Файл: Вопрос 7 20 Задача 1 23 Задача 2 25 Задача 3 26 Список литературы 28 Вопрос 1 Система российского права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 529

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Контрольная работа по дисциплине

«Правоведение»

Вариант № 8

Содержание





Вопрос №1 2

Вопрос № 2 5

Вопрос № 3 8

Вопрос № 4 11

Вопрос № 5 12

Вопрос № 6 16

Вопрос № 7 20

Задача № 1 23

Задача № 2 25

Задача №3 26

Список литературы 28


Вопрос №1


Система российского права
Российское право имеет свои специфические особенности, выделяющие его среди всех остальных стран. Уникальность права каждого государства зависит от действующей системы права.

Система права — внутренняя структура права, выражающаяся в единстве и согласованности его норм при одновременном разделении на отрасли и институты.

Нормы права, объединяясь, образуют институты права, которые составляют подотрасли и отрасли права. Их единство и представляет собой систему права.

Институты права — совокупность норм права, которые регулируют определённый вид схожих общественных отношений (институт охраны труда, институт купли-продажи).

Подотрасль права — совокупность родственных институтов определённой правовой отрасли (наследственное право, право на интеллектуальную собственность).

Отрасль права — совокупность норм права, которые регулируют единую сферу общественных отношений и составляют предмет правового регулирования (конституционное право).

Система российского право классифицируется следующим образом:

По сферам распространённости:

- Межотраслевые (действуют в рамках двух и более отраслей);

- отраслевые (характерны для одной конкретной отрасли).

По выполняемым функциям:

1.Регулятивные (регулируют соответствующие общественные отношения);

2.учредительные (закрепляют правовой статус субъекта);

3.охранительные (следят за нормальным ходом и развитием общественных отношений и оберегают их от пагубного воздействия со стороны).

По правовому характеру:

- Материальные (отношения по производству и обмену материальных благ);

- процессуальные (регулируют организационные и процедурные вопросы).

По внутренней структуре:

1.Простые (простая структура);


2.сложные (во внутренней структуре выделяются самостоятельные элементы) 1.

Отрасли права характеризуются предметом и методами правового регулирования.

Предмет — общественные отношения, которые образуют особые системы связи между юридическими нормами.

Методы — различные способы правового воздействия государства на общество.

Все отрасли права делят на:

- Материальные;

- процессуальные.

Государственное (конституционное) право на современном этапе  основывается на конституции государства2.

Конституция РФ закрепляет формы правления, территориального устройства, прав и обязанностей населения, избирательного права и системы, функционирование и взаимоотношения высших органов государственной власти.

Административное право регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организационной и исполнительно деятельности должностных лиц и органов государственного управления.

Уголовное право состоит из юридических норм, определяющих, какие общественно опасные деяния считаются преступными и какие наказания могут за них назначаться.

Гражданское право регулирует имущественные отношения в обществе, а также связанные с ними личные неимущественные отношения.

Уголовно-процессуальное право включает юридические нормы, регулирующие основания и порядок производства по уголовным делам.

Гражданское процессуальное право состоит из норм, которые регулируют судопроизводство по гражданским делам.

Семейное право регламентирует брачно-семейные взаимоотношения.

Финансовое право регулирует юридическое содержание общественных отношений.

Трудовое право устанавливает и следит за надлежащим исполнением трудовых отношений.

Процессуальное право регулирует процедурные и организационные вопросы реализации нормы материального права.

Особой отраслью является международное право, которое не входит в систему ни одного государства, поскольку представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами.

Таким образом, подводя итоги всему выше изложенному можно сделать следующей вывод, что система права состоит из отраслей права, каждая из которых регулируют какую-то сферу жизни общества (или, выражаясь научным языком, определённые общественные отношения).




Вопрос № 2


Поведение людей и право
Право – важнейшее средство регламентации, развития и охраны общественных отношений. Но сами эти отношения есть продукт жизнедеятельности людей, их поведения в обществе. Следовательно, регулировать общественные отношения право может лишь воздействуя на поведение конкретных людей, отдельных личностей, из действий которых слагаются эти отношения. Можно сказать, что право – один из важнейших инструментов управления поведением людей, которое и выступает непосредственным объектом правового регулирования.

В свое время К.Маркс, характеризуя роль поведения в правовом регулировании подчеркивал, что помимо своих действий человек совершенно не существует для закона, не является его объектом. Поэтому действие человека – единственное, в силу чего он подпадает под власть действующего права3.

Подчеркивая эффективность права как регулятора общественных отношений, нельзя, однако, характеризовать его как всесильное универсальное средство, способное регламентировать любые отношения, регулировать любые варианты поведения.

Правовое регулирование (как и любое другое) имеет определенные пределы, выходить за которые законодатель не имеет права. Они определяются характером отношений, особенностями поведения.

