Файл: Тема Нормы современного русского литературного языка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 405

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Сервисы вместо программ.Людям, имеющим компь­ютер, хорошо известно, с чего начинается работа с новой программой – с установки программного обеспечения. Сначала вставляем в компьютер компакт-диск с дистри­бутивом (или скачиваем дистрибутив из Интернета), уста­навливаем приложение на компьютер и только затем за­пускаем приложение и работаем с ним. Такая последо­вательность свойственна локальной платформе. С веб-платформой все по-другому. Ее основными игроками яв­ляются не приложения, а сервисы. Сервисы уже функцио­нируют где-то там в глубинах Интернета, и все, что необ­ходимо сделать, это подключиться к ним – с помощью хо­рошо известной процедуры регистрации. Зарегистриро­вавшись, пользователь может работать с сервисом так, как будто это приложение, установленное на его компьютере.

Развитые интерфейсы.Эффективная работа со сложной системой невозможна без богатых средств взаи­модействия системы с пользователем. В частности, ка­чественный веб-сервис невозможен без хорошего интер­фейса, позволяющего работать с ним так же плодотвор­но, как с локальным приложением. Для веб-сервисов это непростая задача, поскольку их интерфейсы должны ра­ботать через навигатор. А возможности навигаторов ог­раничены. Поэтому до последнего времени между ло­кальными интерфейсами и веб-интерфейсами существо­вала большая разница. Дело сдвинулось после запуска компанией Google почтовой службы GMail, за которой быстро последовал Google Maps. Оба этих веб-сервиса имеют богатый пользовательский интерфейс и такой же уровень взаимодействия с пользователем, как у локаль­ных приложений. Дж. Дж. Гарретт для обозначения подхода Google к созданию интерфейсов использовал термин Ajax.

Термин Ajax мгновенно стал очень популярным, что является косвенным свидетельством того, что «вопрос назрел». На рисунке приведен внешний вид сервиса Google Spreadsheets, построенный на Ajax. Google Spreadsheets – это близкий аналог всем известного MS Excel, но реализованный как веб-сервис. Благодаря Ajax-интерфейсу с ним работать так же легко, как и с Excel. Но как веб-сервис, Google Spreadsheets пользуется всеми преимуществами сетевой работы. На нем, напри­мер, можно реализовать совместные проекты с доступом группы пользователей или разработчиков к общим таб­лицам. И устанавливать на компьютере ничего не надо – достаточно набрать в навигаторе
http://docs.google.com и настроить собственную среду для работы с документами и таблицами в стиле сетевого офиса.

Конечно, в наиболее сложных случаях Ajax не может конкурировать с локальными приложениями (пока труд­но, например, представить веб-интерфейс для графиче­ского редактора Adobe Photoshop). У Google также есть системы, которые надо скачивать из Интернета и устанав­ливать на персональном компьютере. Но эти системы, как правило, служат лишь дополнением к веб-сервисам.

Использование коллективного разума.В Интернете дрейфуют огромные и неупорядоченные объемы дан­ных. Еще больше данных и знаний суммарно находятся в головах у пользователей Интернета. И тот, кому уда­ется воспользоваться этим грандиозным источником, имеет большие шансы на успех.

Системы, с которыми мы работаем на персональном компьютере, обычно реализуют интеллектуальный по­тенциал своих разработчиков, их идеи и технологии. Та­кие приложения основаны на ассимметричной схеме, когда разработчик только дает, а пользователь только получает. Современные веб-сервисы основаны на совер­шенно ином подходе – на принципе сотрудничества. Именно этот принцип стал основой первоначального ус­пеха поисковой системы Google. В то время, как другие поисковые системы применяли мудреные схемы, анализирующие текст веб-стра­ниц, Google воспользовался коллектив­ным опытом. Он просто стал подсчиты­вать, сколько на данную веб-страницу имеется ссылок из других веб-страниц, и анализировать, в каком контексте это де­лается. Другими словами, Google восполь­зовался той оценкой веб-ресурсов, кото­рую дали им пользователи Интернета, и это сразу позволило ему вырваться вперед в конкурентной борьбе.

