Файл: Процесс принятия решений.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТЕМА: Процесс принятия решений

Вопросы

  • 1. Классификация управленческих решений.
  • 2. Содержание задачи принятия решений.
  • 3. Классификация задач принятия решений.
  • 4. Классификация управленческих решений.
  • 5. Роли менеджера в процессе принятия решений.
  • 6. Основная технологическая схема процесса принятия решений.

Модель инкрементального процесса принятия решений предложена Г. Минцбергом. Данная модель может быть использована для принятия незапрограммированных решений и основное внимание в решении проблем организации сосредоточено на структурной последовательности действий, предпринимаемых на протяжении всего процесса принятия решений.

Модель «мусорной корзины» была разработана с целью объяснить схему принятия решений в условиях крайней неопределенности («организованная анархия»). «Организованная анархия» не полагается на нормальную вертикальную иерархию и рациональную бюрократию принятия управленческих решений. Она характеризуется тремя признаками: проблематичность предпочтений; нечетко и плохо понимаемой технологией принятия решений; текучесть кадров. «Организованная анархия» свойственна организациям, для которых характерны частые изменения и коллегиальная небюрократическая обстановка.

Модель локальных приращений. Чарльз Линдблом описывает два подхода к принятию управленческих решений – синоптический и стратегию локальных приращений. В рамках синоптического подхода менеджеры стремятся к «рациональному дедуктивному идеалу» («цель определяет средства»). Стратегия локальных приращений, или способ последовательных ограниченных сравнений, характеризуется тем, что управленческие решения принимаются с целью небольших последовательных изменений, которые вносятся маленькими приращениями.

Виктор Врум детально исследовал процессы принятия управленческих решений и различные варианты участия в них подчиненных. На основе этих исследований он формулирует возможные стили принятия решений руководителем, обозначаемые как автократический, консультативный и групповой.

Мишель Круазье разработал конфликтно-игровую концепцию организации. Согласно этой концепции любая организация представляет собой так называемый ансамбль игр. Под игрой здесь понимается особый тип отношений, который складывается между участниками с целью достижения наиболее выгодного положения внутри организации.

Задача принятия решения

В условиях проблемной ситуации Sо , располагаемого времени Т и ресурсов R необходимо доопределить ситуацию Sо множеством альтернативных ситуаций S ,сформулировать множество целей Z, ограничений В , альтернатив решений У, произвести оценку предпочтений решений и найти оптимальное решение У* ,руководствуясь сформулированным критерием выбора К.
  • ˂ S0 , T, R / S, В, Z, Y, f, K ˃,
  • где So – описание исходной проблемной ситуации; T – время, располагаемое для принятия решения; R – ресурсы, учитываемые при принятии решения; S = (S1, S2, … , Sn) – множество возможных ситуаций; Z = (Z1, Z2, … , Zк) – множество целей, которые необходимо достичь в результате устранения проблемной ситуации So; Y = (Y1, Y2, … , Ym) – множество возможных решений;
  • f = f(S, Y, – функция предпочтения лица, принимающего решения, с помощью которой он оценивает ситуацию и решения по степени достижения множества целей; К – критерий выбора полученного решения.

Наиболее общими и существенными признаками классификации являются :

  • -степень определенности ситуации;
  • - использование эксперимента для получение информации;
  • - количество лиц, принимающих решения;
  • - количество целей;
  • - значимость и деятельность действия решении,

По характеру разработки и реализации

Уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные, осторожные

По функциональной направленности

Прогнозирующие, планирующие, организационные, активизирующие, координирующие, контролирующие, информирующие

По организации

Индивидуальные, групповые, коллегиальные и корпоративные

По причинам

Ситуационные, по предложению, по предписанию, программные, инициативные, сезонные

По времени действия

Стратегические, тактические, оперативные

По широте

Общие и частные

По повторяемости выполнения

Одинаковые, однотипные, разнотипные и инновационные

По методам переработки информации

Алгоритмические и эвристические

По прогнозируемым результатам

С определенным результатом, с вероятностным или неопределенным исходом

По числу критериев

Однокритериальные, многокритериальные

По направлению воздействия

Внутренние и внешние

По используемым ресурсам

С ограничениями, без ограничений

Классификация решений


Роли менеджера в процессе принятия решений


Р

Э

А

Цель, задача

Опыт, интуиция,

знания о состоянии

объекта,

общие представления

о методах

решения

Окончательное

решение

Конкретные знания

о методах, способах

и приемах разработки

решений,

информационные

технологии и

инструменты

Опыт, интуиция, знание

объекта и обстановки

Альтернативы,

данные анализа

Оценка альтернатив,

рекомендации

Основная технологическая схема процесса принятия решений


Диагноз

проблемы

Выбор ограничений

и критериев

Разработка

альтернатив

Оценка

альтернатив

Принятие

окончательного

решения

1. Получение информации о ситуации

2. Определение целей

3. Разработка оценочной системы

4. Анализ ситуации

5. Диагностика ситуации

6. Разработка прогноза развития ситуации

7. Генерирование альтернативных вариантов решений

8. Отбор основных вариантов управляющих воздействий

9. Разработка сценариев

13. Разработка плана действий

1. Получение информации о ситуации

2. Определение целей

3. Разработка оценочной системы

4. Анализ ситуации

5. Диагностика ситуации

6. Разработка прогноза развития ситуации

7. Генерирование альтернативных вариантов решений

8. Отбор основных вариантов управляющих воздействий

9. Разработка сценариев

13. Разработка плана действий

Диагностика

ситуации

Отбор

основных

вариантов

Генерирование

альтернативных

вариантов

Прогноз

развития

Получение

информации

о ситуации

Определение

целей

Разработка

оценочной

системы

Анализ

ситуации

Разработка

плана

действий

Контроль

реализации

Анализ

результатов

Разработка

сценариев

Оценка

вариантов

альтернатив

Коллективная

экспертиза

Принятие

решения

Основные этапы разработки управленческих решений при ситуационном подходе к управлению

