ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Что понимают под «правдой» герои пьесы?
Поднимая вопрос о правде, Горький в своей пьесе пытается представить различные позиции и взгляды на эту проблему. В философском понимании правда — это нечто, несущее добро, это то, что требует слепой веры, то, что соответствует мироощущению человека. Правда утверждается словом, несущим положительный заряд. Правду можно определить так же как некий порядок, который основан на справедливости. В пьесе «На дне» раскрывается философское понимание правды. В произведении эта тема связана, прежде всею, с образами Луки и Сатина. Именно эти два персонажа ведут спор о правде и человеке.
В пьесе можно выявить два уровня правды. Одна — это правда «для себя» . Настя уверяет всех, что ее светлая, необыкновенная любовь в прошлом — правда. У Барона правда — его былое благополучие и богатство. Клещ видит горькую правду своей жизни, своего безнадежного положения: «Работы нет.. .силы нет! Издыхать надо.. .вот она, правда! » Такая частная правда находится на уровне факта: было или не было. Правда у каждого своя, но в «правду» другого не верит никто.
Другой уровень правды — мировоззренческий. Лука так определяет, что такое правда: «Во что веришь — то и есть» . Он уверен, что настоящая правда не всегда по силам человеку: «Не всегда правдой душу вылечишь» . И он предлагает верить в иллюзии: Анну он утешает, обещая ей после смерти покой, которого она не знала в жизни. Пеплу и Наташе обещает счастливую жизнь в благодатной, богатой Сибири, Актеру внушает веру в то, что можно вылечиться от алкоголизма и снова вернуться на сцену. Но воплотить мечты в жизнь этим людям не под силу.
Утешительной проповеди Луки противопоставлена циничная «правда» Бубнова. Он ни во что не хочет верить, в его словах слышен злой пессимизм: «Всё — сказки! » — говорит он. Однако представлена в пьесе и еще одна жизненная позиция, выразителем которой стал Сатин. В знаменитом монологе Сатин утверждает: «Человек — вот правда! » Он говорит о том, что человека нужно не жалеть, не унижать его жалостью, а уважать. В этом споре о правде и человеке Лука и Сатин расходятся. Сатина не устраивает ложь Луки: «Ложь — религия рабов и хозяев! Правда — бог свободного человека! » «Правда» Сатина — в человеке. Конечно, эти слова в устах шулера и пьяницы звучат не очень органично. Это позиция самого Горького. Но тем не менее Сатин понимает позицию Луки и даже в чем-то соглашается с ним. Он говорит: «Человек — вот правда! Он это понимал.. .Он врал.. .но это из жалости.. .Есть ложь утешительная, ложь примиряющая.. .Кто слаб душой.. .и кто питается чужими соками, — тем ложь нужна... »
Замысел пьесы таков, что сюжет ее сам по себе шаг за шагом опровергает правду Луки. Ведь те, кто поверил ему, его спасительной лжи, в конце пьесы либо исчезают, либо умирают.
Горький выделяет две правды: «правду-истину» и «правду-мечту» . Эти правды не совпадают, даже враждебны друг другу. И такое несовпадение двух правд приводит людей к роковым результатам. Но сам автор верит в перспективу слияния человечества на основах разумного преобразования жизни. Его правда — в будущем.
А нужна ли вообще правда?
Мы время от времени говорим неправду. Не всегда это происходит из-за плохих побуждений. Иногда мы просто не хотим о чем-то рассказывать или наоборот, хотим приукрасить действительность. Чаще всего мы врем сами себе. Но так ли необходима правда человеку? Не зря ведь некоторые говорят: «Лучше сладкая ложь, чем горькая правда». Так давайте разберемся, на примере пьесы Горького «На дне», нужна ли нам истина?
Если говорить кратко, то пьеса об обитателях ночлежки, и однажды к ним приходит странный старик по имени Лука, который расспрашивает у бедняков про их жизнь. Кому-то сочувствует, кого-то утешает или подбадривает. Но все эти обитатели врут, но не Луке, а каждый сам себе. Да и странник немного прибрехивает. Например, умирающей Анне, которая боится, что на том свете её ждут те же муки, что и при жизни, Лука говорит, что всё будет хорошо. Но он не может знать этого наверняка. Анна верит ему и не потому, что это правда, а потому что ей так легче и не так страшно умирать.
Также обманывается Актёр. Он уже стал алкоголиком. Лука говорит, что есть больница, где его могут вылечить. Актёр верит ему и охотно предается самообману. Когда магия лжи заканчивается, он лишает себя жизни. Недаром странник говорит о том, что не каждый сможет вынести правду, для кого-то она смертельна.