Сегодня имеется множество веб-серви­сов, основанных на использовании кол­лективного разума. Пример – «народная» энциклопедия Wikipedia, основанная на неочевидной, но очень успешной идее о том, что статьи энциклопедии могут до­бавляться любым веб-пользователем, а корректироваться – любым другим. Зада­ча же самой Wikipedia как веб-ресурса – помочь тем, кто что-то знает, превратить свои знания в статью энциклопедии, а тем, кто хочет что-то знать, – помочь най­ти эту информацию. Другими словами, Wikipedia действует как посредник

, который накаплива­ет информацию в процессе взаимодействия людей.

Можно упомянуть, например, Cloudmark – систему, фильтрующую спам. Вместо того, чтобы непосредственно анализировать спам-тексты, Cloudmark анализирует и обобщает персональные мнения пользователей электрон­ной почты о том, что есть и что не есть спам, и действует на основании этого анализа. Cloudmark работает эффек­тивнее многих систем, базирующихся на анализе самих посланий.

Подход, связанный с привлечением коллективного разума, оказался чрезвычайно плодотворным. Главная задача – найти такой способ взаимодействия с пользо­вателями, чтобы они в процессе своей работы приноси­ли сервису добавленную стоимость, поделившись с ним своим опытом, информацией, знаниями. При этом оче­видно, что лишь небольшое число пользователей пойдет на то, чтобы добавлять стоимость приложению через яв­ные средства. Поэтому основная трудность состоит в том, чтобы добавление стоимости стало побочным эф­фектом обычной работы с сервисом. Наиболее эффек­тивное решение здесь – организовать сервис как пло­щадку взаимодействия людей, обменивающихся своими знаниями и ресурсами.

Информационное обеспечение (infoware).Рассмотрим пример. Компания MapQuest была пионером в катего­рии картографических веб-сервисов в 1995 г. Но когда Yahoo!, затем Microsoft, и, наконец, Google решили вый­ти на этот рынок, они легко предложили конкуренто­способные сервисы путем простого лицензирования тех же самых данных.

Противоположная ситуация сложилась у Интернет-магазина Amazon.com. Как и у конкурентов, первона­чальная база данных у Amazon была взята у R. R. Bowker – регистрационного провайдера международного стандар­та нумерации книг ISBN. Но в отличие от MapQuest, Amazon неустанно уточнял информацию, добавлял предоставляемые издателями данные, такие как картинки обложек, оглавление, предметный указатель и примеры материалов. Более того, он привлекал своих потребите­лей к партнерству, давая им возможность аннотировать данные и делиться опытом (т. е. пользовался «коллек­тивным разумом»). Кончилось тем, что после десяти лет работы именно Amazon, а не Bowker, является первич­ным источником для библиографических данных о кни­гах, используемых студентами и библиотекарями, а как Интернет-магазин – имеет на порядок больше клиен­тов, чем конкуренты. Если бы MapQuest сделала то же самое, например, привлекая своих пользователей к ан­нотированию карт и направлений, это привело бы к до­бавлению стоимости ресурса. В этом случае конкурентам было бы намного труднее выйти на данный рынок.


Этот пример показывает, что основная стоимость многих современных веб-сервисов составляет не про­граммное, а информационное обеспечение. Для поиско­вых систем – это базы индексирования, другие сервисы собирают адреса пользователей, данные о календаре со­бытий, отзывы о товарах и т. д. В такой ситуации про­граммное обеспечение играет хотя и важную, но вспо­могательную роль. Поэтому его код часто делают откры­тым даже коммерческие компании. А вот информацион­ное обеспечение охраняют весьма тщательно.

Длинный хвост.Перечисленные выше качества веб-компаний нового поколения позволяют им реализовать новую бизнес-модель работы. Классическая бизнес-мо­дель выстраивается на следующих принципах:

• веб предназначен для публикации, а не для парт­нерства;

• рекламодатели, а не потребители, должны контроли­ровать ситуацию;

• в Интернете доминируют топовые веб-сайты.

