышленности

  4. Ультрадисперсные алмазы и технологии их применения смазки и присадки, полировальные составы, технологии нанесения кластерных износостойких покрытий.

  5. Средства пожаротушения: порошковые огнетушители, установки импульсного пламяподавления, системы объемного пожаротушения, источники холодного газа, станции перезарядки огнетушителей, огнетушащий порошок.

  6. Строительные и изоляционные материалы: кирпичи на основе кремнезема (93-97 % песка); базальтовая вата; антикоррозийные мастики и лаки, клеи, компаунды для ремонта бетонных сооружений.

  7. Приборостроение, средства измерения и автоматизации: датчики (ультразвуковые, тензометрические), преобразователи, измерительные комплексы, комплексы дефектоскопии, автоматизированные рабочие места.

  8. Медицинские препараты: биостимуляторы, пищевые добавки, экстракты, бальзамы, трансдермальные терапевтические системы, субстанции лекарственных средств, таблетированные средства из природного, экологически чистого сырья.

  9. Композиционные материалы: трубы; жгуты для прокладки телефонного кабеля и прочистки каналов связи; телескопические мачты, лестницы, носилки; стеклопластиковые трубы; стеклопластиковые муфты соединительные для силовых кабелей.

  10. Парфюмерно-косметические изделия: крема, шампуни, духи, одеколоны, лосьоны.

  11. Проектирование и тиражирование мини-заводов со сдачей "под ключ" производство медицинских препаратов, пищевых продуктов из растительного и животного сырья; переработка сельскохозяйственной продукции; комплексы оборудования для дозирования и смешения сыпучих и жидко-вязких веществ; комплексы оборудования для непрерывной намотки стеклопластиковых изделий; производство промышленных взрывчатых веществ; производство кирпича на основе кремнеземов; производство теплоизоляционных материалов; производство битумных мастик; производство жидких нитроэфиров и др.


Состав и размещение имущества в стоимостном выражении, источники его образования на какую- либо отчетную дату характеризуют имущественное положение предприятия. К имуществу относят внеоборотные и оборотные активы, стоимость которых отражена в I и II разделах бухгалтерского баланса. Для изучения имущества предприятия, динамики стоимости и состава имущества, его структуры составляют аналитические таблицы, которые позволяют провести горизонтальный и вертикальный анализы, оценить степень и тенденции изменений. Итог баланса даёт ориентировочную оценку суммы средств, находящихся в распоряжении предприятия. Проанализируем структуру актива баланса ОАО «Диаграс» за 2007 – 2009 гг.

Из данных табл. 2.1 следует, что стоимость имущества предприятия за 2008 год снижается с 46205 тыс. руб. до 24233 тыс. руб., т.е. на 21975 тыс. руб. или 52,45 %. Это обусловлено в основном снижением суммы оборотных активов предприятия на 21916 тыс. руб., так и снижением стоимости внеоборотных активов на 56 тыс. руб. или 2,69%.

Таблица 2.1

Оценка динамики активов ОАО «Диаграс» за 2007-2009 гг.

Показатели

Сумма,

тыс. руб.

Изменение (+,-),

тыс. руб.

Темп изменения,

(%)

2007 г.

2008г.

2009г.

2008г. к 2007 г.

2009 г. к 2008 г.

2008 г. к 2007г.

2009 г. к 2008г.

1

2

3

4

5

6

7

8

Основные средства

2080

2024

1960

–56

–64

97,31

96,84

Готовая продукция и товары

20567

6734

21259

–13833

14525

32,74

315,70

Дебиторская задолженность

13983

13391

16557

–592

3166

95,77

123,64

Денежные средства

9575

2084

1269

–7491

–815

21,77

60,89

Итого активов

46205

24233

41045

–21975

16812

52,45

169,38



В составе оборотных активов за анализируемый период наблюдается тенденция к снижению стоимости готовой продукции и товаров: их стоимость снизилась с 20567 тыс. руб. до 6734 тыс. руб.- на 13833 тыс. руб. или 67,26 %.

За 2008 год наблюдается снижение суммы дебиторской задолженности с 13983 тыс. руб. до 13391 тыс. руб., то есть на 592 тыс. руб. или 4,23 %. Обращает на себя внимание значительное снижение суммы денежных средств предприятия: в течение 2008 года их сумма снизилась с 9575 тыс. руб. до 2084 тыс. руб.

Графически структура актива баланса ОАО «Диаграс» за 2006 – 2008 гг. представлена на рис. 2.1.



Рис. 2.1 – Структура актива баланса ОАО «Диаграс» за 2007 – 2009 гг.
В структуре активов баланса большая часть их приходится на оборотные активы: на начало 2008 года – 95,49 %, на конец 2009 года – 95,22 %.

В структуре оборотных активов наблюдается тенденция к росту доли готовой продукции и товаров – с 44,51 % на начало периода до 51,79 % на конец периода, т.е. на 7,28%. Доля краткосрочной дебиторской задолженности растет с 30,26 % до 40,34 %, что в деятельности предприятия оценивается отрицательно, при этом наблюдается снижение доли денежных средств.

Стоимость имущества предприятия на протяжении 2009 года растет, однако не достигает показателя 2007 года: с 24233 тыс. руб. до 41045 тыс. руб., т.е. на 16812 тыс. руб. или 69,38 %. Это обусловлено ростом стоимости оборотных активов предприятия. В составе оборотных активов за анализируемый период наблюдается значительный рост стоимости готовой продукции и товаров: их стоимость возросла с 6734 тыс. руб. до 21259 тыс. руб.- на 14525 тыс. руб. или 215,7 %.

За 2009 год наблюдается увеличение суммы дебиторской задолженности с 13391 тыс. руб. до 16557 тыс. руб., то есть на 3166тыс. руб. или 23,64 %.

Источники формирования имущества предприятия отражаются в пассиве баланса и могут быть заемными и собственными. Необходимость в собственном капитале обусловлена требованиями самофинансирования предприятий. Однако нужно учитывать, что финансирование деятельности предприятия только за счет собственных средств не всегда выгодно для него.

В табл. 2.2 представлена динамика пассива ОАО «Диаграс» за 2007-2009 гг.

Из данных табл. 2.2 следует, что сумма собственных средств предприятия за 2008 год снижается на 331 тыс. руб. и к концу 2008 года составляет 1563 тыс. руб. Снижение величины заемных средств на конец 2008 года по сравнению с началом 2008 года составило 21641 тыс. руб. По состоянию на конец 2008 года у предприятия имеется краткосрочная задолженность в сумме 22670 тыс. руб.