Файл: Представления о добре и зле у англосаксов (поэма "Беовульф").docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
О доблести данов,
о конунгах датских,
чья слава в битвах
была добыта!
Но не меньше, чем слава, добытая в боях, ценилось еще и обмундирование воина. Зачастую получалось так, что именно по оружию и латам создавалось первое впечатление, по нему определяли положение в обществе, поведение на поле боя. Оружие показывало достоинство воина:
Оружие доброе
служит порукой
их силе и мужеству;
муж могучий,
приведший войско,
вождь достойный!"
Соответственно, англосаксы трепетно относились и к качеству. Независимо от того, оружие это или латы, или дом. Залогом хорошего отношения к человеку становилось качество его вещей. Особенно это относилось к изделиям из металла. Так как германцы еще не умели плавить металл, искусные изделия вызывали восхищение.
Так же трепетно англосаксы относились и к судну.
Этот свежесмоленый
корабль охранять
и беречь от недругов; <…>
(корабль остался,
причаленный к берегу,
широкогрудый,
на тяжком якоре);
В тексте поэмы мы видим какими словами они описывают свой корабль (свежесмоленый, широкогрудый). Так как англосаксы много времени проводили в походах и, соответственно, в плаваниях, то отношение к судну было как ко второму дому, без которого они погибнут.
В тексте неоднократно появляются подтверждения ценности семейных и кровных уз:
Возлег державный
на ложе Вальхтеов
в покоях жениных;
уже прослышали
все домочадцы,
что сам Создатель
охрану выставил
в хоромах конунга,
дозор надежный
противу Гренделя.
В этих строчках сказано, что злодей Грендель не может войти в покои жены, ибо они охраняются самим Создателем. Это говорит о том, что у англосаксов было очень уважительное, возвышенное отношение к женщине, жене. И особенно ценилась верность супружницы.
Не пристало то женщине,
даже лучшей из жен,
прях согласья,
по злобе, наветами
лишать жизни
мужей неповинных!
Здесь говорится о том, что жена не должна интересоваться другими мужчинами или оказывать им какой-либо внимание сверх меры. В противном случае муж убивал этого человека, и вся вина ложилась на плечи женщины.
Кроме того, высоким нравственным качеством считалось бесстрашие смерти.
Судьба от смерти
того спасает,
кто сам бесстрашен!
[Один из наиболее ярких афоризмов в "Беовульфе". Германцы постоянно говорили об обреченных смерти. Таким ничто не могло помочь, ибо Судьба поставила на них свою печать. Но остальные, не обреченные, должны были в трудную минуту постоять за себя сами, тогда и Судьба проявляла к ним благосклонность.]
Но не только эти строки говорят о ценностях англосаксов. Необходимо обратиться к образу Беовульфа, как к собирательному образу добра в поэме.
В образе Беовульфа концентрируются качества всего племени. Сила Беовульфа - это сила всех гаутов, о чем говорится в поэме в связи с победой Беовульфа над Гренделем: "…врага они (геаты) одной силой все превзошли, его (Беовульфа) мощью". Сам образ могучего богатыря, олицетворяющего силу и мощь своего племени, лишенного индивидуальных черт, но зато наделенного гиперболизированными достоинствами, нацелен на выполнение главной задачи, стоящей перед ним, - защиты племени (своего и дружественного) от чудовищ. Одной из главных функций идеала средневекового рыцаря (идеал, берущий начало еще со времени раннего средневековья), является миссия (функция) защитника и справедливого судьи. Это видно из самой поэмы.
Выполнение этой задачи обеспечивается совокупностью качеств, которыми наделяется Беовульф: силой, отвагой, верностью своему долгу и т.д. Причем все эти качества возведены в высшую, недосягаемую для других степень. Сила Беовульфа такова, что "тридцать ратников переборол он одной рукою". Беовульф выделяется среди других дружинников своим внешним видом, сразу же обнаруживающим его героическую сущность. Не случайно датчанин - страж побережья - сразу обращает внимание на Беовульфа: и я ни в жизни не простолюдин не видел витязя в нарядной сбруе, - сильней и выше, кровь благородная чем ваш соратник - видна по выправке!
Точно так же Вульфгар, воин Хродгара, принимающий гостей в Хеороте, с первого же взгляда уверен в том, что Беовульф является "прославленным вождем, известным своей силой и воинской доблестью"
И внешность Беовульфа, и его сила, и его нравственные качества - верность долгу, верность королю и родичу гиперболизированы, идеальны, что и создает четко ощущаемую слушателями и рассказчиком дистанцию между ними и героем.
Дополнительным средством героизации служит и родословная героя. Человек в поэме не мыслится вне коллектива, с которым он связан узами родства. Введение любого персонажа, собственно, открывается указанием на род, к которому он принадлежит, и перечислением его прославленных предков: подробно рассказывается родословная Хродгара и Хигелака, Унферт - "сын Экглава", Оффа - "родич Хеммингов". Вот, что в поэме говорится относительно Виглафа:
То Виглаф был, сын Веохстана, сородич Эльвхера, щитоноситель…
Понятие взаимного долга играет в поэме важнейшую роль. В нем сочетаются этические представления разных эпох. Узы родства - едва ли не самые важные социальные связи. С другой стороны, в эпоху позднеродового и раннефеодального строя человек включен в формирующуюся систему отношений вассалитета, что обуславливает взаимные обязательства короля и его дружины. Обязанности короля по отношению к дружинникам достаточно однозначны и с наибольшей полнотой воплощены в образе идеального правителя. Сложнее с отношением дружинников к королю. Декларируемым идеалом является Виглаф. Очевидно, что определяющими продолжают оставаться родственные связи: Беовульф верен своему сюзерену Хигелаку, который одновременно приходится ему дядей. Он помогает сыну Хигелака и заботится о нем, как подобает родичу. Хродульф осуждается в наибольшей степени за то, что в борьбе за датский трон убивает своего родича, сына Хродгара. Да и Виглаф, как оказывается, связан с Беовульфом узами, хоть и отдаленного, но родства. Долг вассальной верности - плата за милости, которыми одаривает король своего дружинника. Именно так понимает Виглаф свой долг, произнося речь, обличающую "малую дружину" в пренебрежении своим долгом:
…Правдоречивый зря отличил он сказал бы: воистину мечами острыми вождь, наделивший вас, дрожащих вас, нестоящих, при виде недруга.
