Файл: Формулировка задания Дать характеристику эвристическим подходам в проектировании и рассмотреть понятия эвристика и эвристические методы. Построить структуру методов проектирования. Методика выполнения практического задания.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
М ИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
15.03.01 Машиностроение
(код и наименование направления подготовки, специальности)
Современные технологические процессы изготовления деталей в машиностроении
(направленность (профиль) / специализация)
Практическое задание
по учебному курсу «Основы проектной деятельности»
Вариант 2
Студент | К.П. Овчарова |
| (И.О. Фамилия) |
Группа | МСбп-2004а |
| |
Преподаватель | А.В. Краснов |
| (И.О. Фамилия) |
Тольятти 2023
Бланк выполнения практического задания 1
Цель – ознакомиться с эвристическими методами проектирования.
Формулировка задания
Дать характеристику эвристическим подходам в проектировании и рассмотреть понятия эвристика и эвристические методы. Построить структуру методов проектирования.
Методика выполнения практического задания
-
Представить процесс выполнения проекта в виде структурированного графа. -
Построить вспомогательную таблицу 2. -
Построить графическую модель проекта.
Таблица 1 – Иерархическая структура выполнения проекта
Надсистема | Проектирование заводов и промышленных предприятий |
Система1 | Подготовка объекта к процессу проектирования |
Система2 | Разработка проектной и рабочей документации |
Функционал1 | Сбор всех исходных данных, подготовку, а также получение технических условий |
Функционал2 | Разработка технических регламентов, помимо этого, технико-экономическое обоснование решений проблемных вопросов объекта проектирования |
Функционал3 | Выполнение НИР и полный комплекс инженерных изысканий |
Функционал4 | Детальная обработка технических аспектов проекта |
Функционал5 | Подготовка спецразделов проектной документации |
Мониторинг1 | Поиск архитектурных решений и планирования |
Мониторинг2 | Установка КИП, автоматики |
Мониторинг3 | Обеспечение электроэнергией |
Мониторинг4 | Подведение воды, а также оборудование канализации |
Мониторинг5 | Обустройство отопления |
Мониторинг6 | Монтаж систем вентиляции и контроль климата |
Мониторинг7 | Мероприятия по пожарной и экологич.безопасности |
Мониторинг8 | Установка системы сигнализации |
Мониторинг9 | Составление схемы, которая будет отображать план обустройства земельного участка |
Мониторинг10 | Составление сметы |
Надсистема
Система 1
Система 2
Функционал 1 11 11
Функционал 2
222222
Функционал 4
22
Функционал 5
22
Мониторинг 1
Мониторинг 2
Мониторинг 8
Функционал 3
22
Мониторинг 3
Мониторинг 5
Мониторинг 7
Мониторинг 4
Мониторинг 6
Мониторинг 10
Мониторинг 9
Бланк выполнения практического задания 2
Цель – ознакомиться с методом проектирования ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).
Формулировка задания
Дать характеристику эвристическим подходам в проектировании и рассмотреть понятие ТРИЗ-методы. Построить структуру с использованием ТРИЗ-методов проектирования.
Алгоритм выполнения практического задания
-
Ознакомиться с теоретической частью практического задания. -
По варианту выполнения практического задания 1 заполнить таблицу 4.
