ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 214
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Скатинская средняя общеобразовательная школа
Проект на тему:
«Энергия музыки»
Выполнила:
ученица 10-го класса
Корьякина Виктория
Руководитель проекта:
учитель физики
Мельникова
Елена Владимировна
п. Восход
2022
Оглавление
Введение. 3
Что представляет собой звук? 5
Частота звука 6
Слуховой путь 7
Глава II. Влияние музыки на человека. 9
Значение музыки для человека. 9
Глава III. Практическая часть. 15
Заключение. 16
Используемые источники 17
Приложение 1. Диаграмма Ганта 18
Приложение 2. Строение уха 19
Приложение 3. Визуализация ответов на вопросы анкеты 20
21
Приложение 4. Ход работы экспериментальной части. 22
Введение.
«Слушая музыку, человек познает себя, и познает, прежде всего, что он, человек, прекрасен, рожден для того, чтобы быть прекрасным, и если в нем есть что-то плохое, то это плохое надо преодолеть; почувствовать плохое в самом себе и помогает музыка».
(В. Сухомлинский)
Музыка – это способ выражения своего внутреннего мира, своих эмоций, чувств, душевных переживаний, а также является отношением и отображением явлений внешнего мира (исторические события, картины природы). Музыка обладает необычным и уникальным свойством создания нравственности души человека. Она учит сопереживанию, имеет свойство вдохновлять человека, будит задремавшие силы его души, пробуждает надежду. Музыка помогает глубже понимать окружающий мир, любить его, видеть прекрасное во многом, и развивает внутреннее чутье видеть и слышать то, что другим недоступно.
Мы привыкли к ней, в том числе и я сама, уже просто не могу прожить и дня без прослушивания музыки. Само собой разумеется, у каждого человека разные вкусы и интересы. И я задалась вопросом: «Почему мне так нравится слушать музыку?». Как оказалось, она способна творить чудеса с физической и духовной деятельностью человека. Музыка является в какой-то степени мотиватором, она наполняет человека эмоциями, как грустными, так и веселыми. Но так же есть музыка, которая отрицательно влияет на организм человека. Я считаю тему своего проекта актуальной, так как музыка существовала, существует и будет существовать еще долгое время. Именно поэтому данный вопрос заинтересовал меня.
Актуальность данного проекта в том, что люди готовы часами напролет слушать музыку, которая им нравится, но порой они не задумываются о влиянии звука на здоровье и психику человека, особенно в подростковое взросление.
Чтобы расширить свои познания в этой теме, я поставила перед собой цель: выяснить, как музыка влияет на умственную деятельность человека, а именно на подростка. И для того чтобы у меня получилось достигнуть свою цель, я поставила перед собой несколько задач, которые помогут мне при выполнении исследовательской работы.
1. Изучить влияние музыки на человека и его деятельность, используя материалы печатных изданий и Интернет-ресурсов.
2. Проанализировать полученную информацию.
3. Выяснить значимость музыки в жизни школьника, с помощью проведения анкетирования.
4. Экспериментально узнать влияние музыки на работоспособность учащихся.
5. Провести анализ проделанной работы
6. Создать музыкальную подборку с аудиозаписями для продуктивного образования.
Грамотно распределить свои задачи со сроками выполнения работы и необходимыми ресурсами помогла мною составленная диаграмма Ганта. (Приложение 1)
Методы исследования:
-
Анализ собранной информации по проблеме исследования
-
Анкетирование учащихся
-
Эксперимент
Глава I. Звук.
Что представляет собой звук?
Мы живём в мире звуков: слышим голоса людей, пение птиц, звучание музыкальных инструментов, шум леса, гром во время грозы и т. п. Что же такое звук?
Звук – это колебания, т.е. периодическое механическое возмущение в упругих средах – газообразных, жидких и твердых. Причиной звука является вибрация тел, хоть она практически не заметна нашему глазу. Такое возмущение, представляющее собой некоторое физическое изменение в среде (например, изменение плотности или давления, смещение частиц), распространяется в ней в виде звуковой волны. Любое твёрдое, жидкое или газообразное тело, совершающее колебания со звуковой частотой, создаёт в окружающей среде звуковую волну. Область физики, рассматривающая вопросы возникновения, распространения приема и обработки звуковых волн, называется акустикой. Звук может быть неслышимым, если его частота лежит за пределами чувствительности человеческого уха, или он распространяется в такой среде, как твердое тело, которая не может иметь прямого контакта с ухом, или же его энергия быстро рассеивается в среде.
Звук – это физическое явление. Звук представляет собой невидимые упругие волны, распространяющиеся в твердой, жидкой и газообразной среде. Уже первобытного человека окружали звуки. В то время, конечно, не было еще никакой музыки, но было журчание ручейков, пение птиц, шорох листвы из-за порывов ветра. Все эти звуки находились всегда рядом с человеком и информировали его. Например, высокий визг животных был сигналом надвигающейся опасности или были успокаивающие звуки - шум моря, громкие капли дождя.