Предмет правового регулирования составляют наиболее важные с точки зрения государства и подконтрольные ему неоднократно повторяющиеся волевые действия людей. Именно эти, и только эти действия могут быть урегулированы правом. Иные же варианты поведения (не волевые, неподконтрольные государству, единичные случаи) так же, как и мысли, чувства человека государством регулироваться не могут, находятся вне сферы правового регулирования.

Будучи объектом правового регулирования, поведение людей является и его результатом. Нормы права представляют собой лишь формальное правило, возможность поведения людей. Характер же самого реального поведения зависит от человека, направляется его волей и сознанием. В зависимости от своих интересов, желаний, целей субъект может следовать правовому предписанию, а может и нарушать его, действовать вопреки нормам права. И это не случайно, ибо право регулирует только волевые, зависящие от воли человека варианты поведения.


Поскольку право регламентирует лишь поведение, подконтрольное государству, оно контролирует и оценивает поведение субъектов, реагируя на него соответствующим образом.

С позиций права поведение человека может оцениваться по-разному. Отдельные отношения людей находятся вне сферы правового регулирования, а потому вообще не оцениваются правом (отношения любви, дружбы). Поведение людей в этой сфере характеризуется как юридически безразличное.Оно поддается лишь моральной оценке, либо оценивается с позиций религиозных догм и т.д.

Другие отношения, находящиеся в сфере правового регулирования, по той или иной причине законодательно не контролируются (занятия спортом, музыкой, картежные игры и т.д.). Такое поведение определяется как юридически нейтральное4.

Эти варианты поведения не имеют значения для юридической науки и практики, для юристов. Для них, и для граждан вообще, практическое значение имеет поведение, находящееся в сфере правового регулирования и урегулированное правом. В юридической науке оно трактуется как правовое поведение.

Таким образом, говоря о взаимосвязи поведении людей и права можно сказать следующее, что право – важное средство регламентации, развития и охраны общественных отношений.

Вопрос № 3


Конституционно-правовая регламентация деятельности органов законодательной власти Российской Федерации
Законодательные органы являются олицетворением демократических начал. Их значение в Российской Федерации обусловлено влиянием на происходящие демократические процессы, такие, как формирование многопартийности, идеологическое многообразие, плюрализм представленных мнений, способствуют развитию политической и правовой активности граждан. Кроме того, деятельность системы законодательных (представительных) органов обеспечивает территориальную целостность и единство правового пространства Российской Федерации.

Однако, несмотря на столь весомую роль в развитии Российской Федерации, конституционно-правовое регулирование порядка формирования и деятельности рассматриваемых органов осуществляется в недостаточной степени.

В Конституции РФ нормативно не закреплено функционирование системы парламентских органов в России, ввиду чего гл. 5 Конституции РФ носит наименование «Федеральное Собрание - парламент России», т.е. указывает только на высший орган представительной власти, оставляя без внимания остальные уровни власти - региональный и местный. Актуальность данного вопроса подтверждается и тем, что система сдержек и противовесов, закрепленная в Конституции РФ, имеет определенный перекос в сторону увеличения полномочий исполнительной власти, которая посредством Главы государства доминирует над всеми остальными ветвями власти
5.

Таким образом, анализ конституционно-правовых основ деятельности парламентских органов в России должен строиться на основании четкой изыскательской параллели по рассматриваемому вопросу в соответствии с системой представительных органов: Федеральное Собрание РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ и представительные органы муниципальных образований.

Высшим органом представительства в системе парламентских органов Российской Федерации является Федеральное Собрание России. Роль данного органа в настоящее время сложно переоценить, так как высший парламентский орган оказывает существенное влияние на формирование гражданского общества, правового государства и развитие рыночных отношений в стране.

Согласно ст. 94 Конституции РФ, Федеральное Собрание является представительным и законодательным органом, представляет интересы всего народа, выражает и осуществляет его государственную волю и суверенитет, одновременно будучи тем органом, который обладает исключительным правом принимать законы, имеющие, после Конституции РФ, высшую юридическую силу по сравнению с иными нормативными правовыми актами государства.

Срок полномочий законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации одного созыва устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и не может превышать пяти лет.

К основным полномочиям законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации законодатель относит следующие:

1) принимает конституцию субъекта Российской Федерации и поправки к ней, если иное не установлено конституцией субъекта Российской Федерации, принимает устав субъекта Российской Федерации и поправки к нему;

2) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Федерации и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ в пределах полномочий субъекта Российской Федерации;

3) заслушивает ежегодные отчеты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о результатах деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации, в том числе по вопросам, поставленным законодательным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

4) заслушивает информацию о деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в соответствующем субъекте Российской Федерации;