Таблица 4
Алгоритм выполнения ТРИЗ
№ п/п | Наименование этапа ТРИЗ | Элементы этапа | Описание действий | |
Наименование проекта | ||||
| Этап 1. ТИП ЗАДАЧИ | Цель проекта | Изобретательская задача связана с применением на рабочих местах токаря использующего металлорезальный станок устройств для ограждения и удаления стружки, стружколомателя Задача решается в первоначальной постановке, стружки в ее первоначальном виде не должно быть т.е. нужно не избыточно усложнять сам процесс резания и приводить к ненадежности убирания стружки в процессе эксплуатации токарных станков. Система (назначение -точение гильзы (для для снижения шероховатостей обрабатываемых резцами рабочих поверхностей) исключение травмирования ) включает (стружка, патрон, резец). Необходимо при заданных условиях (высоких скоростях работы станков ) поддерживать высокую производительность без образования опасного фактора –сливной стружки | |
| Этап 2. ПРОТИВОРЕЧИЯ И ИКР | Схема типичного конфликта | ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ Помеха в образовании сливной стружки при растачивании вязких металлов. Конфликт в необходимой скорости растачивания Конфликт в том что, по технологическому процессу необходимо применение разных сталей (марок) при разных режимах резания токарной обработки Если применять меньшую скорость то упадет производительность, а высокая скорость приводит к образованию опасного фактора – потенциальной возможности нанесению работнику травмы образующейся сливной стружкой | |
Принцип разрешения физических противоречий | Стружка в силу своих свойств (стали), наклона резца вытягиваясь заполняет пространство, скручивается (имеет свойство образования) если этому преднамеренно не препятствовать По таблице физических эффектов используем эффект дробление. Если не изменять длину отвода стружки, т.е. учитывать ее непрерывность то необходимо учитывать магнитные свойства металлов, т.е. перевода веполя в феполь – использования электромагнита для создания направленного магнитного поля, которое один из концов свиваемой стружки втягивает во всасывающий резервуар. В соответствии с вепольным анализом по правилам разрушения вредного веполя (правило 2.3) можно между двумя веществами, одним из которых есть изделие В1 – резец и В2 –деталь, для преодоления противоречия использовать третье вещество или видоизмененное: третье вещество должно быть и недолжно быть без повышения стоимости и функционального осложнения. применяем стандарт - класс 2 Развитие вепольных систем, подкласс 2.2 Дробление инструмента. Применим и Стандарт 1.2.1 Устранение вредной связи введением постороннего вещества. Применяем правило по введению между двумя веществами третьего вещества являющегося видоизменением второго. Этот способ позволяет устранить сильное противоречие: третье вещество надо вводить, чтобы нейтрализовать вредную связь, и нельзя вводить, чтобы в системе не было посторонних веществ. | |||
ИКР | стружка сама себя удаляет «вытягивает». | |||
| Этап3. РЕСУРСЫ | Дополнительные ресурсы | Наиболее предпочтительным, скорее всего есть съемное механическое крепление пластин для резания, резцов | |
Дополнительное время | | |||
Условия изменения проекта | Внесение дополнений | |||
| Этап4. РЕШЕНИЕ | Принципы и типовые приемы устранения технических противоречий | дробление, перевод в в спираль в виде «винта» - комбинации ограждающих экранов и стружкоотводчиков Для того, чтобы стружку можно было дробить можно применять резцы с соответствующим углом наклона режущей кромки, с специальным затачиванием передней грани или дополнительные элементы (с помощью напаивания, сварки до усложнения дополнительными устройствами поддающимися регулированию). Для решения проблемы применим взаимно противоположные, формообразующие технические приемы, а именно по следующему формообразующему признаку объекта: изменение внутренней и внешней форм связи основных и вспомогательных элементов объекта. Этому приему соответствует изменение или сохранение среды в объекте; укрупнение или дробление объекта при сохранении его свойств. Выбираем дробление объекта (заготовок из металла) от преобразующих возможностей материалов («управляемые материалы» - вещества, свойства которых можно варьировать). | |
| Этап5. АНАЛИЗ | Минимизация ресурсов | Ограждения, нужно применять для исключения травм выступающими частями оборудования имеющими при работе поступательное вращающееся движение (кулачки патронов, хомуты). При этом необходимо применять их в режиме подвижного ограждения, включающегося в работу с пуском станка |
Бланк выполнения практического задания 3
Цель – ознакомиться с методом проектирования «моделирование».
Формулировка задания
Дать характеристику применения моделирования в проектировании и рассмотреть понятия и методы моделирования. Построить структуру с использованием методов моделирования в проектировании.