Все звуки проходят через орган слуха - ухо человека. Оно является прекрасным приёмником звуковых колебаний. Ухо состоит из трёх частей (Приложение 2): внешнего, среднего и внутреннего уха. Элементы внешнего уха: ушная раковина 1 и внешний слуховой проход 2. Они служат для того, чтобы направить звуковые волны к барабанной перепонке 4. Барабанная перепонка и соединённые с ней три слуховые косточки — это среднее ухо. Они передают звуковые колебания к элементу внутреннего уха через перепонку овального окна — жидкости, заполняющей улитку 3. Здесь звуковые колебания с помощью слуховых рецепторов превращаются в последовательность нервных импульсов, которые передаются в мозг слуховым нервом.
Звуки не распространяются только в вакууме. Источниками звука являются тела, совершающие колебания с разной частотой: при разговоре вы слышите своего собеседника потому, что он воздействует воздух, находящийся возле вас. Также, когда вы играете на музыкальном инструменте - вздергиваете струну, ударяете по барабану ладонями или палочками, вы производите колебания некоторой частоты, которые в свою очередь производят звуковые волны.
Источниками звука являются физические тела, которые колеблются с частотой от 16 до 20000 раз в секунду. Вибрирующее тело может быть твердым (земная корa, струнa), газообразным (воздух, который выдувaется из свисткa, смерч) и жидким (волны в море, кaпля).
Частота звука
Человек способен слышать звук в пределах от 16 Гц до 20 кГц при передаче колебаний по воздуху. Эти волны имеют важное биологическое значение, например, звуковые волны в диапазоне 100—4000 Гц соответствуют человеческому голосу. Считается, что средняя частота мужского голоса
130 Гц, женского
220 Гц, а детского
265 Гц.
Под 1 Гц понимают одно биение за одну секунду, другими словами – одно колебание в секунду. Почти с такой же частотой в спокойном состоянии бьётся человеческое сердце.
Колебания с частотами, которые меньше чем наинизшая звуковая частота называют инфразвуком (от латинского слова инфра — ниже, под). Инфразвуковые колебания (инфразвук) - это колебания, частота которых меньше 16 Гц - самой низкой частоты звуковых колебаний.
Человеческое ухо инфразвук не воспринимает. Он возникает во время штормов, гроз, землетрясений. Человеческий организм в целом ощущает на себе вредное действие инфразвука: человек очень страдает от морской и воздушной болезней, возникающих вследствие укачивания в инфразвуковом диапазоне колебаний.
Инфразвук слабо поглощается средой и может распространяться на большие расстояния. Инфразвук используют в приборах, которые называют сейсмографами. Они предназначены для прогнозирования землетрясений, изучения строения Земли, разведки полезных ископаемых.
Колебания с частотами, которые больше, чем наивысшая звуковая частота, называют ультразвуком (от латинского слова ультра - дальше, больше, над). Ультразвуковые колебания (ультразвук) - это колебания, частота которых больше 20000 Гц - самой высокой частоты звуковых колебаний.
Ультразвуковые колебания применяют для обработки твёрдых и сверхтвердых материалов. К обрабатываемым деталям подаётся смесь воды с мелким порошком-абразивом, частички которого под действием ультразвукового излучателя колеблются с большой частотой, бомбардируя обрабатываемую поверхность, благодаря чему в ней можно делать отверстия сложной формы. Так получают изображения на камне, металле, фарфоре и т. п.
Слуховой путь
В психологии существует такой термин как "слуховой путь". Это путь от начала звука до результата, который достигается раздражением одного или нескольких нервных центров мозга. Каждое слово, музыкальное произведение или просто звук имеют свои слуховые пути. Например, скрип дверей или звук трения песка о стекло имеют известный слуховой путь. Результат его - сильное раздражение и неприятное ощущение, желание немедленно прекратить этот звук. Если мы слышим звуки духового оркестра, который исполняет марш, то нам хочется идти, двигаться или хотя бы двигать ногой или рукой в такт музыке. Слуховой путь этих звуков заранее известен. Он проходит через слуховой канал к центру движения руки или ноги, к центру сердечно-сосудистой деятельности, стимулирует центры положительных эмоций, вызывает подъем духа, человек улыбается (центры движения губ, глаз) и оканчиваться этот путь может в центре удовольствия. Похоронный марш имеет совершенно другой слуховой путь. Проникая в мозг, звук раздражает центр сердечной деятельности, возбуждает память о ранее пережитых днях, действует на клетки мозга, отвечающие за слезовыделение, человек может заплакать, расстроиться, он чувствует сердечную боль и т.д.
Классическая музыка имеет свои слуховые пути. В основном, она написана в ритме работы сердца (60-70 ударов в минуту) и поэтому благотворно влияет на основные функции всего организма. Некоторые произведения, музыкальные фразы, проникая в мозг, успокаивают возбужденные нервные центры (например, гнева или недовольства), снимают состояние стресса, снимают боль, способствуют росту растений, улучшению процессов обмена. Всё это происходит под воздействием духовной христианской классической музыки таких композиторов, как Бах, Бетховен, Моцарт, Бортнянский. Но каждое произведение имеет свой слуховой путь, свое воздействие и свой результат на психическую деятельность. Нельзя к таким прекрасным результатам присоединять абсолютно все произведения классики. Классическая музыка в принципе морально небезупречна. Огромную роль в результатах прослушивания играет авторство. С каким настроением писал композитор данное произведение, какова цель его создания, кто его вдохновлял на этот труд - это все играет огромную роль в результатах прослушивания произведения.