Значит, даже не Лука обманывает ночлежников, а они сами рады жить во лжи. Они-то и есть обманщики. Проститутка говорит про настоящую любовь, вор грезит о честной жизни, мастеровой думает, что после смерти жены заживет по-царски. Все бедняки погрязли в самообмане. Их иллюзии прямо противоположны тому, что они делают каждый день. И если герои так охотно врут себе, то вывод напрашивается сам собой: им не нужна правда.
- Лука. И.. . чего тебе правда больно нужна.. . подумай-ка! Она, правда-то, может, обух для тебя.. .
2. Актер (останавливается, не затворяя двери, на пороге и, придерживаясь руками за косяки, кричит) . Старик, эй! Ты где? Я - вспомнил.. . слушай. (Шатаясь, делает два шага вперед и, принимая позу, читает. )
Господа! Если к правде святой
Мир дорогу найти не умеет, -
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!
3. Наташа. Видно, вранье-то.. . приятнее правды.. .
4. Бубнов. Мм-да!. . А я вот.. . не умею врать! Зачем? По-моему - вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?
5. Клещ (вдруг снова вскакивает, как обожженный, и кричит) . Какая – правда? Где – правда? (Треплет руками лохмотья на себе. ) Вот – правда! Работы нет.. . силы нет! Вот – правда! Пристанища.. . пристанища нету! Издыхать надо.. . вот она, правда! Дьявол! На.. . на что мне она – правда? Дай вздохнуть.. . вздохнуть дай! Чем я виноват?. . За что мне – правду? Жить – дьявол – жить нельзя.. . вот она – правда!. .
6. Клещ (дрожит от возбуждения) . Говорите тут – пра-авда! Ты, старик, утешаешь всех.. . Я тебе скажу.. . ненавижу я всех! И эту правду.. . будь она, окаянная, проклята! Понял? Пойми! Будь она – проклята!
7. Лука (задумчиво, Бубнову) . Вот.. . ты говоришь – правда.. . Она, правда-то, – не всегда по недугу человеку.. . не всегда правдой душу вылечишь.. . Был, примерно, такой случай: знал я одного человека, который в праведную землю верил.. .
8. Костылев. Да. А как же?. . Что такое.. . странник? Странный человек.. . непохожий на других.. . Ежели он – настоящее странен.. . что-нибудь знает.. . что-нибудь узнал эда-кое.. . не нужное никому.. . может, он и правду узнал там.. . ну, не всякая правда нужна.. . да!
Он – про себя ее храни.. . и – молчи! Ежели он настояще-то.. . странен.. . он – молчит!
9. Клещ. Правды он.. . не любил, старик-то.. . Очень против правды восставал.. . так и надо! Верно – какая тут правда? И без нее – дышать нечем.. . Вон князь.. . руку-то раздавил на работе.. . отпилить напрочь руку-то придется, слышь.. . вот те и правда!
10. Сатин … Что такое – правда? Человек – вот правда! Он это понимал.. . вы – нет! Вы – тупы, как кирпичи.. . Я – знаю ложь! Кто слаб душой.. . и кто живет чужими соками – тем ложь нужна.. . одних она поддерживает, другие – прикрываются ею.. . А кто – сам себе хозяин.. . кто независим и не жрет чужого – зачем тому ложь? Ложь – религия рабов и хозяев.. . Правда – бог свободного человека!
Чью позицию выражает Сатин в монологе о человеке?
Сатин прежде всего, борец, за справедливость.
Он и в тюрьму попал только потому, что вступился за честь человека — своей сестры. Человеческая несправедливость и годы страшной нужды не озлобили Сатина .Он сочувствует людям не меньше, чем Лука, но он не видит выхода, облегчения страданий в простом утешении людей. И хотя нельзя сказать, что Сатин выступает как сторонник более радикальных мер, именно в его уста писатель вкладывает монолог в защиту человека и человеческих прав. Образ Сатина оставляет двойственное ощущение, ощущение контраста между высокими помыслами, благородными стремлениями и общим пассивным существованием героя. Сатин не алкоголик, но любит выпить, не аферист по натуре, но карточный шулер, и создается впечатление, что он довольно уютно чувствует себя в костылевской ночлежке, где все-таки выше всех по уму и силе характера.
Какова же правда Сатина? Никакой позитивной программы у него нет, но, в противовес позиции Луки, Сатин решительно и бесповоротно отрицает ложь, называя ее «религией рабов и хозяев».
Таким образом, в драме существуют две правды: правда Луки с ее безразличной добротой, христианским смирением, с ее «светлой ложью», и правда Сатина, в чем-то жестокая, но гордая правда отрицания лжи.
Мне кажется, конфликт этих двух героев, столь отличных друг от друга позиций рассудила история. История показала, что мир переделывается только силовыми методами и что слова утешения не помогут людям стать счастливее.