Файл: Реферат Сущность прокурорского надзора в рф содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 212

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Прокурорский надзор реферат

Сущность прокурорского надзора в РФ

Содержание

Введение 3

1. Понятие, особенности и задачи прокурорского надзора. 5

2. Общий надзор органов прокуратуры 6

3. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов 9

4. Полномочия прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина 11

Заключение 14

Список использованных источников 16


Введение



Прокуратура во множестве государств – совокупность государственных органов, которые осуществляют надзор за раскрытием уголовных преступлений, и представляют государство в судебном делопроизводстве.

Прокуратура в РФ – единая совокупность федеральных органов, выполняющих от имени Российской Федерации надзорную функцию по контролю за соблюдением и выполнением норм, закрепленных в Конституции РФ, НПА, действующих на территории федерации и ее субъектах.

При этом прокуратура выполняет и другие правоохранительные функции: осуществляет надзорную деятельность за расследованием преступлений, ведет следствие, от имени федерации выступает обвинителем в суде, применяет карательные меры гражданской и административной ответственности, и соответственно, принимает участие в гражданском судопроизводстве, с целью обеспечить защиту интересов страны и прав граждан, осуществляет контроль за тюрьмами.

Функция надзора наиболее полноценно выражает специфику деятельности органов прокуратуры. Являясь ведущей и определяющей, надзорная функция оказывает значимое влияние на реализацию иных функций прокуратуры.

Прокурорский надзор – это независимая и обособленная государственная деятельность, осуществляемая некоторым субъектом, то есть единой системой центральных органов прокуратуры, которая осуществляет контроль за выполнением юридических норм и соблюдением законов по всем регионам. Прокурорский надзор, как национальный вид деятельности, имеет свою особую тему.

Концепция прокурорского надзора тесно связано с принципом легитимности, так как легитимность обеспечивается прокурорами, контролирующими действующее законодательство во всех сферах жизни общества и страны. Суть верховенства права заключается в том, что все субъекты правоотношений строго и неукоснительно соблюдают действующее законодательство. Прокурорский надзор обеспечивает такое последовательное и строгое соблюдение и исполнение законов. Унификация правопорядка на всей территории России требует равного понимания и обеспечения его соблюдения, и прокуратура является единственным государственным учреждением, способным обеспечить такое объединение. Для этого оно создано, что является его главной задачей.


Актуальность данного исследования зависит от роли прокуратуры в российском государственном механизме, который в основном отвечает за мониторинг легитимности надзора.

Целью данной работы является изучение основных направлений деятельности прокуратуры России - прокурорского надзора, его правовых основ, вида и содержания.

Эта цель достигается с помощью следующих задач:

  1. изучить систему и основные принципы организации и деятельности прокуратуры в современных условиях;

  2. рассмотреть следственный и прокурорский отдел;

  3. исследовать основные меры прокурорского реагирования на незаконные действия.

Объектом исследования выступает прокурорский надзор как особый вид государственной деятельности по защите правопорядка.

Предмет исследования составили НПА Российской Федерации, которые обеспечивают основу и порядок осуществления полномочий прокурора.


1. Понятие, особенности и задачи прокурорского надзора.



В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре РФ», прокуратура РФ осуществляет надзор за неукоснительным исполнением законов федеральными министерствами, государственными органами и комитетами, службами и другими федеральными органами исполнительной и законодательной власти. Включая контроль за представительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, контрольными органами, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также соблюдение правовых актов, которые они издают. Этот надзор является одним из основных направлений деятельности органов прокуратуры и называется общим надзором.

Надзорная деятельность прокуратуры, имеет важное значение для определения ее отношений с другими органами власти. В российских условиях прокуратура с юридической точки зрения затрагивает все ветви власти и реализует функции одного из элементов системы. В то же время она способствовала взаимодействию и координации между различными правительственными ведомствами. Все они заинтересованы в соблюдении и укреплении правопорядка. И призывают прокуратуру обеспечивать это. Без верховенства закона государство не может быть сильным и не может успешно выполнять свои властные функции.

Суть и цель надзора за исполнением законов главным образом заключается в том, что органы прокуратуры контролируют точное и единообразное применение законов в области исполнительной власти. В этой области местному населению обычно разрешается выступать против прокуроров с целью устранения юридических нарушений, препятствовать их появлению и устранению этих нарушений. В этой области государственного управления необходимо обеспечить действительно точное и единообразное понимание и применение закона. Несмотря на местные различия и конфликты влияния из любого места и сектора, инструкции законодателей должны быть твердо выполнены.



Органы прокуратуры осуществляют надзор за выполнением законов в области исполнительной власти с целью полного удовлетворения потребностей граждан, повышения их материального благосостояния, обеспечения их прав и законных интересов, и содействия выполнению задач, стоящих перед обществом и государством. Другими словами, «прокуроры вместе с другими органами и организациями осуществляют власть в области общего надзора и решают политические, национальные, экономические, социальные, этнические и культурные проблемы».

2. Общий надзор органов прокуратуры



Надзорная деятельность органов прокуратуры включает в себя множество областей или отраслей, одной из которых является общий надзор.