Глава II. Влияние музыки на человека.
Значение музыки для человека.
Очень давно, когда музыка только начинала зарождаться, люди стали замечать ее положительное влияние. Присутствие музыки в любой культуре, дает понять нам, что ее значение – фундаментальное. Вместе с человечеством музыка так же стремительно развивается, становится намного лучше и красивее. Музыка оказывает важное воздействие на эмоциональную и духовную сторону человека, что позволяет сформировать взгляды, характер человека, вкусы.
С помощью музыкального искусства люди выражали свои чувства и эмоции. Так же оно выполняет стимулирующую работу мозга. Действительно, Пифагор поводил свои занятия под музыкальное сопровождение, чтобы учебный материал был усвоен учениками. Аристотель говорил, что влияние музыки на психику настолько сильное, что с ее помощью можно сформировать особенную личность.
Влияние музыки на человека может стать важным фактором развития. Поэтому важно уделять ей столько же внимания, сколько ежедневным прогулкам или чтению литературы. Но сначала следует подробно разобраться в том, как музыка влияет на человека. Какие сферы она затрагивает?
Все люди на земном шаре слушают музыку независимо от возраста и пола, и получают от нее эмоции либо положительные, либо отрицательные. Кому-то она, возможно, помогает в учебе, в работе, а для кого-то является смыслом жизни и способом отдохнуть от будничных забот. Есть те, которые создают свои произведения специально для людей. Но мало кто из них задумывается над тем, какое влияние оказывает музыка на работоспособность и эмоциональное настроение человека. Как ни странно, именно музыка, помогает развивать наши творческие, умственные и личностные навыки.
- Мозг.
Музыка оказывает огромное влияние на мозг человека. Исследователи из разных стран доказали, что она способна изменять на время уровень работоспособности мозга и влиять на долгосрочный период. Как музыка влияет на человека и его мозг:
Память, внимание. При прослушивании приятной музыкальной композиции человек получает заряд для уровня внимательности, укрепляет память. Причем эффект имеет наибольшую силу во время прослушивания, а потом постепенно угасает.
Цепи вознаграждения. Музыка влияет на мозг таким образом, что в нем начинают происходить химические процессы, которые способствуют получению чувства удовлетворения, как от биологически важных стимуляторов.
Развитие мозга. Этот пункт касается еще не родившихся малышей. Проведенные исследования показали, что музыкальное воздействие способствует быстрому развитию плода в утробе. Дети, чьи беременные мамы слушают «правильные» произведения, вырастают более умными, талантливыми, творческими.
Креативность. Влияние музыки на человека затрагивает креативность. При работе под музыкальные композиции средней громкости в мозге активируются процессы, отвечающие за творческое мышление. Такой фоновый шум помогает стимулировать абстрактное мышление, что позволяет получить неожиданные идеи.
Интересный факт: Исследование ученых из Великобритании показало: влияние музыки на организм человека значительнее, чем казалось. Спортсмены, которые занимались, слушая свои любимые «треки», повысили результативность тренировок до 120%, причем не было ни одного исключения.
- Здоровье.
Еще в Древней Греции начали изучать влияние музыки на здоровье и внутреннее состояние человека. Именно, Пифагор ввел такое понятие, как «музыкальная медицина». Он был уверен, что любая мелодия влияет на организм таким образом, что работа внутренних органов четко синхронизируется, а тело получает своеобразный массаж. Многие другие известные люди также практиковали лечение различных заболеваний мелодиями. Результаты практически всегда были впечатляющими.
Современный взгляд на музыкальное влияние на здоровье исключительно положителен. Как музыка влияет на здоровье:
Приглушает боль. Проведенные исследования показали, как влияет приятная мелодия на восприятие боли: при прослушивании любой понравившейся композиции человек испытывает гораздо меньшие болевые ощущения, а также у него снижается уровень тревоги, связанный с болью.
Ускоряет восстановление после сердечных операций. Регулярное прослушивание жизнерадостных композиций повышает настроение, что способствует улучшению циркуляции крови, снижению давления и сердцебиения, расширению сосудов. Результатом становится быстрое восстановление работы сердца.
Уничтожает микробы. Музыкальное влияние на здоровье также касается уничтожения болезнетворных микробов. При прослушивании церковной композиции их активность снижается почти вдвое, что было многократно доказано во время эпидемии чумы в средние века.
Предотвращает потерю слуха. Меломаны или музыканты гораздо дольше сохраняют хороший слух. Проведенные исследования показали, что даже в пожилом возрасте бывшие музыканты имеют более чуткий слух, чем обычные молодые люди.
- Настроение.
Любой замечал, какое влияние оказывает музыка для общего психологического состояния. При прослушивании любимых композиций, если они несут в себе заряд положительных эмоций, неизбежно повышается настроение. Именно поэтому многие склонны считать, что стоит отдавать предпочтение именно веселым композициям. Воздействие музыки на настроение не ограничивается положительным влиянием. Оно может меняться от жанра к жанру.
