Файл: Контрольной работы Общественнокультурное развитие стран мусульманского Востока.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Становится ясно, что идейно-культурная среда играет критически важную роль в формировании сознания и в развитие человеческих характеров. Подсознательно, она питает умы предположениями, готовыми смысловыми схемами и нормами. Условия жизни направляют эмоции людей, влияют на них и формируют их пути развития.

Как правило, люди не размышляют особенно глубоко над аксиомами своих убеждений, однако многие обращают на них гораздо более пристальный взгляд во времена кризисов, серьезных вызовов эпохи или будучи подверженными крупному внешнему влиянию.5


1.3 Основные характеристики досуга в странах исламского мира



В подавляющем большинстве арабы - народ темпераментный, их душа жаждет зрелищ, острых ощущений, всплеска эмоций и выброса адреналина. Правда, Коран, как известно, запрещает азартные игры. Но выход между тем, что нельзя, и тем, что хочется, всегда можно найти.

Там, где запрещено казино, разрешены верблюжьи бега. Верблюд - благородное животное и самый верный друг арабов, так же как для россиян - собака. До недавнего времени верблюды кормили, поили, одевали, возили людей и грузы. Теперь еще и участвуют в скачках. Специалисты утверждают, что у верховых пород этих животных настолько быстрый бег, что ни с каким конем не сравнится.

Обычно бега проводятся в осенне-зимний период, с октября по апрель. Участники этого захватывающего действа преодолевают расстояния от 8 до 10 км, как правило, по круглому или овальному треку. Треки построены специально для этого необыкновенного зрелища. Бега устраивались раньше во время таких важных событий в жизни бедуинской общины, как свадьба, обрезание, дождь, а также во время визитов глав крупных племен. Кроме того, они могли быть результатом пари, вызова, в котором ра-зыгрывался престиж, уважение соплеменников, репутация. Сегодня это уже профессио-нальный вид спорта со своими правилами и организацией. Да и разведение беговых верблюдов превратилось в прибыльный бизнес, со своей инфраструктурой, огромным капиталом и теневыми сторонами. Правительство, государственные организации, банки и частные компании выделяют немалые средства на развитие этого вида спорта. Так же как и на конных скачках, порода и родословная верблюда имеют большое значение, в связи с чем владельцы животных прилагают все усилия, чтобы улучшить беговые качества питомцев. Цена высококлассного бегового верблюда может достигать один млн.долл.


Еще одно любимое увлечение восточной знати - скачки знаменитых арабских жеребцов. Когда рождается жеребенок от знаменитых производителей, знатоки собираются на специальный совет, чтобы записать имя новорожденного и родословную его матери. Этот важный документ скрепляют подписями и печатью, прячут в кожаный мешочек, который привязывают на шею жеребенку. Удивительно, но в условиях пустыни арабы всегда умели выращивать первоклассных скакунов. Сильные, легкие в беге, с независимым норовом - арабские кони не могут не вызывать заслуженное восхищение. Только не надо забывать, что в мусульманских странах никакого тотализатора на ипподромах нет и ставки на лошадей не делаются.

Но, пожалуй, самой главной страстью и престижным увлечением является соколиная охота. За некоторых боевых птиц на рынках Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Кувейта, Бахрейна, Катара и Омана дают столько же, сколько за автомобиль высшего класса. В Дубае есть даже соколиный центр, который включает в себя рынок, музей и специальную площадку для продажи ловчих птиц. В музее рассказывается об истории соколиной охоты на Аравийском полуострове, а специалисты демонстрируют навыки обученных соколов. Учитывая большое число туристов в ОАЭ, многие иностранцы могут воочию узнать о повадках и образе жизни соколов. В том же Дубае существует и больница для соколов с оборудованием для анестезии, сердечными стимуляторами и рентгеновскими аппаратами. Правда, непосредственно в ОАЭ сегодня такая охота запрещена - в целях сохранения поголовья пустынных животных, и любителям этого спорта приходится посещать другие страны, где есть пустыни.

Соколиная охота почти столь же древняя, как и сама охота. Во время того, как человек добывал себе пропитание, для более эффективного результата он стал использовать на охоте различных помощников среди животных. Ловчие птицы оказались самыми преданными и смышлеными. Только вот ухаживать за самими соколами надо постоянно, кормить их отборной пищей, следить за ходом линьки, устраивать на зиму и т. д. Не каждому это под силу из-за нехватки времени и финансов. В том числе и поэтому соколиная охота считается привилегией знати. В современном мире соколиная охота переживает период возрождения. Она считается более экологичной по сравнению с ружейной охотой, поскольку наносит природе несравнимо меньший ущерб.



Вообще, мужчины восточных стран очень любят различные спортивные состязания: будь то традиционные для региона верблюжьи бега или соколиная охота либо европейский футбол. К примеру, в Кувейте расположено шесть стадионов мирового класса, около двух десятков морских клубов. В ОАЭ множество теннисных кортов, гольф-клубов, яхт-клубов, футбольных полей, боулинг-клубов и дайв-центров. Здесь были осуществлены самые смелые проекты строительства, например, первый в мире крытый горнолыжный спуск в пустыне и один из самых больших аквапарков Азии. В Катаре, за счет приближенности к водам Персидского залива большинства населенных пунктов, особое место отведено водным видам спорта: подводному плаванию, всевозможным регатам, виндсерфингу.

