Файл: Контрольной работы Общественнокультурное развитие стран мусульманского Востока.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Содержание


Введение 2

1. Общественно-культурное развитие стран мусульманского Востока 3

1.1 Современная исламская культура 3

1.2 Фундаментализм 6

1.3 Основные характеристики досуга в странах исламского мира 9

Заключение 13

Список используемых источников 15


Введение



Тема контрольной работы «Общественно-культурное развитие стран мусульманского Востока».

Мусульманская культура, являющаяся составной частью мировой культуры, сыграла значительную роль в истории человеческой цивилизации и продолжает оказывать существенное влияние на различные области жизни разных стран мира.

Отсюда проистекает естественное стремление к философскому осмыслению культурных традиций народов мусульманского Востока. В России изучение мусульманской культуры имело не только академическое, но и общественно-политическое значение, что обусловлено непосредственным соседством с мусульманскими странами, а также тем обстоятельством, что определенная часть населения России исторически связана с мусульманским историко-культурным ареалом.1

Целью контрольной работы является изучение общественно-культурного развития стран мусульманского Востока.

Достижение поставленной цели обусловлено решением следующих задач:

1. Рассмотреть исламскую культуру на современном этапе.

2. Раскрыть понятие исламского фундаментализма.

3. Рассмотреть основные характеристики досуга в странах исламского мира.

Объектом контрольной работы является культурное развитие.

Предметом - культурное развитие стран мусульманского Востока.

Теоретической базой для написания контрольной работы послужили материалы таких авторов, как Шишова Н. В., Малашенко А. В. и др., а также материалы с Интернет-серверов.


1. Общественно-культурное развитие стран мусульманского Востока



Арабский Восток, или исламский мир, отличается своей культурой от привычной нам европейской цивилизации, и это различие необходимо воспринимать не с позиции «выше – ниже», а объективно, без предвзятостей. Арабы (степняки, кочевники, пустынники) издревле населяли западную часть Аравийского полуострова (Йемен и Хиджад). Уже в начале I тыс. до н.э. здесь, в плодородных оазисах, существовала развитая земледельческая культура. В пустынных районах преобладало скотоводство – разведение овец, лошадей, верблюдов. Успешно осваивали арабы и морские просторы. Вначале они совершали каботажные плавания в Африку и Западную Индию, где уже в VII в. до н.э. основали торговые фактории. Во II в. до н.э. арабы неоднократно посещали Китай, поставляя на родину и в страны Запада фарфор, мускат, шелк и другие товары.
2


1.1 Современная исламская культура



Двадцатый век принес с собой небывалые и стремительные перемены. Ими оказались затронуты все сферы человеческой жизни. Ближний Восток, т. е. арабскомусульманский ареал, испытал на себе эти перемены наравне со всем остальным миром.

В Европе модернизация началась вместе с индустриализацией и коммерциализацией (иначе — обращением в товар человеческих отношений), процессами главным образом экономическими, которые заставили общество освоить новые способы производства и распределения товаров и отказаться от традиционных моделей экономических отношений. В экономике важнейшим принципом стало накопление капитала. Люди, прежде привязанные к земле и сезонным работам, теперь стали сами принимать хозяйственные решения и действовать по своему усмотрению. Подобная свобода выбора уводит человека от традиционного уклада жизни и расширяет спектр его ожиданий. На Западе процесс индустриализации проходил в специфических условиях и сопровождался нововведениями, которые изменили и всех людей по отдельности, и общество в целом. Людям пришлось стать более мобильными и научиться чувствовать и принимать перемены. Модернизация на этом не завершилась, и сегодня, в так называемую эпоху постмодернизма, индустриализация перестала быть ее непременным условием. Технологии теперь импортируются оптом, а крупные отрасли промышленности сокращаются.