Рекомендуется слушать по утрам бодрую позитивную музыку, чтобы быстро проснуться, получить заряд энергии, захотеть добиться всех поставленных целей. А вечером лучше отдавать предпочтение спокойным композициям, которые расслабят, отвлекут от проблем, заставят максимально качественно отдохнуть, помогут подготовить организм для крепкого сна.
Воздействие музыки на настроение позволяет взять его полностью под свой контроль. Правильный выбор композиций поможет в любой работе.
- Психика.
Влияние музыки на психику не менее сильное. Помимо того воздействия, которому подвержено настроение, человек получает ряд других положительных моментов:
Снижение стресса. Исследования того, как музыка влияет на человека, показали, что спокойные композиции делают таким же самого слушателя. Это способствует значительному снижению уровня стресса или тревожности. Также это приводит к улучшению качества сна, исключая риск развития бессонницы. Главное, выбирать произведения в медленном темпе, которые способны оказать успокаивающее воздействие.
Визуальное восприятие. Влияние музыки на психику касается также восприятия окружающего мира. Если слушать грустные произведения, то все вокруг будет казаться грустным, а если жизнерадостные, то все приобретет яркие краски, будет демонстрировать радость. Именно поэтому не рекомендуется регулярно слушать одни и те же грустные мелодии.
Влияние классической музыки.
Самое всестороннее влияние на человека оказывает классическая музыка. Именно о влиянии классической музыки на человека говорится больше всего. Ученые считают, что прослушивание классических произведений оказывают на человека и его внутреннее состояние чудодейственный эффект. Существует огромное количество экспериментальных подтверждений тому, что классическая музыка положительно влияет на сердечный ритм.
Среди самых гениальных композиторов, чья музыка благотворно влияет на здоровье человека, больше всего выделяют: Моцарта, Мендельсона, Бетховена, Баха.
Принято считать, что музыка Моцарта помогает быстрому усваиванию информации и влияет на умственную работоспособность. В произведениях этого композитора преобладают мажорные ноты, поэтому они несут в себе максимум позитивной энергии. Произведения Мендельсона способны вселять веру в себя, повышать самооценку и помогать избавиться от неуверенности. «Весенняя песня» лечит от головной боли, а «Свадебный марш» нормализует сердечную активность и артериальное давление. Недаром под «Свадебный марш Мендельсона» проходит одно из самых значимых событий в жизни каждого человека – свадьба. А что на счет Бетховена? Стоит только вспомнить этого композитора и на ум приходит «Лунная соната». Что может быть прекрасней этих нежных, обволакивающих звуков? Только пение птиц или шелест листвы в удивительную лунную летнюю ночь. Каждое произведение Бетховена, «Лунная соната» или «К Элизе» — это наполненная смыслом музыкальная поэма о жизни и чувствах человека, способного рассказать о своих переживаниях посредством звуков.
Музыка Баха оказывают удивительный стимулирующий эффект на развитие логического мышления, памяти и концентрацию внимания. Его музыку рекомендуется слушать тем, кто не любит точные науки. Она помогает человеку развивать талант к математике, физике, химии.
Тем, кто находится в постоянном эмоциональном напряжении или подвержен депрессиям, стоит послушать бессмертные шедевры этих великих композиторов.
Влияние рок-музыки.
Рок - очень разнообразный жанр. Это музыка с жестким грубым ритмом, громкая и с большим диапазоном частот. Жесткий ритм здесь играет наибольшую роль. Звук рока достаточно специфичен из-за бас-гитар и электрогитар.
Современный рок появился как выражение неприятия старых стереотипов и традиций. Молодое поколение считало требования старших глупыми. Кроме того, рок считается не только жанром музыки, но и стилем жизни, при котором человек сопротивляется несовершенству мира.
Исследования показали, что агрессивная манера исполнения плохо сказывается на психике человека. Только тут все не так однозначно. Рок-музыка – это инструмент, который в разных ситуациях ведет себя по-разному. Он сильно возбуждает и вселяет этот дух, который заставляет бороться. Рок-музыка может заточить человека в депрессию, а может и вдохновить его. Согласно статистике, большая часть одаренных подростков слушает именно рок. Он помогает справляться с проблемами возраста и жизни в целом. Кроме того, различные исследования показывают, что самые умные люди слушают джаз, классику, фолк и рок. Конечно, эти жанры не делают человека умнее, просто это относительно сложная музыка, которую надо понимать и воспринимать, а для этого нужны мозги. Рок можно использовать в правильные моменты, когда нужно возбуждение или вдохновение. Плюс, музыкальные вкусы у людей отличаются, поэтому если у кого-нибудь рок вызовет счастье, то другой просто не сможет слушать эту музыку.
Людям, которые слушают рок, намного легче изучать иностранные языки, потому что они имеют определенную наслушанность и хорошо различают звуки, даже в шумной и неотчетливо различимой музыкальной среде. Как правило, любителям рока легче удается усвоить иностранное произношение.
Рядом с аквариумом, в котором плавали рыбки, включили тяжелый рок и направили светомузыку в сторону живых существ. Через десять часов больше 50% рыбок погибло.
Глава III. Практическая часть.
