Файл: Реферат по дисциплине Педагогика и психология профильной и высшей школы.rtf
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Министерство образование и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВО ОГУ имени И.С. Тургенева
Кафедра «Технологии продуктов питания»
Реферат
по дисциплине «Педагогика и психология профильной и высшей школы»
на тему: «Проблемное обучение в профильной школе и в вузе»
Выполнил: студент гр. 61-ПЖ-М Сорокина С.Н.
Орел, 2017 г.
Оглавление
Введение
1. Сущность проблемного обучения
2. Основные функции и отличительные особенности проблемного обучения
3. Условия успешности и цели проблемного обучения
4. Формы и средства проблемного обучения
5. Организация проблемного обучения
Заключение
Литература
Введение
Реализация радикальной экономической реформы предусматривает решение проблем подготовки кадров всех уровней. Важным вопросом здесь является резкое повышение профессионализма: широта и глубина специальных знаний у специалистов всех уровней должны быть такими, чтобы могли обеспечить высокую эффективность их деятельности. А это требует создание такой системы обучения, которая позволила бы поднять профессионализм на высокий уровень. Следовательно, задача учебных заведений – существенно изменить систему обучения и не просто передавать готовые знания специалистам, а выработать практические навыки применения этих знаний. Как показывает практика, в большинстве случаев передача готовых знаний не всегда побуждает человека к готовности и способности выявлять и анализировать проблемы и определять самостоятельно пути их разрешения.
Требуется совершенно иной подход к организации обучения, нужна также и другая система взаимоотношений между преподавателем и слушателем. Вполне естественно ставится вопрос: как изменить систему обучения, чтобы резко повысить эффективность этой учебы и добиться значительного повышения профессионализма? Если подходить с позиции учебного процесса, то в нем имеется две участвующие стороны: с одной стороны, преподаватель, с другой – слушатель. В чем видится новая роль преподавателя? Прежде всего, в том, что преподаватель должен выйти из рамок учителя, который владеет глубокими теоретическими знаниями, различными методиками, инструкциями и другими нормами. Он должен стать квалифицированным консультантом по разрешению различных проблем.
В чем изменяется роль слушателя? Прежде всего, в том, что слушатель теперь уже активный участник учебного процесса. Слушатели сами формируют цель, выявляют проблемы, анализируют информацию, вырабатывают критерии и возможные пути решения проблем. Роль преподавателя заключается в направлении процесса обучения на разрешение практических проблем, приближение к реальным условиям.
В системе массовых форм профессионального образования преподавателями работают сотни тысяч специалистов. Надо иметь в виду, что руководство активными методами обучения, особенно деловыми играми, является особым видом преподавательской деятельности и требует соответствующей подготовки.
К активным методам обучения, которые сегодня применяются, относятся: практические занятия; семинары и дискуссии; проведение деловых игр; рассмотрение конкретных ситуаций; решение практических задач; курсовые и выпускные работы; домашние и самостоятельные работы. Следует отметить, что далеко не все указанные методы действительно являются активными, но даже во многих случаях и пассивными. Активные методы обучения имеют существенные преимущества перед традиционными методами. В памяти человека, по данным исследователей, запечатлевается до 90% того, что он делает, до 50% того, что видит, и только 10% того, что слышит.
Среди активных методов обучения все большее развитие и широкое применение получают деловые игры. Несомненно, что подготовка деловых игр требует значительного количества времени на их разработку, имеется и определенная сложность по их проведению, однако практическая направленность существенно выделяет их по сравнению с обычными традиционными методами обучения.
У выпускника высшего учебного заведения, который будет жить и трудиться в постиндустриальном обществе, подготовка должна сформировать необходимые творческие способности:
-
гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело, применяя их на практике для решения разнообразных проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место; -
самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
- грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для исследования определенной задачи факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами рассмотрения);
- быть коммуникабельным, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело, выходя из них;
-самостоятельно трудится развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
1. Сущность проблемного обучения
Проблемное обучение так же, как и программированное, относится к активным технологиям обучения. В его основе лежит решение какой – либо задачи, проблемы (от гр. problema – «задача, задание»). В широком смысле проблема – это сложный теоретический и практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке – противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения. (Ситуация – фр. situation – «положение, обстановка, совокупность обстоятельств») [2].
Элементы проблемного обучения имели место еще в античности, а затем в эпоху Возрождения. Это эвристические беседы Сократа, беседы и диалоги Галилея. Педагогика Ж.-Ж. Руссо — проблемные диалоги — были излюбленным жанром века Просвещения. В истории отечественной педагогики примером проблемного изложения материала могут служить лекции К.А. Тимирязева. Величайшие педагоги прошлого всегда искали пути преобразования процесса учения в радостный процесс познания, развития умственных сил и способностей [5].
В XX столетии идеи проблемного обучения получили интенсивное развитие и распространение в образовательной практике. В зарубежной педагогике концепция проблемного обучения развивалась под влиянием идей Дж. Дьюи. В работе «Как мы мыслим» (1909) американский философ, психолог, педагог отвергает традиционное догматическое обучение и противопоставляет ему активную самостоятельную практическую деятельность студентов по решению проблем. Мышление, утверждает Дж. Дьюи, есть решение проблем.