Модернизация — это процесс, который в нормальных условиях создает общество модерна. Происходит это, когда общество становится всерьез озабочено тем, как человек делает выбор, будь то нравственный, личный, экономический или политический. Для современных людей главной является проблема рационального выбора. Выбор предполагает взвешивание альтернатив, право сомневаться в эффективности решений, предлагаемых традицией или политиками. Недаром говорят, что модерн институционализировал сомнение в норму. Свобода выбора и право на сомнение невозможны без рациональной дискуссии и полемики, и у рационально настроенных людей могут быть разные мнения по поводу ее результатов.

Одна из главных установок модерна — это вера в способность человека управлять социальными и природными явлениями. В девятнадцатом веке очень многие на Западе верили в неизбежность прогресса и в силу человеческого разума. В современном же мире, где процесс модернизации еще продолжается, вера во всеобъемлющие решения почти угасла, а прогресс, если он вообще признается, представляется лишь частичным и прерывистым.



Противники модерна, защищающие то, что они воспринимают как традиционный образ мышления, считают, что нынешние перемены нашему миру ни к чему. В переменах они видят лишь нечто новое и наличное — не более. Модерн в их глазах — это система правил поведения, которая, не будучи шагом вперед, просто вытеснила другие системы. При этом они не видят никакой необходимости в новом для ума и сердца человека.

В арабском мире разгорелись споры о сравнительной ценности модерна и аутентичности (асала), понимаемой как верность самому себе. Защитники последней считают чрезвычайно важным вопреки стремительным, кардинальным переменам сохранять свою самобытность. Они утверждают, что перемены разрушают исконную систему культурных ценностей, хотя и могут быть обращены вспять посредством нового осознания начал ислама. Настоящее для них — это лишь промежуток между утратой подлинных корней и новым их обретением. Эти люди ведут войну против современного мира. Пусть внешний мир меняется, но подлинная, исконная, бессмертная душа арабского народа должна быть сохранена — душа, которая находит свое выражение в его языке, культуре, истории — одним словом, в исламе.

Современному мусульманину приходится четко определять свое отношение к исламскому прошлому, ведь в основе модерна лежит принцип развития, который отвергает прошлое. Мусульманин сегодня живет в мучительном разрыве со своей до-современной историей, а переход к нынешним условиям жизни затруднен для него стремительностью перемен, нередко и чувством полной дезориентации, возникшим в то время, когда исламский мир потерпел политическое и духовное поражение от Запада, казавшегося непобедимым и вездесущим. Разрыв с прошлым был слишком неожиданным и резким. А потому многие современные мусульмане не могут не пытаться вернуть себе это прошлое, в котором заключены все их верования и убеждения, и вновь включить его в современный мир. Отсюда возникает вопрос: возможно ли возродить прошлое в совершенно новых условиях и как это сделать? Вот что пишет по этому поводу современной марокканский мыслитель Абду Филали-Ансари: «Как сегодня остаться мусульманином? Ответить на этот вопрос непросто. С одной стороны, предстает ислам как собрание верований, не менявшихся веками, с другой — современность предлагает нам систему новейших представлений, соответствующих последним научным теориям и идеям, интеллектуально более состоятельным в глазах современного человека. Две эти стороны часто оказываются несовместимыми, если под исламом понимать не только религию, но и форму, в которой она воплощается в сознании миллионов. Большинство мусульман живет двойственной жизнью: сохраняет верность мусульманской общине, но не следует всем принципам, которые диктует такая верность. Таким образом, религия и повседневность вступают в резкое противоречие друг с другом».