Описание эксперимента:
В эксперименте я попросила поучаствовать учащихся моей школы (МКОУ Скатинская СОШ). Эксперимент проходил в два этапа: Анкетирование (Визуализация ответов на вопросы анкеты - Приложение 3.) и музыкальный эксперимент.
Анкета состояла из нижеперечисленных вопросов:
-
Нравится ли Вам слушать музыку?
-
Какой жанр музыки Вам нравится больше всего?
-
Меняет ли музыка Ваше настроение?
-
Согласны ли Вы с тем, что музыка может влиять на организм человека?
-
Как влияет музыка на организм человека?
-
Помогает ли Вам музыка во время учебы? Если да, то чем?
-
Укажите Ваш пол.
-
Укажите Ваш возраст.
Следующий шаг - это проведение музыкального эксперимента (Приложение 4).
Он проходил в два этапа, сначала участники работали только под классическую музыку, а потом в другой день ребята выполняли алогичные задания уже под рок-музыку.
Вначале было предложено самостоятельно замерить свой пульс в течение 1 минуты, затем прослушать классическую музыку, и снова замерить пульс. Было составлено два варианта задач на логическое мышление, подобрали композиции классической музыки Моцарта. Каждый участвовал в эксперименте два раза. Первый раз – участники выполняли 6 заданий на логическое мышление в полной тишине. Второй раз – решали подобные задачи во время проигрывания классической музыки. В другой день был подготовлен аналогичный эксперимент, но уже задачи решались под сопровождение рок-музыки.
Заключение.
Целью моей работы было выяснить, как музыка влияет на умственную деятельность человека, а именно, на подростка. Я ставила перед собой ряд задач, которые в ходе проекта были выполнены.
Я изучила ресурсы сети Интернет по теме влияния музыки на человека, проанализировала информацию. Для учащихся старших классов провела анкету, в которой выяснила музыкальные предпочтения подростков и их отношение к влиянию музыки и значению музыки в их жизни.
Провела эксперимент, в котором смогли поучаствовать мои одноклассницы, и узнала о влиянии классической и рок музыки на работоспособность подростка.
Провела анализ и создала музыкальную подборку с аудиозаписями, которая должна помочь продуктивно учиться школьнику-подростку. Подборка размещена в социальной сети Вконтакте в свободном доступе.
Считаю, что я успешно выполнила поставленные задачи и, что цель моей исследовательской работы достигнута.
Используемые источники
-
https://videouroki.net/razrabotki/vliianiie-muzyki-na-chielovieka.html
-
https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.656b77ec-61c07a4c-dd0aaab2-74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/Auditory_range
-
https://1ku.ru/obrazovanie/44830-vlijanie-zvuka-na-cheloveka-opisanie-uroven-polza-i-vred/#:
:text=Инфразвук%20с%20малым%20звуковым%20давлением,сердца.%20Частота%20работы%20органов%20человека
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Скатинская средняя общеобразовательная школа
Проект на тему:
«Энергия музыки»
Выполнила:
ученица 10-го класса
Корьякина Виктория
Руководитель проекта:
учитель физики
Мельникова
Елена Владимировна
п. Восход
2022
Оглавление
Введение. 3
Что представляет собой звук? 5
Частота звука 6
Слуховой путь 7
Глава II. Влияние музыки на человека. 9
Значение музыки для человека. 9
Глава III. Практическая часть. 15
Заключение. 16
Используемые источники 17
Приложение 1. Диаграмма Ганта 18
Приложение 2. Строение уха 19
Приложение 3. Визуализация ответов на вопросы анкеты 20
21
Приложение 4. Ход работы экспериментальной части. 22
Введение.
«Слушая музыку, человек познает себя, и познает, прежде всего, что он, человек, прекрасен, рожден для того, чтобы быть прекрасным, и если в нем есть что-то плохое, то это плохое надо преодолеть; почувствовать плохое в самом себе и помогает музыка».
(В. Сухомлинский)
Музыка – это способ выражения своего внутреннего мира, своих эмоций, чувств, душевных переживаний, а также является отношением и отображением явлений внешнего мира (исторические события, картины природы). Музыка обладает необычным и уникальным свойством создания нравственности души человека. Она учит сопереживанию, имеет свойство вдохновлять человека, будит задремавшие силы его души, пробуждает надежду. Музыка помогает глубже понимать окружающий мир, любить его, видеть прекрасное во многом, и развивает внутреннее чутье видеть и слышать то, что другим недоступно.
Мы привыкли к ней, в том числе и я сама, уже просто не могу прожить и дня без прослушивания музыки. Само собой разумеется, у каждого человека разные вкусы и интересы. И я задалась вопросом: «Почему мне так нравится слушать музыку?». Как оказалось, она способна творить чудеса с физической и духовной деятельностью человека. Музыка является в какой-то степени мотиватором, она наполняет человека эмоциями, как грустными, так и веселыми. Но так же есть музыка, которая отрицательно влияет на организм человека. Я считаю тему своего проекта актуальной, так как музыка существовала, существует и будет существовать еще долгое время. Именно поэтому данный вопрос заинтересовал меня.
