Файл: Итальянский фашизм. Муссолини и корпоративное государство.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автор текста Борис В. (Держать курс)
Федеральное государственного бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Уральский государственный юридический университет»
Институт прокуратуры
Кафедра теории государства и права
Факультет «Политология»
Реферат
на тему:
«Итальянский фашизм. Муссолини и корпоративное государство»
Выполнила: Студент группы ИП104С
Ярославцев Иван Андреевич
Проверил: Доктор политических наук,
Шерпаев Владимир Иванович
Екатеринбург
2023
Оглавление:
Введение 3
Раздел 1. Слабый империалист 4
Раздел 2. Красное двухлетие 8
Раздел 3. Сущность фашизма 12
Введение
Итальянский фашизм был одним из наиболее влиятельных политических движений XX века, которое правило Италией с 1922 по 1943 годы. Это был авторитарный режим, управляемый Бенито Муссолини и Национальной фашистской партией, которая установила контроль над жизнью и экономикой Италии, насильственно подавляя оппозицию и нарушая права человека. В этом реферате мы рассмотрим историю и основные принципы итальянского фашизма, его политические, социальные и экономические последствия, а также его влияние на мировую политику в XX веке.
Актуальность темы можно обусловить тем, что данная тема всегда в мире будет актуальной, так как данное явление не уйдет из общественного дискуса пока человечество не сможет перейти от капиталистической формации к совершенно новой и более совершенной формации построения общества.
Цель работы - рассмотреть вопросы происхождения Итальянского фашизма и выявить его сущность.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
-
Установить предпосылки для возникновения Итальянского фашизма, как идеологии и общественно-политического движения. -
Изучать историю возникновения и становления Итальянского фашизма. -
Выявить основные программные установки Итальянских фашистов, на основе которых сделать вывод о сущности Итальянского фашизма.
Раздел 1. Слабый империалист
Впервые фашизм пришел к власти в Италии. Во многом он служил примером и для фашистов других стран: Польша, Германия, Испания, Португалия и так далее. А для некоторых служит примером и по сей день. В этом фильме мы расскажем историю взлета и падения итальянского фашизма.
Давайте начнем с 1870 г. В этот год завершилось объединение Италии. Страна стала такой, какой мы ее знаем сегодня. Ну, примерно. Форма правления — парламентская монархия, как в современной Великобритании. Это значит, что монарх наделен некоторыми номинальными полномочиями, например, подписывать законы для их вступления в силу, но вся реальная власть у парламента и правительства возглавляемого премьер-министром.
Италия конца 19-го века — это экономически и политически слабая страна. Отсталое сельское хозяйство и бедное население были главным тормозом развития промышленности. Грубо говоря, спрос на итальянскую продукцию внутри самой Италии был низким, а на внешнем рынке страну давили опередившие в развитие конкуренты. Особенно большой проблемой для итальянской промышленности была чрезвычайная бедность важнейшими видами сырьями: нефтью, углем, железной рудой, цветными и редкими металлами, хлопком, лесом и тому подобное.
С другой стороны, эти недостатки компенсировались бедностью населения. Если в стране низкая зарплата, то и себестоимость товаров ниже, чем в более богатых странах. Это помогало итальянским предпринимателям конкурировать на мировых рынках сбыта. Однако это же вело к еще большему обнищанию населения и еще больше ослабляло экономику страну.
Отсюда стремление итальянского бизнеса к захвату колоний. Там можно было получить дешевое сырье и дополнительные рынки сбыта. Отсюда участие Италии в Тройственном союзе, колониальный захват Эритреи и Сомали, итало-эфиопская война, участие в разграблении Китая, ливийская война и, наконец, Первая мировая.
Понятно, что двигателем итальянского империализма никогда не были производители каких-нибудь макарон. Наиболее агрессивными итальянскими предпринимателями, как правило, были те, кто связаны с военным производством: металлургическая, химическая, судо– и машиностроительная промышленность, а также банки их финансирующие.
