ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основные данные о работе
Версия шаблона | 3.1 |
Вид работы | Эссе |
Название дисциплины | Зоопсихология и сравнительная психология (курс 1) |
Тема | Роль игровой активности для развития животных |
Фамилия | Улизкина |
Имя | Олеся |
Отчество | Геннадиевна |
№ контракта | ID 04100120002 |
Основная часть
Роль игровой активности для развития животных
Игра у животных происходит в то время, когда другие формы поведения, необходимые для выживания, такие как кормление или бегство от хищников, не являются необходимыми.
Детеныши млекопитающих проводят большую часть своего времени в играх. Их игры представляют собой сложные поведенческие модели, которые в совокупности представляют основное содержание поведения молодых животных до наступления половой зрелости. Взрослые тоже иногда играют, но с возрастом их потребность в этом уменьшается.
Игра с животными включает в себя широкий спектр действий, от двигательного поведения, смешанного со стереотипами, такими как кормление, сексуальное и оборонительное поведение, до сложных, а иногда и уникальных сценариев, придуманных и спланированных в соответствии с ситуацией. Игры животных давно привлекают внимание исследователей, но, тем не менее, остаются малоизученными. Позиция каждого периода по этому вопросу может быть в основном обобщена в двух концепциях, впервые выдвинутых Г. Спенсером и К. Грусом в прошлом веке.
Очевидно, что полноценная теория игр животных требует синтеза лучших аспектов обеих концепций. Тем не менее, до сих пор одни исследователи решительно отрицают функциональное значение игр детенышей животных для формирования поведения взрослых, а другие, напротив, находят в них весь смысл игр. При этом негативные оценки часто сопровождаются ссылками на возможность созревания взрослого поведения без физической активности в подростковом возрасте. Так, известный голландский психолог животных Ф. Бойтендейкке выступил против концепции Грусса, утверждая, что игра имеет непосредственное значение для играющего и лишь приводит его в положительное эмоциональное состояние, но не для его будущего. По мнению Бойтендейкке, инстинктивное поведение созревает независимо от физических упражнений, и если есть практика определенного поведения, то это не игра; Д.Б. Эрконин критиковал концепцию Бойтендейкке, указывая, в частности, на то, что Бойтендейкке недооценивает временную разведывательную функцию игры.
В этой связи уместно сослаться на предположение Эльконина о том, что игра предотвращает чрезмерное раннее закрепление инстинктивных форм деятельности и развивает все афферентные двигательные системы, необходимые для ориентации в сложной и изменчивой среде. Торп также рассматривает игру как молодежное движение. По мнению Торпа, игра помогает развить навыки общения с животными и познания окружающего мира. Торп придает особое значение манипулированию предметами.
Прямые экспериментальные доказательства важности игры в формировании поведения взрослых были получены рядом исследователей. Например, уже в последние два десятилетия было установлено, что сексуальная игра у молодых шимпанзе является необходимым условием для спаривания во взрослом возрасте (исследование Г. Бингхэма). С тех пор этот факт неоднократно подтверждался Ф.А. Бичем и известным исследователем поведения обезьян Г.В. Ниссеном, который даже заявил, что сексуальное поведение обезьян в основном обусловлено обучением, а не инстинктивными принципами. Аналогично, совместная игра готовит молодых обезьян к будущей жизни в отряде (исследования Г. Харлова, С. Дж. Суоми и др.). Экспериментально было показано, что самцы норок также обучаются поведению, связанному с репродуктивным поведением, через сексуальную активность. В частности, это относится к ухаживанию и подготовке к спариванию. Само спаривание формируется у них скорее из врожденных движений и игрового опыта, накопленного молодыми самцами при взаимодействии со зрелыми самками.
Очень интересными были данные, полученные Ниссеном совместно с К.Л. Чоу и Дж. Семмесом. Эти экспериментаторы лишали детенышей шимпанзе возможности играть с предметами, не ограничивая их движения рук, особенно кистей и пальцев. Впоследствии они обнаружили, что не только способность пользоваться руками, но и координация движений была очень несовершенной. Обезьяны значительно отстают от нормальных обезьян в способности хватать и трогать предметы, неспособности (или очень неточной локализации) локализовать руками тактильные стимулы на поверхности тела и в целом крайне неуклюжих движениях всех рук. Характерно, что в отличие от других обезьян, они не могли цепляться или тянуться к своим товарищам по грумингу. Поиск, важная форма коммуникации, характерная для приматов, также полностью отсутствовала.
Важно также отметить, как будет сказано ниже, что во время игры развивается и совершенствуется не чисто взрослое поведение, а его сенсомоторный компонент. В целом, игра, основанная на врожденной инстинктивной основе, служит для развития и обогащения инстинктивных компонентов поведения сама по себе и содержит элементы обязательного и необязательного обучения. Пропорция этих элементов может варьироваться в конкретных случаях.
Игры бывают практически всех типов. Обычно они включают в себя все элементы выслеживания, преследования, подкрадывания, бега, прыжков и охоты на добычу. Важным элементом подвижных игр является игра, например, драки и борьба. Часто бывает невозможно распознать такое поведение как игру и отличить настоящие драки от игровых. Это происходит потому, что игровые драки с большей вероятностью перерастут в реальные столкновения, если один из них причинит боль другому.
Манипулятивные" игры встречаются не только у млекопитающих, но и у птиц. И в дикой природе, и в неволе молодые вороны были замечены за активным манипулированием различными непищевыми предметами.
Игра с манипулированием добычей является особым видом такой игры и неотъемлемой частью формирования охотничьего поведения у молодых млекопитающих, ищущих добычу. Котята разных пород кошек играют с живой, мертвой и искусственной добычей. Эти игры отличаются от реальных охотничьих навыков тем, что представляют собой серию отдельных элементов, незавершенных или высокой интенсивности. Интересно, что в отличие от многих других животных, кошки остаются активными и игривыми и во взрослом возрасте.
В целом, однако, можно сказать, что игровая деятельность завершает длительный и очень сложный процесс формирования поведенческих компонентов, начинающийся с эмбриональной координации, за которым следует созревание врожденной двигательной координации и накопление раннего опыта в постнатальный период, вплоть до формирования и завершения высших уровней двигательной координации. Этот заключительный этап моторного развития представлен игрой. Подводя итог, можно сделать вывод, что игровая активность у животных проявляется в разных формах и выполняет разные функции.
Прежде всего, это функция формирования поведения, физической подготовки навыков, необходимых в будущем, таких как охота, самооборона и борьба. Игра также выполняет когнитивную функцию, способствуя изучению окружающей среды и приобретению знаний о законах и явлениях окружающего нас мира.
Третьей функцией игры у животных является накопление широкого спектра переживаний как личности, в первую очередь опыта взаимодействия с другими людьми, который впоследствии будет использоваться в различных жизненных ситуациях.
Список использованных интернет-ресурсов
№ п/п | наименование интернет-ресурса | Ссылка на конкретную используемую страницу интернет-ресурса |
11 | игры животных | https://bio.1sept.ru/article.php?ID=200501305 |
2 2 | особенности игровой деятельности у животных | https://studwood.net/2047047/psihologiya/osobennosti_igrovoy_deyatelnosti_zhivotnyh |
3 3 | роль игровой деятельности в развитии животных | https://bio.bobrodobro.ru/10947 |