Актуальность данного проекта в том, что люди готовы часами напролет слушать музыку, которая им нравится, но порой они не задумываются о влиянии звука на здоровье и психику человека, особенно в подростковое взросление.
Чтобы расширить свои познания в этой теме, я поставила перед собой цель: выяснить, как музыка влияет на умственную деятельность человека, а именно на подростка. И для того чтобы у меня получилось достигнуть свою цель, я поставила перед собой несколько задач, которые помогут мне при выполнении исследовательской работы.
1. Изучить влияние музыки на человека и его деятельность, используя материалы печатных изданий и Интернет-ресурсов.
2. Проанализировать полученную информацию.
3. Выяснить значимость музыки в жизни школьника, с помощью проведения анкетирования.
4. Экспериментально узнать влияние музыки на работоспособность учащихся.
5. Провести анализ проделанной работы
6. Создать музыкальную подборку с аудиозаписями для продуктивного образования.
Грамотно распределить свои задачи со сроками выполнения работы и необходимыми ресурсами помогла мною составленная диаграмма Ганта. (Приложение 1)
Методы исследования:
-
Анализ собранной информации по проблеме исследования
-
Анкетирование учащихся
-
Эксперимент
Глава I. Звук.
Что представляет собой звук?
Мы живём в мире звуков: слышим голоса людей, пение птиц, звучание музыкальных инструментов, шум леса, гром во время грозы и т. п. Что же такое звук?
Звук – это колебания, т.е. периодическое механическое возмущение в упругих средах – газообразных, жидких и твердых. Причиной звука является вибрация тел, хоть она практически не заметна нашему глазу. Такое возмущение, представляющее собой некоторое физическое изменение в среде (например, изменение плотности или давления, смещение частиц), распространяется в ней в виде звуковой волны. Любое твёрдое, жидкое или газообразное тело, совершающее колебания со звуковой частотой, создаёт в окружающей среде звуковую волну. Область физики, рассматривающая вопросы возникновения, распространения приема и обработки звуковых волн, называется акустикой. Звук может быть неслышимым, если его частота лежит за пределами чувствительности человеческого уха, или он распространяется в такой среде, как твердое тело, которая не может иметь прямого контакта с ухом, или же его энергия быстро рассеивается в среде.
Звук – это физическое явление. Звук представляет собой невидимые упругие волны, распространяющиеся в твердой, жидкой и газообразной среде. Уже первобытного человека окружали звуки. В то время, конечно, не было еще никакой музыки, но было журчание ручейков, пение птиц, шорох листвы из-за порывов ветра. Все эти звуки находились всегда рядом с человеком и информировали его. Например, высокий визг животных был сигналом надвигающейся опасности или были успокаивающие звуки - шум моря, громкие капли дождя.
Все звуки проходят через орган слуха - ухо человека. Оно является прекрасным приёмником звуковых колебаний. Ухо состоит из трёх частей (Приложение 2): внешнего, среднего и внутреннего уха. Элементы внешнего уха: ушная раковина 1 и внешний слуховой проход 2. Они служат для того, чтобы направить звуковые волны к барабанной перепонке 4. Барабанная перепонка и соединённые с ней три слуховые косточки — это среднее ухо. Они передают звуковые колебания к элементу внутреннего уха через перепонку овального окна — жидкости, заполняющей улитку 3. Здесь звуковые колебания с помощью слуховых рецепторов превращаются в последовательность нервных импульсов, которые передаются в мозг слуховым нервом.
Звуки не распространяются только в вакууме. Источниками звука являются тела, совершающие колебания с разной частотой: при разговоре вы слышите своего собеседника потому, что он воздействует воздух, находящийся возле вас. Также, когда вы играете на музыкальном инструменте - вздергиваете струну, ударяете по барабану ладонями или палочками, вы производите колебания некоторой частоты, которые в свою очередь производят звуковые волны.
Источниками звука являются физические тела, которые колеблются с частотой от 16 до 20000 раз в секунду. Вибрирующее тело может быть твердым (земная корa, струнa), газообразным (воздух, который выдувaется из свисткa, смерч) и жидким (волны в море, кaпля).
Частота звука
Человек способен слышать звук в пределах от 16 Гц до 20 кГц при передаче колебаний по воздуху. Эти волны имеют важное биологическое значение, например, звуковые волны в диапазоне 100—4000 Гц соответствуют человеческому голосу. Считается, что средняя частота мужского голоса
130 Гц, женского
220 Гц, а детского Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Скатинская средняя общеобразовательная школа
Проект на тему:
«Энергия музыки»
Выполнила:
ученица 10-го класса
Корьякина Виктория
Руководитель проекта:
учитель физики
Мельникова
Елена Владимировна
п. Восход
2022
Оглавление
Введение. 3
Что представляет собой звук? 5
Частота звука 6
Слуховой путь 7
Глава II. Влияние музыки на человека. 9
Значение музыки для человека. 9
Глава III. Практическая часть. 15
Заключение. 16
Используемые источники 17
Приложение 1. Диаграмма Ганта 18
Приложение 2. Строение уха 19
Приложение 3. Визуализация ответов на вопросы анкеты 20
21
Приложение 4. Ход работы экспериментальной части. 22
Введение.