Проблема, которую мусульмане пытаются решить уже полтора столетия: как быть современным и при этом оставаться мусульманином? Выходов предлагалось множество. Одни, сочтя эту проблему неразрешимой, смирились с безрелигиозным миром или отреклись от веры. Те, кто остался верен исламу, предлагали три разных пути: возрождения (тадждид), реформизма (салафийя) и фундаментализма.3


1.2 Фундаментализм



Фундаментализм не есть нечто присущее исключительно исламу. Его появление связано с христианством, вернее, с протестантизмом, с реакцией протестантского богословия на социальные и культурные феномены христианской цивилизации начала XX в. "Фундаментализм" - термин, отражающий более общие идеологические процессы, применимый к иным религиям и светским идеологиям. Существуют, например, понятия православного и коммунистического фундаментализма. Впервые это понятие было использовано для определения консервативного движения в евангелической церкви Соединенных Штатов. Само слово "фундаменталист" введено редактором баптистской газеты "Watchman Examiner" К. Л. Льюисом.4

Буквальное значение понятия «фундаментализм» значительно отличается от того, что под ним обычно подразумевается в обыденной речи. До того, как исламские деятели начали говорить о фундаментализме, они часто использовали слово «подлинный».

Стоит заметить, что многие из них не возражают против использования буквального значения понятия, которое отсылает верующих к фундаментальным истинам вероучения. Как предыдущие, так и нынешние поколения мыслителей Ислама остаются достаточно последовательными в своих призывах к мусульманам вернуться к изначальным основам их религии.

Но в отличие от прямолинейных доводов или лозунгов первого поколения т.н. «мусульманских реформаторов», второе поколение сумело выработать аргументы в пользу возвращения Ислама к «подлинности» и адаптировали это понятие к реалиям XX века. Современный исламский призыв старается привести образ жизни мусульман в соответствие с нормами, указанными в исторических текстах и исламской традиции, и в то же время пытается приспособить содержащиеся в них смыслы к контексту современности.

Эти мыслители предприняли попытку создания дискурса, в котором традиционные концепции исламской общественной жизни были бы изложены посредством современных интерпретационных моделей. Они предлагали подходы, предложения и альтернативы, позволявшие решать стоящие перед современной уммой проблемы на основе следующих принципов:– вернуться к оригинальным
источникам Ислама - или фундаментальным понятиям, сформулированным в Коране и Сунне, - и избавиться от неточностей, искажений и утративших адекватный смысл интерпретаций;

– воспользоваться плодами научного прогресса и расширить горизонты мусульманского миропонимания;

– посредством иджтихада взяться за решение современных проблем, беспрецедентных для прошлых эпох.

Таким образом, пересмотр всего исламского дискурса с позиций обращения к «подлинности» Ислама, основанный на описанных выше подходах, зашел намного дальше, чем прямолинейная реакция первых реформаторов. Он стал источником вдохновения для целого поколения мыслителей, писателей и активистов, которые еще более расширили мусульманский кругозор и понимание окружающего мира.

Ко второй половине XX века неудача светских программ развития общества и национальных правительств стала очевидной. Одряхлевшие традиционные религиозные школы были вынуждены признать интеллектуальные течения нового формата единственно возможной исламской альтернативой современным идеологиям.

На этом пути были успехи и достижения. Хаос в Алжире и Афганистане, ограниченные успехи в Иране, Пакистане и Судане, провал исламских движений во многих мусульманских государствах, опыт мусульманских групп в Малайзии, Турции и Иордании создают новые условия и стимулы, которые толкают на проведение следующей фазы обновления.

Сегодня становится очевидным, что дискурс второго поколения современных мыслителей Ислама уже более неадекватен для решения вопросов, возникающих перед новыми поколениями мусульман. В настоящее время стоит необходимость двигаться от попыток примирения противоречий старины и современности посредством апеллирования к «подлинному Исламу» к конструированию современного исламского дискурса отвечающего критериям «подлинности».


Почему необходимо далее развивать дискурс «подлинного Ислама»?

Самая насущная проблема, стоящая перед мусульманами, имеет не политический или экономический характер, но заключается в кризисе нашего осмысления и изучения самих себя, Ислама, мусульман и человечества в целом. Какой-либо критический обзор внешних условий, симптомов или причин современного упадка исламского мира не представляет практической ценности до тех пор, пока его не будет предварять серьезный и глубокий самоанализ.