Алгоритм выполнения практического задания
-
Ознакомиться с теоретической частью практического задания. -
На основании данных таблицы 1 построить модель организации технологической подготовки производства (форма 1). Вычертить соединительные стрелочки между элементами, учитывая вид работы и исполнителей, выполняющих эту работу.
Форма 1
Бланк выполнения практического задания 4
Таблица 1
Алгоритм выполнения проекта
№ п/п | Стадия проекта | Описание стадии | Документ на входе | Документ на выходе | Исполнители, распределение обязанностей, ответственности |
1 | Выбор темы проекта | Выдвижение требований, причины необходимости ввода новой технологии | Распоряжение директора | Отчет главного технолога | Исполнители: гл. технолог, инженер Ответственный: гл. технолог Контроль: директор |
2 | Постановка цели | Применение новой технологии для повышение качества строительства | Распоряжение директора | Отчет гл. технолога | Исполнители: гл. технолог Ответственный: гл. технолог Контроль: директор |
3 | Постановка задач | 1.анализ текущей технологии 2. составление план-графика 3. привлечение заемных средств (при необходимости) 4. разработка проектной документации 5. поэтапный ввод новой технологии строительства 6. оценка результатов | Распоряжение директора | Отчет гл. технолога | Исполнители: гл. технолог, инженер Ответственный: гл. технолог Контроль: директор |
4 | Разработка плана-графика | 1.Анализ имеющихся проблем действующей технологии строительства 2. План бюджета 3. Планирование сроков 4.Разработка вариантов ввода и применения новой технологии строительства 5.Оценка эффективности предложенных вариантов и выбор оптимального 6.Внедрение новой тестовой технологической системы 7.Контроль эффективности новой системы 8.Оценка результатов проекта по окончанию года | Распоряжение гл. технолога | План-график проекта | Исполнители: гл. технолог бухгалтер, инженер Ответственный: гл. технолог Контроль: директор |
5 | Анализ исходной системы, выявление проблем | Исходное положение технологической системы: проблемы чрезмерных затрат на строительно-монтажные работы, дороговизна материалов, расходных элементов, трудовых затрат | Заявка гл. технолога | Аналитический отчет | Исполнители: инженер Ответственный: гл. технолог диагностики Контроль: директор |
6 | Формирование гипотезы | Гипотеза: расходы на продукцию и строительно-монтажные работы на 20 %, применив новые приемы и последовательность изготовления | Заявка гл. технолога | Аналитический отчет | Исполнители: инженер Ответственный: гл. технолог Контроль: директор |
7 | Планирование и разработка исследовательских действий | Предпроектное исследование будет выполнено гл. технологом | Распоряжение директора | Аналитический отчет | Исполнители: гл. технолог Ответственный: гл. технолог Контроль: директор |
8 | Сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств), их анализ и синтез | Данные о подобной технологии производства в других предприятиях, плюсы, минусы, издержка, ожидаемая выгода | Распоряжение директора | Аналитический отчет | Исполнители: гл. технолог Ответственный: гл. технолог Контроль: директор |
9 | Подготовка и написание работы | Создание проектной группы, утверждение проекта | Распоряжение директора | Положение о проектной группе | Исполнители: гл. технолог Ответственный: гл. технолог Контроль: директор |
10 | Практическая проверка | Тестовый запуск технологии на 1 месяц | План движения денежных средств | Отчет гл. технолога | Исполнители: гл. технолог Ответственный: гл. технолог Контроль: директор |
11 | Доработка, устранение выявленных недостатков в проекте, оформление | Оперативный контроль на каждом этапе, проработка возможных рисков | Нормативы расходов | Отчет о контрольных точках проекта | Ответственный: гл. технолог |
12 | Представление, презентация проекта | Презентация о возможности экономии на изготовление продукции и строительно-монтажные работы | Запрос начальника отдела диагностики | Презентация | Исполнители: аналитики Ответственный: начальник отдела диагностики Контроль: директор |