Любителей же спокойного отдыха - как в арабских странах, так и в Турции - всегда можно застать в многочисленных кофейнях, где они курят кальян (наргиле), играют в нарды, пьют кофе и ведут неспешные разговоры обо всем. Чтобы выкурить полную чашечку фруктового табака, требуется не менее часа. Спешка не совместима с долгим разжиганием и смакованием экзотического вкуса. Курение кальяна давно превратилось в традиционный ритуал, собирающий людей вместе после суетного рабочего дня. На Востоке предложение выкурить кальян является важнейшим признаком доверия и расположения.

Для каждого посетителя управляющий заведением сам выбирает сосуд, и «заправляет» в него небольшое количество табака. Неотъемлемые части кальяна: мундштук, верхушка, трубка и сосуд, заполняющийся водой. Первые кальяны были сделаны в Индии, но своему современному внешнему виду они обязаны Турции. Позже османы-кочевники занесли культуру наргиле в арабские страны, где традиция настолько прижилась, что сегодня считается национальной гордостью. В течение веков сосуд постоянно усовершенствовался и получил не только функциональную, но и эстетическую ценность, став частью восточной культуры, истории и традиций.6


Заключение



Итак, можно сделать следующие выводы.

Двадцатый век принес с собой небывалые и стремительные перемены. Ими оказались затронуты все сферы человеческой жизни. Ближний Восток, т. е. арабскомусульманский ареал, испытал на себе эти перемены наравне со всем остальным миром.

В арабском мире разгорелись споры о сравнительной ценности модерна и аутентичности, понимаемой как верность самому себе.

Современному мусульманину приходится четко определять свое отношение к исламскому прошлому, ведь в основе модерна лежит принцип развития, который отвергает прошлое. Мусульманин сегодня живет в мучительном разрыве со своей до-современной историей, а переход к нынешним условиям жизни затруднен для него стремительностью перемен, нередко и чувством полной дезориентации, возникшим в то время, когда исламский мир потерпел политическое и духовное поражение от Запада, казавшегося непобедимым и вездесущим.


Проблема, которую мусульмане пытаются решить уже полтора столетия: как быть современным и при этом оставаться мусульманином? Выходов предлагалось множество. Одни, сочтя эту проблему неразрешимой, смирились с безрелигиозным миром или отреклись от веры. Те, кто остался верен исламу, предлагали три разных пути: возрождения (тадждид), реформизма (салафийя) и фундаментализма. "Фундаментализм" - термин, отражающий более общие идеологические процессы, применимый к иным религиям и светским идеологиям. Ко второй половине XX века неудача светских программ развития общества и национальных правительств стала очевидной. В настоящее время стоит необходимость двигаться от попыток примирения противоречий старины и современности посредством апеллирования к «подлинному Исламу» к конструированию современного исламского дискурса отвечающего критериям «подлинности».


Список используемых источников


исламский культура досуг

  1. Азарт по-арабски//Элита Татарстана. – 2008. – № 5 (84) – C. 66 – 67

  2. Кирабаев Н. С. О философских основаниях мусульманской культуры.// СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, - 2002. - № 12. – С. 316 – 323.

  3. Малашенко А. В. Исламские ориентиры Северного Кавказа. –М.: Гендальф, 2001. — 180 с.

  4. Муслим Абд уль-Хакк. Фундаментализм и «исламская подлинность»/ Междунароный форум исламского диалога IslamXXI. – Режим доступа: [http://www.islam.ru/pressclub/analitika/fuispod/].

  5. Хопвуд Д. Культура современности в исламе и на Ближнем Востоке. //Отечественные записки. – 2003. - № 5. – Электронная версия журнала. – Режим доступа: [http://www.strana-oz.ru/?numid=14&article=682#s*].

  6. Шишова Н. В. История и культурология. - М.: Логос, 2002. - 456 с.



1 Кирабаев Н. С. О философских основаниях мусульманской культуры.// СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, - 2002. - № 12. – с. 316 

2 Шишова Н. В. История и культурология. - М.: Логос, 2002. - с 168

3 Хопвуд Д. Культура современности в исламе и на Ближнем Востоке. //Отечественные записки. – 2003. - № 5. – Электронная версия журнала. – Режим доступа: [http://www.strana-oz.ru/?numid=14&article=682#s*].

4 Малашенко А. В. Исламские ориентиры Северного Кавказа. –М.: Гендальф, 2001. — с. 48

5 Муслим Абд уль-Хакк. Фундаментализм и «исламская подлинность»/ Междунароный форум исламского диалога IslamXXI. – Режим доступа: [http://www.islam.ru/pressclub/analitika/fuispod/].

6 Азарт по-арабски//Элита Татарстана. – 2008. – № 5 (84) – с. 67