При этом аппетиты итальянского бизнеса явно не соответствовали его возможностям. К началу Первой мировой войны тяжелая промышленность Италии сильно отставала от стран Западной Европы. Не говоря уже об огромной части населения занятом в сельском хозяйстве — больше половины. Зато в Италии было сильное рабочее движение, что очень огорчало предпринимателей. Например, на парламентских выборах 1913 г. социалистическая партия Италии смогла взять 17% голосов, уступив лишь Союзу Либералов. Профсоюзы тоже не отставали. В 1912 г. во всех профсоюзах Италии насчитывалось до 1 млн рабочих и служащих
1.
Такая классовая расстановка сил, а также не очень успешные военные кампании прошлого привели к тому, что итальянский народ не особо горел идеями империализма и национализма. Однако в таком состоянии экономической, политической и военной слабости итальянские предприниматели все-таки смогли втянуть свою страну в Первую мировую войну.
Как известно, Италия вступила в войну не сразу, а лишь в 1915 г. Главными зазывалами на войну были лидеры националистической партии, а также стоявшие за ними предприниматели тяжелой и военной промышленности. Чуть позже к националистам присоединились и другие активисты. Среди них был и будущий лидер фашистской Италии Бенито Муссолини.
К началу войны будущий Дуче был редактором социалистической газеты «Avanti!» (Вперёд!), где отстаивал нейтралитет Италии. Затем его взгляды внезапно изменились и он стал призывать к участию в войне за что был из партии исключен. Чуть позже Муссолини основал на французские деньги2 (французы хотели участия Италии в войне на стороне Антанты) свою газету «Il Popolo d’Italia» (Народ Италии). Эта газета станет основой фашистского движения и просуществует вплоть до 1943 г.
Несмотря на то, что на страну никто не нападал и итальянскому народу ничто не угрожало, пропагандисты войны изображали участие в ней как нечто прогрессивное. Как борьбу за свободу и демократию, как борьбу за выражение национальных стремлений итальянского народа и тому подобное. Наконец, сопротивление антивоенных сил было сломлено и в мае 1915 г. Италия объявила войну Австро-Венгрии.
Первая мировая война была очень кстати для итальянской тяжелой промышленности. Она содействовала быстрому развитию всему, что связано с военным производством, и помогла крупным бизнесменам стать еще крупнее!
Во время войны выросли гигантские концерны «Ансальдо» и «Ильва» в тяжелой индустрии, «Фиат» — в автомобильной промышленности и «Бреда» — в производстве военного снаряжения и железнодорожных материалов. Например, в начале войны на всех заводах «Ансальдо» было занято всего 8 тысяч человек, а к концу войны — 56 тысяч. Годовое производство автомобилей на заводах «Фиат» поднялось с 4.5 тысяч в 1914 г. до почти 20 тысяч в 1917 г.3 Заинтересованность некоторых предпринимателей в войне на лицо.
Естественно, по всем законам экономики, если в одном месте прибыло, то в другом месте убыло. Пока связанные с ВПК предприниматели наживались, разорялось работяги и крестьяне, а также не связанные с ВПК предприниматели. По мере того, как война затягивалась, особенно после революции в России, недовольство народа становилось все жестче. В августе 1917 г. в Турине из-за нехватки еды вспыхнуло антивоенное восстание, которое, правда, не привело ни к каким серьезным переменам.
Когда же наконец война закончилась, итальянские империалисты, предвкушали раздел добычи. Однако они были глубоко разочарованы своей участью. Французские и английские бизнесмены оказались куда более агрессивными, жадными и сильными, чтобы отдать итальянцам всё то, на что они рассчитывали.
Италия оказалась страной-победительницей, которая, если смотреть на экономику и политику в целом, проиграла. Нетрудно догадаться в каком бешенстве были итальянские империалисты. Теперь они желали поквитаться с бывшими союзниками по Антанте.
