ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 42
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Занятие по программе курса «Твоя профессиональная карьера» 9 класс
Автор: Калиниченко Елена ДмитриевнаЗанимаемая должность: педагог-психологМесто работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Перегребинская средняя общеобразовательная школа»сельское поселение ПерегрёбноеОктябрьский районТюменская область
Тема: Память и внимание
Цель:
Знакомство с понятиями «память», «внимание»
Обучение способам определения особенностей памяти и внимания
Способствование развитию внимания и памяти
Память – это
Способность запоминать то, что видим, слышим, говорим, делаем
Способность сохранять, вспоминать при необходимости данную информацию
Процессы памяти
Продуктивность памяти
Объём
Быстрота запоминания информации
Длительность сохранения
Точность воспроизводства
Виды памяти
Определение логической и механической памяти
Задание №1
Прочитать пары слов с логической связью:
Замок – ключ
Корова – молоко
Щётка – зубы
Снег – зима
Перо – бумага
Голова – волосы
Книга - учитель
Задание №2
Прочитать пары слов без логической связи:
Гриб - диван
Спички - овца
Стакан - дрова
Ложка – петух
Ботинки –ветер
Жук – учитель
Рыба - пожар
Особенности памяти
Количество запомнившихся слов свидетельствует об объёме логической памяти
(результаты упражнения №1),
механической памяти
(результаты упражнения №2)
Задание №3
В течение 20 секунд прочитайте слова, а затем запишите те, которые запомнили:
Любовь, совесть, чайник, пулемёт, глина, логика, свеча, словарь, вишня, стрекоза
Задание №4
В течение 20 секунд запомните 10 чисел, а затем запишите те, которые запомнили:
43,12,31,81,72,
15,44,96,10,37
Продуктивность памяти
Успешность запоминания вычисляется умножением числа правильных ответов на 10.
90 -100 % - отличная память
71 – 90% - очень хорошая
51 – 70% - хорошая
31 -50% - удовлетворительная
Выявление индивидуальных особенностей памяти
Постарайтесь точно ответить на следующие вопросы:
Какой материал запоминается лучше: одинаково внимательно прочитанный или прослушанный?
Какой материал запоминается легче и быстрее: конкретный (формулы, иностранные слова) или отвлечённый (рассуждения, трактовка терминов, философские отступления)?
Вывод:
Как тренировать память
Научитесь концентрировать внимание. Постарайтесь представить ситуацию, выявить новые детали, творчески осмыслить задачу.
Тренируйте зрительную память, пытаясь перед сном как можно ярче представить детали дневных впечатлений. Всматривайтесь в лица, предметы, старайтесь потом вспомнить детали.
Тренируйте слуховую память. Учите наизусть стихи.
Внимание –
направленность
нашего сознания на определённый объект
Свойства внимания
Устойчивость
Объём (наблюдательность)
Переключаемость
Распределение и концентрация
Виды внимания
Практическая работа
Задание №1: Определить особенность колебания внимания (периодические изменения напряжения внимания)
В течение 1 минуты смотрите на рисунок и отмечайте те моменты, когда восприятие изображения рисунка будет изменяться: усечённая пирамида будет то приближаться, то отдаляться
Задание № 2: Определение объёма внимания (наблюдательность) – количество объектов, которые человек может одновременно и отчётливо воспринимать
5
1
9
7
Подсчитайте ваши правильные ответы
Сколько фигур вы правильно запомнили?
Сколько цифр вы правильно восприняли?
Сколько цифр правильно вписаны в фигуры?
Общая характеристика внимания
Как развивать внимание
Приучайте себя работать в самых разнообразных условиях и даже в шумной и отвлекающей обстановке
Упражняйтесь в одновременном наблюдении нескольких объектов
Развивайте силу воли. Следуйте принципу «надо», а не «хочу».
Тренируйте способность к сосредоточению
Способы развития внимания
Профессии, предъявляющие повышенные требования
Инженер (помнить формулы, правила расчётов, решения технических задач)
Диспетчер, машинист поезда, водитель, лётчик (высокий уровень произвольного внимания)
Врач
Врач
(помнить названия болезней и симптомы, способы лечения, лекарства)
Учитель
(знать основной материал)
Итоговые вопросы к занятию:
1. Зачем нужно развивать внимание и память?
2. Назовите профессии, предъявляющие повышенные требования к способности запоминать и быть внимательным.
Список литературы:
1. Андреев О.А. Учимся быть внимательными. Ростов н/Д: Феникс, 2004.
2. Никитина Т.Б. Самоучитель по развитию памяти (техника скоростного запоминания). М.: Международное агентство АD&T, 2001.
3. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию: Учеб. пособие для ст. кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1991. – 144 с.: ил.
4. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. 2-е изд., исправл. – М.: Генезис, 2004. – 125 с.: ил.
5. Твоя профессиональная карьера: Учеб. Для 8-11 кл. общеобразоват. Учреждений/Под ред. Чистяковой С.Н., Шалавиной Т.И. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 191 с.: ил.
6. Шваб Е.Д. Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы). – Волгоград: Учитель, 2007. – 154 с.