Новая бизнес-модель исходит из того, что маленькие сайты (совокупность огромного количества малых ре­сурсов часто называют «длинным хвостом» веба) состав­ляют основную массу содержимого Интернета, а узкие маркетинговые ниши с небольшой емкостью рынка оп­ределяют основную массу возможных приложений. По­этому новые веб-компании формируют сервисы, обес­печивающие самоорганизацию потребителей — для то­го, чтобы заполучить весь веб, вплоть до самых окраин, а не только центр (длинный хвост, а не только голову).

Рассмотрим DoubleClick – Интернет-компанию, ра­ботающую с 90-х годов прошлого века. Она специализи­руется на разработке систем для Интернет-рекламы и ориентирована на крупных клиентов. Ее бизнес-модель основана на явном заключении и ведении договоров, продаже и инсталляции программного обеспечения. В результате за все годы DoubleClick сделала около 2000 успешных инсталляций своей системы. Новые же сер­висы, такие как AdSense, имеют уже сотни тысяч, если не миллионы, рекламодателей. Причина – эти сервисы строятся как автоматизированные посредники, соеди­няющие рекламодателей и тех, кто хочет разместить у се­бя на сайте рекламу, чтобы заработать деньги. В резуль­тате рекламный сервис стал доступен даже маленьким компаниям, которые и составляют основную массу веба. По старым схемам (подписание договоров, приобрете­ние и установка ПО) такой сервис небольшим компани­ям слишком накладен, а значит, недоступен.

Некоторые права защищены (Some
rightsreserved).За­шита интеллектуальной собственности ограничивает по­вторное использование ресурсов, а также делает невоз­можным активное вовлечение массового пользователя в процесс работы и экспериментирование. Поэтому когда преимущества исходят из коллективной работы, а не ча­стных ограничений, очень выгодно снять лишние пра­вовые барьеры. Рекомендуется следовать существующим Открытым стандартам и применять лицензии с наи­меньшим числом ограничений, при этом разрабатывать такой код, который легок для хакеров и доступен для по­вторного использования.

Список нововведений веб-компаний нового поколе­ния можно продолжить. Их суммарный эффект таков, что его можно охарактеризовать как революцию в ин­форматике. Например, исчезает (точнее, совершенно меняется) фундаментальное понятие «жизненного цикла программ». В классическом варианте жизненный цикл коммерческой системы состоит из стадии альфа-версии (совсем сырой), бета-версии (сырой, но с полноценным функционалом), отладки с помощью ограниченного круга пользователей, доводки до коммерческой версии, превращения в «коробку» (единицу продажи), продвиже­ния на рынке, сбора информации о практике использо­вания системы, и, наконец, работы над следующей вер­сией, которая выпускается в лучшем случае через пол­года-год. По новой же схеме рекомендуется выпускать в широкое использование еще сырые сервисы («принцип вечной беты»), которые дорабатываются в активном взаимодействии с пользователями. Сервис не имеет ни­какого физического воплощения (коробки). Продвиже­ние на рынок осуществляется по схеме вирусного мар­кетинга – рекомендации распространяются непосредст­венно от одного пользователя к другому (например, Google никогда не рекламировал свои продукты). Что касается выпуска новых версий, то, в частности, глав­ный разработчик сервиса Flicker.com Кол Хендерсон признавался, что они разворачивают новые средства ка­ждые полчаса. Именно по этой причине в недавней ста­тье в Zdnet Фил Вейнрайт заключил, что Microsoft не сможет победить Google: «Бизнес-модель Microsoft зави­сит от того, чтобы каждый делал апгрейды на своем ком­пьютере раз в два или три года. Google зависит от тех, кто проверяет, что новенького появляется в их компьютер­ной среде раз в день». Мы же со своей стороны считаем, что ни одно из направлений еще не утеряло своего по­тенциала, и в масштабном столкновении идей и пара­дигм нас ждут новые открытия.