Раздел 2. Красное двухлетие
Италия вышла из войны экономически истощенной и с кучей долгов. Имперские амбиции стоили стране десятки миллиардов лир, свыше 600 тысяч человеческих жизней и почти полмиллиона остались калеками. Однако взамен Италия получила только новые лишения и унижение национального достоинства. Версальский договор разочаровал итальянских империалистов точно также, как и немецких.
Сокращение военных госзаказов и окончание экономической поддержки от союзников, привели к банкротству сильно перегретой тяжелой промышленности. Разорились концерны «Ансальдо» и «Ильва», а также их кредитор «Итальянский дисконтный банк».
Быстро возрастали безработица, земельный голод среди крестьян, дефицит бюджета и налоги. При этом парламент и правительство увязли в бесконечных спорах и теряли свой авторитет. Армия была деморализована, а предприниматели в замешательстве. В то же время Октябрьская социалистическая революция в России оказала сильнейшее влияние на трудящихся Италии. Сложилась классическая революционная ситуация: верхи не могут управлять по-старому, низы не хотят жить по-старому.
Народ хлынул в профсоюзы и социалистическую партию. На парламентских выборах 1919 г., социалисты взяли 32% голосов, став самой многочисленной фракцией. Что касается профсоюзов, то если до войны в них состояло около 1 млн человек, то сразу после число участников возросло до 4 млн4.
К экономической борьбе итальянских рабочих прибавились и политические требования. Например, движение в защиту Советской России от международной интервенции и против поддержки белогвардейцев. В это же время в стране начались революционные беспорядки, известные как «Красное двухлетие».
Однако основная слабость рабочего движения Италии заключалась в отсутствии твердого политического руководства и ясного представления о путях, ведущих к победе. Проще говоря, в стране отсутствовала коммунистическая партия.
При всех достоинствах социалистической партии, довести революцию до конца и взять власть она была не в состоянии. Среди ее руководителей не было марксистов, зато были бюрократы и реформисты, не способные представить мир без капитализма.
Вообще, то, что итальянские социалисты не совсем погрязли в оппортунизме и не скатились к прямому сотрудничеству с бизнесменами, объясняется исключительно тяжелым положением народа. Даже антивоенная позиция во время войны вытекала не столько из чувств интернационализма, сколько из пацифистских взглядов, которые выразились в популярном тогда лозунге: «Не помогать войне и не саботировать её»5.
Непоследовательность и, в конечном счете, предательство социалистов в отношении рабочих проявилось во всей своей красе во время движения за захват фабрик и заводов, а также земли в аграрных районах. В начале сентября 1920 г. профсоюз металлистов ответил на объявленный предпринимателями локаут организованным захватом производства. Сперва в руки рабочих перешли металлообрабатывающие предприятия Турина и Милана и других промышленных центров. Затем стали подтягиваться и остальные отрасли. В то же время в итальянской деревне крестьяне принялись захватывать помещичьи земли.
В этом движении приняло участие свыше 600 тысяч человек. Большинство из них смотрело на происходящее, как на начало социалистической революции. Засевшие на фабриках и заводах рабочие самостоятельно запустили производство и стали усиленно готовиться к вооруженной борьбе. Они создали красную гвардию и изготовляли оружие. Благо в их руках оказался ряд крупных военных предприятий.
В ответ на все это власть, фактически, бездействовала. Правительство было в панике и не решалось применить силу, как того добивались промышленники и крупные аграрии. Им оставалось только сидеть и смотреть в надежде, что оно само как-нибудь рассосется.
Так оно и вышло. Через три недели после занятия фабрик рабочими профсоюзно-партийные бюрократы заключили с правительством соглашение. Они обязались освободить производство в обмен на целую серию социальных льгот, вроде рабочего контроля на предприятиях, 8-ми часового рабочего дня, введения минимальной заработной платы, права крестьян на некоторые помещичьи и государственные земли, ну и так далее. Скрипя зубами, промышленники и помещики пошли на уступки. Выбора у них все равно не было.