Теория и практика проблемного обучения разрабатываются, прежде всего, на основании достижений психологии мышления.
Для практики обучения особенно важно положение о том, что мышление не может быть сведено к функционированию уже готовых знаний. С.Л. Рубинштейн, выдвинул требование раскрыть мышление, прежде всего как продвинутый процесс, способный приводить к новым знаниям, исследовать его активный творческий процесс, способный приводить к новым знаниям, исследовать его активный, творческий аспект. В психологии была поставлена задача изучать не только и не столько итоги мыслительной деятельности, не сам по себе результат её, а прежде всего процесс, который приводит к этому и способствует не только прочному усвоению знаний, но и «воспитанию подлинного, самостоятельного, продуктивного, творческого мышления».
Наиболее ярко продуктивные процессы мышления выступают при постановке и решении человеком различных проблем, выдвигаемых жизнью: экономических, социальных, педагогических, научных, учебных и т.д. Проблемность - неотъемлемая черта познания, так как наличие проблем, проблемных ситуаций обусловлено общей взаимосвязью и взаимообусловленностью явлений в мире. Мышление является опосредованным познанием и берёт своё начало с проблемности познания. Основная функция мышления заключается в том, чтобы раскрывать неизвестное, новое.
Признание продуктивности мыслительных процессов как свойства мышления любого человека имеет исключительно важное значение для развития идей проблемного обучения, так как максимально развивает творческие способности учащихся, воспитывает у них самостоятельное творческое мышление. Творческие способности развиваются у учащихся лишь в творческой деятельности, специально организуемой педагогом в процессе обучения.
Знания и готовые способы решения задач могут стать средствами дальнейшего движения мысли лишь в том случае, если учитель организует собственную работу мысли учащимся. Даже в тех случаях, когда учащимся сообщаются готовые обобщения и способы действия необходимо подумать о создании внутренних условий для их продуктивного использования. Тем более необходимо создать эти внутренние условия тогда, когда учащиеся должны сами находить новые приёмы, новые способы действия, «открывать» новые знания.
В качестве одной из главных психологических реальностей при исследовании творческих процессов мышления была открыта проблемная ситуация, которая является начальным моментом мышления, так как помогает разрешить вопросы не только управления процессом усвоения знаний, но и развития познавательных потребностей учащихся.
Проблемная ситуация - центральное звено проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная активность, пробуждается мысль, познавательная потребность, активизируется мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений. Создание проблемных ситуаций, определяющих начальный момент мышления, является необходимым условием организации процесса обучения, способствующего развитию подлинного продуктивного мышления учащихся, их творческих способностей. Создание проблемных ситуаций, определяющих начальный момент мышления, является необходимым условием организации процесса обучения, способствующего развитию подлинного продуктивного мышления учащихся, их творческих способностей.
Во втором издании указанной книги (1933) Дж. Дьюи обосновывает психологические механизмы способности решать проблемы. Он утверждает, что в основе способности студентов решать проблемы лежит их природный ум. «Овладеть коллективным мышлением может не каждый, — пишет Дьюи, — более того, не каждого можно научить этому» [7].
По Дьюи, мысль индивида движется к состоянию, когда все в задаче ясно, проходя определенные этапы:
-
принимаются во внимание все возможные решения или предположения; -
индивид осознает затруднение и формулирует проблему, которую необходимо решить; -
предположения используются как гипотезы, определяющие наблюдения и сбор фактов; -
проводится аргументация и приведение в порядок обнаруженных фактов; -
проводится практическая или воображаемая проверка правильности выдвинутых гипотез.
Существенную роль в развитии теории проблемного обучения сыграла концепция американского психолога Дж. Брунера [57]. В ее основе лежат идеи структурирования учебного материала и доминирующей роли интуитивного мышления в процессе усвоения новых знаний. Особое внимание Дж. Брунер уделяет следующим вопросам:
-
значение структуры знаний в организации обучения; -
готовность студента учиться как фактор учения; -
интуитивное мышление как основа развития умственной деятельности; -
мотивация обучения в современном обществе.
Ключевой для ученого является проблема структуры знаний, включающая, по его мнению, все необходимые элементы системы знаний и определяющая направление развития студента.
Общее, что сближает американских авторов, сводится к следующему: признавая целью обучения развитие логического мышления, Дж. Дьюи и Дж. Брунер указывают на важность проблемного подхода в обучении [57].
В отечественной педагогической литературе идеи проблемного обучения актуализируются начиная со второй половины 50-х гг. XX в. Так, виднейшие дидакты М.А. Данилов и В.П. Есипов [57] формулируют правила активизации процесса обучения, которые отражают принципы организации проблемного обучения:
-
вести обучающихся к обобщению, а не давать им готовые определения, понятия; -
эпизодически знакомить обучающихся с методами науки; -
развивать самостоятельность их мысли с помощью творческих заданий.
С начала 60-х гг. в литературе настойчиво развивается мысль о необходимости усиления роли исследовательского метода в обучении естественнонаучным и гуманитарным дисциплинам.