«Слушая музыку, человек познает себя, и познает, прежде всего, что он, человек, прекрасен, рожден для того, чтобы быть прекрасным, и если в нем есть что-то плохое, то это плохое надо преодолеть; почувствовать плохое в самом себе и помогает музыка».
(В. Сухомлинский)
Музыка – это способ выражения своего внутреннего мира, своих эмоций, чувств, душевных переживаний, а также является отношением и отображением явлений внешнего мира (исторические события, картины природы). Музыка обладает необычным и уникальным свойством создания нравственности души человека. Она учит сопереживанию, имеет свойство вдохновлять человека, будит задремавшие силы его души, пробуждает надежду. Музыка помогает глубже понимать окружающий мир, любить его, видеть прекрасное во многом, и развивает внутреннее чутье видеть и слышать то, что другим недоступно.
Мы привыкли к ней, в том числе и я сама, уже просто не могу прожить и дня без прослушивания музыки. Само собой разумеется, у каждого человека разные вкусы и интересы. И я задалась вопросом: «Почему мне так нравится слушать музыку?». Как оказалось, она способна творить чудеса с физической и духовной деятельностью человека. Музыка является в какой-то степени мотиватором, она наполняет человека эмоциями, как грустными, так и веселыми. Но так же есть музыка, которая отрицательно влияет на организм человека. Я считаю тему своего проекта актуальной, так как музыка существовала, существует и будет существовать еще долгое время. Именно поэтому данный вопрос заинтересовал меня.
Актуальность данного проекта в том, что люди готовы часами напролет слушать музыку, которая им нравится, но порой они не задумываются о влиянии звука на здоровье и психику человека, особенно в подростковое взросление.
Чтобы расширить свои познания в этой теме, я поставила перед собой цель: выяснить, как музыка влияет на умственную деятельность человека, а именно на подростка. И для того чтобы у меня получилось достигнуть свою цель, я поставила перед собой несколько задач, которые помогут мне при выполнении исследовательской работы.
1. Изучить влияние музыки на человека и его деятельность, используя материалы печатных изданий и Интернет-ресурсов.
2. Проанализировать полученную информацию.
3. Выяснить значимость музыки в жизни школьника, с помощью проведения анкетирования.
4. Экспериментально узнать влияние музыки на работоспособность учащихся.
5. Провести анализ проделанной работы
6. Создать музыкальную подборку с аудиозаписями для продуктивного образования.
Грамотно распределить свои задачи со сроками выполнения работы и необходимыми ресурсами помогла мною составленная диаграмма Ганта. (Приложение 1)
Методы исследования:
-
Анализ собранной информации по проблеме исследования -
Анкетирование учащихся -
Эксперимент
Глава I. Звук.
Что представляет собой звук?
Мы живём в мире звуков: слышим голоса людей, пение птиц, звучание музыкальных инструментов, шум леса, гром во время грозы и т. п. Что же такое звук?
Звук – это колебания, т.е. периодическое механическое возмущение в упругих средах – газообразных, жидких и твердых. Причиной звука является вибрация тел, хоть она практически не заметна нашему глазу. Такое возмущение, представляющее собой некоторое физическое изменение в среде (например, изменение плотности или давления, смещение частиц), распространяется в ней в виде звуковой волны. Любое твёрдое, жидкое или газообразное тело, совершающее колебания со звуковой частотой, создаёт в окружающей среде звуковую волну. Область физики, рассматривающая вопросы возникновения, распространения приема и обработки звуковых волн, называется акустикой. Звук может быть неслышимым, если его частота лежит за пределами чувствительности человеческого уха, или он распространяется в такой среде, как твердое тело, которая не может иметь прямого контакта с ухом, или же его энергия быстро рассеивается в среде.
Звук – это физическое явление. Звук представляет собой невидимые упругие волны, распространяющиеся в твердой, жидкой и газообразной среде. Уже первобытного человека окружали звуки. В то время, конечно, не было еще никакой музыки, но было журчание ручейков, пение птиц, шорох листвы из-за порывов ветра. Все эти звуки находились всегда рядом с человеком и информировали его. Например, высокий визг животных был сигналом надвигающейся опасности или были успокаивающие звуки - шум моря, громкие капли дождя.
Все звуки проходят через орган слуха - ухо человека. Оно является прекрасным приёмником звуковых колебаний. Ухо состоит из трёх частей (Приложение 2): внешнего, среднего и внутреннего уха. Элементы внешнего уха: ушная раковина 1 и внешний слуховой проход 2. Они служат для того, чтобы направить звуковые волны к барабанной перепонке 4. Барабанная перепонка и соединённые с ней три слуховые косточки — это среднее ухо. Они передают звуковые колебания к элементу внутреннего уха через перепонку овального окна — жидкости, заполняющей улитку 3. Здесь звуковые колебания с помощью слуховых рецепторов превращаются в последовательность нервных импульсов, которые передаются в мозг слуховым нервом.
Звуки не распространяются только в вакууме. Источниками звука являются тела, совершающие колебания с разной частотой: при разговоре вы слышите своего собеседника потому, что он воздействует воздух, находящийся возле вас. Также, когда вы играете на музыкальном инструменте - вздергиваете струну, ударяете по барабану ладонями или палочками, вы производите колебания некоторой частоты, которые в свою очередь производят звуковые волны.