Параметры качества

  • - степень энтропии проблемы, т.е. ее количественной неопределенности. При формулировании проблемы преимущественно качественными характеристиками, степень энтропии приближается к нулю. Если же все показатели проблемы выражены количественными показателями, то степень энтропии приближается к единице;
  • - уровень риска вложения инвестиций или использования каких либо ресурсов;
  • - показатель вероятности реализации решения с точки зрения качества, затрат и сроков;
  • - степень соответствия теоретической модели фактическим данным, на основании которых она была построена, или степень точности прогноза.

Условия обеспечения качества

  • - использование научных подходов менеджмента при разработке управленческого решения;
  • - учет воздействия экономических законов на эффективность управленческих решений;
  • - применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования управленческих решений;
  • - структурирование проблемы и построение дерева целей;
  • - обеспечение многовариантности решений;
  • - обеспечение сопоставимости альтернативных вариантов управленческих решений;
  • - правовая обоснованность принимаемых управленческих решений;
  • - создание и обеспечение работы системы ответственности и мотивации качественного и эффективного управленческого решения;
  • - наличие или создание механизма реализации управленческого решения.

Требования к УР

  • - иметь ясную целевую направленность ,
  • -быть обоснованными (мотивы выбора должны иметь количественную, расчётную основу).
  • -иметь адреса, т.е. должны быть ориентированы на конкретный управляемый объект , на определённых исполнителей,
  • -быть непротиворечивыми, что означает необходимость всесторонней согласованности данного решения как с внутренними , так с предшествующими и предстоящими ;
  • - быть правомочными , т. е. опираться на требования правовых актов , документов,
  • -быть конкретными как во времени , так и в пространстве,
  • - быть своевременными т. е. приниматься тогда , когда реализация решений может привести к требуемой цели,

Целевая ориентация управленческих решений

  • Цели стабилизации заключаются в сохранении системы, обеспечении ее устойчивости, закреплении достигнутого уровня состояния системы.
  • Цели развития состоят в изменении системы, улучшении ее свойств, создании дополнительных элементов или достижении новых ее состояний.
  • Цели обновления - создание принципиально новой системы на основе существующей или взамен ее, функционирующей более эффективно и качественно.

Ошибки при определении цели

  • недостаток реализма - цель должна быть достижима, хотя и с определенными усилиями;
  • неопределенные временные рамки - должен быть, четко определен срок достижения цели;
  • отсутствие измеримости - возможность количественной оценки достигнутого;
  • неэффективность - цели менеджера должны вписываться в стоящие перед фирмой задачи;
  • конфликт с другими целями - непротиворечивость данной цели другим целям.

  • Критерии качества поставленных целей

    1. Конкретность и измеримость целей. Выражая цели в четких измеримых формах, руководство организации создает базу для приня­тия решений и оценки (контроля) хода выполнения работ.

    2. Конкретный горизонт планирования. Следует не только определять, что организация хочет осуществить, но и то, когда должны быть достигнуты результаты. Чем более узкий горизонт планирования, тем конкретнее должна быть выражена цель.

    3. Достижимость цели. Установление целей, превышающих возможности организации, может привести к катастрофическим последствиям. Кроме того, установление недостижимых целей блокирует стремление работников к успеху и снижает мотивацию их труда.

    4. Цели должны быть гибкими и иметь пространство для их корректировки в связи с непредвиденными изменениями внешней среды и внутренних возможностей организации.


Критерии качества управленческих решений

- степень энтропии проблемы, т.е. ее количественной неопределенности. При формулировании проблемы преимущественно качественными характеристиками, степень энтропии приближается к нулю. Если же все показатели проблемы выражены количественными показателями, то степень энтропии приближается к единице;

- уровень риска вложения инвестиций или использования каких либо ресурсов;

- показатель вероятности реализации решения с точки зрения качества, затрат и сроков;
  • степень соответствия теоретической модели фактическим данным, на основании которых она была построена, или степень точности прогноза.

  • Условия обеспечения качества управленческих решений

    - использование научных подходов менеджмента при разработке управленческого решения;

    - учет воздействия экономических законов на эффективность управленческих решений;

    - применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования управленческих решений;

    - структурирование проблемы и построение дерева целей;

    - обеспечение многовариантности решений;

    - обеспечение сопоставимости альтернативных вариантов управленческих решений;

    - правовая обоснованность принимаемых управленческих решений;

    - создание и обеспечение работы системы ответственности и мотивации качественного и эффективного управленческого решения;

    - наличие или создание механизма реализации управленческого решения.

Требования качества управленческих решений

Решения должны:

- иметь ясную целевую направленность ,

-быть обоснованными (мотивы выбора должны иметь количественную, расчётную основу).

-иметь адреса, т.е. должны быть ориентированы на конкретный управляемый объект , на определённых исполнителей,

-быть непротиворечивыми, что означает необходимость всесторонней согласованности данного решения как с внутренними , так с предшествующими и предстоящими ;

- быть правомочными , т. е. опираться на требования правовых актов , документов,

-быть конкретными как во времени , так и в пространстве,

- быть своевременными т. е. приниматься тогда , когда реализация решений может привести к требуемой цели,

Эффективность управленческих решений

Под эффективностью понимают соотношение между результатами финансово-хозяйственной деятельности, характеризующимися как правило прибылью, и затратами, вызвавшими получение этой прибыли.