Темами регулирования являются:

  1. Соблюдать Конституцию Российской Федерации и представлять законодательные и административные полномочия государства в Российской Федерации, федеральных министерствах, государственных комиссиях, сервисных агентствах и иных федеральных административных органах, субъектах Российской Федерации, органах местного самоуправления, военных органах власти, контрольных органах. Кроме того, реализация существующих законов в органах власти, его должностных лицах, органах управления и руководителях коммерческих и некоммерческих организаций;

  2. Соблюдать законы и правила, изданные органами и должностными лицами.

Прокуратура не следит за действиями правительства Российской Федерации. Это прерогатива конституционного контроля. Однако, если решение, принятое Правительством Российской Федерации, противоречит Конституции Российской Федерации и ее законам, Генеральный прокурор имеет право информировать Президента Российской Федерации по этому вопросу.

Прокуратура имеет ряд полномочий, позволяющих прокурору оперативно реагировать на нарушения в административном управлении, принимать меры по устранению причин и условий нарушений, восстанавливать права, которые были нарушены, и привлекать виновных к ответственности.

Полномочия прокурора по общему надзору содержатся в ст. 22 - 27 Закона о прокуратуре РФ. Согласно его полномочиям, после предъявления официального удостоверения он имеет право свободно входить на территорию и в помещения объекта надзора для проверки его соответствия закону, требовать от должностных лиц объектов надзора предоставления необходимых документов, материалов, статистики и другой информации, в том числе актов, изданных ими с нарушением закона.


Прокуроры имеют право требовать назначения экспертов от должностных лиц для выяснения возникающих вопросов, требующих специальных знаний, для проведения проверок и ревизий деятельности организаций, предприятий и учреждений, контролируемых или связанных с ними, на основе информации о незаконных действиях. Должностные лица, которые получают запросы прокуратуры на проведение проверок и ревизий, обязаны немедленно приступить к исполнению.

В рамках общей деятельности по контролю, прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и другие сообщения о нарушениях прав человека, гражданских прав и свобод, а также принимает меры по пресечению и предотвращению нарушений этих прав человека и свобод, привлекает к ответственности виновных в нарушениях закона.

На основании информации, полученной о нарушении закона, прокуратура проверяет соблюдение закона, законность правовых актов, изданных поднадзорными объектами, и нарушение прав и свобод граждан.

Если закон нарушен, прокурор должен реагировать соответствующим образом. Закон предусматривает четыре формы реагирования прокуроров на нарушения.

В общей деятельности по надзору прокуроры протестуют против юридических нарушений закона.

Прокурорский надзор – это особый вид государственной деятельности. Является универсальным, относясь ко всем отношениям, предусмотренным страной и законом.

Цели прокурорской деятельности заключаются в том, чтобы обеспечить:

  1. верховенство закона;

  2. унификацию и укрепление законности;

  3. защиту прав и свобод людей и граждан;

  4. интересы общества и граждан, защищенные законом.

Легитимность государства зависит от государства в исполнительно-распорядительной деятельности. Когда она здесь низкая, есть основания говорить о саботаже, кризисе верховенства закона, даже если другие отделы государственного механизма строго придерживаются правовых требований. „ Если есть много фактов, что полиция незаконно задерживала граждан, конфисковала имущество, использовала огнестрельное оружие без достаточных правовых оснований, убивала и ранила людей, а также когда квартиры не были распределены в соответствии с установленными правилами и т.д. Тогда даже при самом строгом соблюдении законов судебной администрации общее состояние взаимоотношений между государством и негосударственными гражданами не будет существенно затронуто прокурорско-правительственной организацией.


Легитимность исполнительной власти лежит в основе всей законности страны.

Именно этот вопрос требует всех методов обеспечения верховенства закона в деятельности органов исполнительной власти.

Одной из основных областей деятельности прокурора является надзор за учреждениями, занимающимися следственной деятельностью, расследованиями и предварительными расследованиями, поэтому Канцелярия Прокурора структурирована и имеет необходимые отделы на всех уровнях системы прокуратуры.

3. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов



Надзор за точным и единообразным исполнением законов является единственной целью судебного преследования. Прокуратура является единственным государственным органом в стране, который выполняет эти функции.

Прокурорский надзор является одной из самостоятельных форм государственной деятельности и других государственных ведомств (законодательных, исполнительных и судебных). Закон «О прокуратуре Российской Федерации» прямо указывает на эту ситуацию. Независимо от федеральных государственных органов, национальных органов власти субъектов Российской Федерации, местных органов власти и общественных объединений прокуратура осуществляет свои полномочия в пределах своей компетенции и строго в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (п.2 ст.4 Закона). В рамках национальных механизмов прокуратура выполняет только специальные функции, которые являются уникальными для нее, а ее происхождение и характер полномочий не включены в структуру власти, административную или судебную. Судебный и прокурорский надзор являются самостоятельными видами государственной деятельности и осуществляются в определенной форме различными и не подчиненными друг другу органами.

Чтобы уточнить характер и особенности прокурорского надзора, он должен быть ограничен другими видами надзора и контроля со стороны других государственных органов. Дело в том, что контроль за легитимностью делегирован различным органам власти и управления.

Использование термина «контроль» означает, что он больше и полнее, чем надзор, поскольку он также включает в себя способность соответствующих вышестоящих контрольных органов не только контролировать закон и предлагать ликвидацию незаконных действий, но и устранять их своей властью. Эти полномочия принадлежат, например, местным органам власти и руководящим органам, всем национальным органам, действующим на соответствующей территории, государственным и частным организациям, контролирующим соблюдение законности.