кольцами золота,
Не мог он похвастаться ратными сбруями… вашей помощью…
Жажда славы, добычи и княжеских наград - вот высшие ценности для германского героя, как они рисуются в эпосе, это главные пружины его поведения.
Каждого смертного ждет кончина! -
пусть же, кто может, вживе заслужит
вечную славу! Ибо для воина
лучшая плата - память достойная!
Таково кредо Беовульфа. Когда он должен нанести решительный удар своему противнику, он сосредоточивается на мысли о славе.
Так врукопашную
должно воителю идти, дабы славу
стяжать всевечную, не заботясь о жизни!)
Уж лучше воину
уйти из жизни, чем жить с позором!"
Беовульф жил, сталкиваясь со злом постоянно с первой секунды своего появления, но стоял за то, что было хорошим и истинным, и отдал свою жизнь, защищая это свое представление о правильном. Таковы были ценности героической эпохи, воплощенные в "Беовульфе".
Представления о зле в поэме
Хеороту, "Оленьему залу" (его кровля украшена позолоченными рогами оленя) противостоят дикие, таинственные и полные ужаса скалы, пустоши, болота и пещеры, в которых обитают чудовища. Контрасту радости и страха соответствует в этом противоположении контраст света и мрака. Пиры и веселье в сияющем золотом зале происходят при свете дня, - великаны выходят на поиски кровавой добычи под покровом ночи. Вражда Гренделя и людей Хеорота - не единичный эпизод; это подчеркивается не только тем, что гигант свирепствовал на протяжении двенадцати зим, до того как был сражен Беовульфом, но и прежде всего самою трактовкой Гренделя. Это не просто великан, - в его образе совместились (хотя, может быть, и не слились воедино) разные ипостаси зла. Чудовище германской мифологии, Грендель вместе с тем и существо, поставленное вне общения с людьми, отверженный, изгой, "враг", а по германским верованиям человек, запятнавший себя преступлениями, которые влекли изгнание из общества, - как бы терял человеческий облик, становился оборотнем, ненавистником людей. Пение поэта и звуки арфы, доносящиеся из Хеорота, где пирует король с дружиной, пробуждают в Гренделе ярость. Но этого мало, - в поэме Грендель назван "потомком Каина". На старые языческие верования напластовываются христианские представления. На Гренделе лежит древнее проклятье, он назван "язычником" и осужден на адские муки. И вместе с тем он и сам подобен дьяволу. Формирование идеи средневекового черта в то время, когда создавался "Беовульф", далеко не завершилось, и, в не лишенной противоречивости трактовке Гренделя, мы застаем любопытный промежуточный момент этой эволюции.
Внимание привлекает тот факт, что мотив золота как зримого, ощутимого воплощения удачи воина в "Беовульфе" вытесняется, очевидно, под христианским влиянием, новой его трактовкой - как источника несчастий.
Драгоценный сосуд -
вот начало злосчастья
вот причина
людских печалей.
В этой связи особый интерес представляет последняя часть поэмы - единоборство героя с драконом. В отместку за похищение драгоценности из клада дракон, который сторожил эти древние сокровища, нападает на селения, предавая огню и гибели окружающую страну. Беовульф вступает в схватку с драконом, но нетрудно убедиться, что автор поэмы не усматривает причины, побудившей героя на этот подвиг, в учиненных чудовищем злодеяниях. Цель Беовульфа - отнять у дракона клад. Дракон сидел на кладе три столетия, но еще прежде эти ценности принадлежали людям, и Беовульф желает возвратить их роду человеческому. Умертвив страшного врага и сам получив роковую рану, герой выражает предсмертное желание: увидеть золото, которое он вырвал из когтей его стража. Созерцание этих богатств доставляет ему глубокое удовлетворение. Однако затем происходит нечто прямо противоречащее словам Беовульфа о том, что он завоевал клад для своего народа, а именно: на погребальный костер вместе с телом короля его сподвижники возлагают и все эти сокровища и сжигают их, а остатки погребают в кургане. Над кладом тяготело древнее заклятье, и он бесполезен людям; из-за этого заклятья, нарушенного по неведению, Беовульф, по-видимому, и погибает. Поэма завершается предсказанием бедствий, которые обрушатся на гаутов после кончины их короля.
Идея же проклятия, как и сам мотив мести дракона за похищенный кубок, с немалой долей вероятности кажется привнесенной переписчиком-христианином, предлагавшим трактовку богатства как источника бедствий. В то же время Беовульф выходит на поединок с драконом вовсе не для того, чтобы прекратить его бесчинства в землях людей, а ради золота, которое сторожит древний змей.
Заключение
Таким образом, эпический мир поэмы - это мир противоборствующих добра и зла, мир героического деяния, гиперболизированных чувств и возможностей, мир, в котором отражается реальная жизнь певцов и слушателей, но лишь одной своей стороной - героической, праздничной, необыденной. Этот мир противостоит миру обыденному, но отражает все его противоречия. Добро в поэме выражается через образ Беовульфа, зло же - через его врагов, чудищ.