Источниками звука являются физические тела, которые колеблются с частотой от 16 до 20000 раз в секунду. Вибрирующее тело может быть твердым (земная корa, струнa), газообразным (воздух, который выдувaется из свисткa, смерч) и жидким (волны в море, кaпля).
Частота звука
Человек способен слышать звук в пределах от 16 Гц до 20 кГц при передаче колебаний по воздуху. Эти волны имеют важное биологическое значение, например, звуковые волны в диапазоне 100—4000 Гц соответствуют человеческому голосу. Считается, что средняя частота мужского голоса
Нравится ли Вам слушать музыку?
Какой жанр музыки Вам нравится больше всего?
Меняет ли музыка Ваше настроение?
Согласны ли Вы с тем, что музыка может влиять на организм человека?
Как влияет музыка на организм человека?
Помогает ли Вам музыка во время учебы? Если да, то чем?
Укажите Ваш пол.
Укажите Ваш возраст.
https://videouroki.net/razrabotki/vliianiie-muzyki-na-chielovieka.html
https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.656b77ec-61c07a4c-dd0aaab2-74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/Auditory_range
https://1ku.ru/obrazovanie/44830-vlijanie-zvuka-na-cheloveka-opisanie-uroven-polza-i-vred/#:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Слух#Общие_сведения
https://bank.nauchniestati.ru/primery/referat-na-temu-muzyka-v-zhizni-cheloveka/
https://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/fizika/ZVUK_I_AKUSTIKA.html
https://www.evkova.org/zvuk-v-fizike
https://studwood.ru/800865/kulturologiya/sluhovoy_put_cheloveka
https://wellnesspress.ru/razum/kak-muzyka-vliyaet-na-cheloveka/
https://zen.yandex.ru/media/istoriya_i_fakty_roka/issledovaniia-pokazali-kak-rokmuzyka-vliiaet-na-cheloveka-5d67c559d4f07a00ad00d9ff
Приложение 1. Диаграмма Ганта
Сроки выполнения/ Вид деятельности | 01.10 – 30.11 | 01.12 – 31. 12 | 01.01 – 31.01 | 01.02 – 30.02 | 01.03 – 31.03 | 01.04 – 30.04 | 01.05 – 31.05 | Ресурсы |
Формулирование темы проекта | | | | | | | | Интернет – ресурсы. |
Постановка целей и задач по теме проекта | | | | | | | | Интернет – ресурсы, информация из печатных изданий. |
Сбор и обработка теоретической части проекта | | | | | | | | Печатные издания, интернет – ресурсы |
Создание анкетирования | | | | | | | | Компьютер с выходом в интернет |
Экспериментальная часть проекта | | | | | | | | Оборудование, Добровольные участники |
Создание плейлиста с аудиозаписями | | | | | | | | Компьютер с выходом в интернет |
Оформление проекта | | | | | | | | Компьютер |
Приложение 2. Строение уха
Приложение 3. Визуализация ответов на вопросы анкеты
| | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Какой жанр музыки Вам нравится больше всего?
Помогает ли Вам музыка во время учебы? Если да, то чем?
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |
Приложение 4. Ход работы экспериментальной части.
ФИО участника: ____________________________________________________
Краткое описание эксперимента: | Кол-во ударов сердца в минуту; эмоции, вызываемые при прослушивании | ||
Классическая музыка | |||
Вначале было предложено самостоятельно замерить свой пульс в течение 1 минуты, затем прослушать классическую музыку, и снова замерить пульс. | До: | После: | |
| | ||
Было составлено два варианта задач на логическое мышление, подобраны композиции классической музыки Моцарта. Каждый участвовал в эксперименте два раза. Первый раз – выполняли 6 заданий на логическое мышление в полной тишине. Второй раз – решали аналогичные задачи во время проигрывания классической музыки | Веселье, радость, ощущение красоты, расслабленность, грусть, мечтательность, торжество, беспокойство, неуверенность, раздражение, бунт, тревога, энтузиазм. Затраченное время: | ||
Веселье, радость, ощущение красоты, расслабленность, грусть, мечтательность, торжество, беспокойство, неуверенность, раздражение, бунт, тревога, энтузиазм. Затраченное время: | |||
Рок-музыка | |||
Вначале было предложено самостоятельно замерить свой пульс в течение 1 минуты, затем прослушать рок-музыку, и снова замерить пульс. | До: | После: | |
| | ||
Было составлено два варианта задач на логическое мышление, подобраны композиции рок-музыки. Каждый участвовал в эксперименте два раза. Первый раз – выполняли 6 заданий на логическое мышление в полной тишине. Второй раз – решали аналогичные задачи во время проигрывания рок-музыки. | Веселье, радость, ощущение красоты, расслабленность, грусть, мечтательность, торжество, беспокойство, неуверенность, раздражение, бунт, тревога, энтузиазм. Затраченное время: | ||
Веселье, радость, ощущение красоты, расслабленность, грусть, мечтательность, торжество, беспокойство, неуверенность, раздражение, бунт, тревога, энтузиазм. Затраченное время: |