ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, даже если в процентном отношении к общему населению крестьянство в будущем сократится.
Отношение Булгакова к марксизму гораздо сложнее. Само собой разумеется, что марксизм для пего - "отвлеченное начало". Не столь уж удивительна и сама постановка им вопроса о К. Марксе как "религиозном типе". Нельзя не согласиться с мнением П. С. Страхова, что понятие религиозности Булгаков сплошь и рядом трактует предельно широко, хотя В. И. Ленин, высмеивая Булгакова как автора понятия "атеистической религии", слегка ошибся адресом (его автором в действительности является материалист Геккель), сам Булгаков, обычно довольно чувствительный ко всякого рода логическим противоречиям, нередко употребляет это словосочетание, не считая его, по-видимому, contradictio in adjecto.
В связи с этим исследование личности К. Маркса, предпринятое Булгаковым, следует признать весьма актуальным. Отметим, между прочим, что пристальное внимание к той или иной личности тоже вполне традиционно для русской культуры. Нигде в мире, наверное, внимание читателей не привлекает личность поэта, писателя, философа и вообще любого, чье слово получает значительный общественный вес, в той степени, как в России. Именно поэтому так популярны и любимы у нас всякого рода беллетризованные и научные биографии. Здесь не место анализировать причины этого явления. Достаточно указать на него, чтобы убедиться, что Булгаковым в его очерке о К. Марксе движет не озлобление "ревизиониста", а более благородные мотивы.
К числу открытий Булгакова следует отнести тот факт, что за стремлением к канонизации К. Маркса он увидел не научную или иного рода недобросовестность, а имманентную закономерность самого марксизма. С одной стороны, Булгаков признает, что "экономический материализм" "насквозь этичен", с другой - замечает, что он "чужд всякой этики". Может показаться, что это конечное противоречие самого Булгакова, но мы склонны думать, что здесь он обнаружил диалектическое противоречие самого марксизма, содержащее в себе возможность и дальнейшего творческого развития, и (если его "не замечать") самого тяжкого "застоя".
Одна из современниц Булгакова, знакомая с ним в пору его философского расцвета, пишет, что "цельного представления о его мировоззрении" у нее никогда не было. "Причина может быть и в том, что цельности не было и в нем самом". Булгакову "не хватало мужества пристрастий - или же оно давалось ему нелегко
, с мукой". Это пишет Евгения Герцык, сестра поэтессы Аделаиды Герцык, чей муж - Д. Жуковский был довольно видным книгоиздателем. И только с принятием священства, только "переквалифицировавшись" из философа в богослова, Булгаков обрел и "цельность мировоззрения", и "мужество пристрастий", которых ему недоставало. Теперь уже и собственное философское творчество представлялось ему предварительной ступенью к богословию, своего рода "богословской пропедевтикой". Недаром же он писал: "Философский идеализм есть необходимый путь к религии, представляет станцию, которой не может миновать современный человек в своем стремлении к религиозному мировоззрению".
“Христиане должны стремиться к усовершенствованию социального строя” С.Н.Булгаков.
Христианский социализм сочетается только со второй политической моделью, и он имеет два основных измерения.
1. Либеральное измерение, основанное на ориентации на уважение к каждому человеку как сотворённому по образу и подобию Бога, к его свободе с соответствующей поддержкой таких социально-политических структур, которые не допускают надругательство над человеком. Либерализм здесь понимается как культура уважения к внешней свободе человека, не нарушающей свобод других людей. Закон предотвращает такие нарушения. Сущностью права здесь полагается свобода.
2. Социальное измерение, основанное на организованной заботе о слабых членах общества.
С.Н.Булгаков писал: “Православная Церковь de facto определила своё отношение к социальному вопросу. Правда, доселе так и не было дано ‘вероучительного определения’ о природе социализма ни в русской церкви, ни во вселенском православии. Но социализм, как социально-экономическая доктрина, вовсе и не является вопросом вероучения”. С.Булгаков считал, что “цель социализма, понятая как осуществление социальной справедливости, защиты слабых, борьбы с бедностью, безработицей, эксплуатацией, — в такой степени нравственно самоочевидна, что разногласие может быть только относительно практической целесообразности или осуществимости тех или иных мероприятий”.
Наиболее ярко С.Булгаков представил свои взгляды на социальный вопрос в его статье “Неотложная задача” ( журнал “Вопросы жизни”, 1905, сент.). Там говорится:
“По учению христианства история есть богочеловеческий процесс, в котором собирается и организуется единое человечество, ‘тело Христово’. Для этой задачи мало одних усилий личного усовершенствования и душеспасительства, но необходимо воздействие и на общественные формы и на внешние отношения людей между собою,
необходима не только личная, но и социальная мораль, т.е. политика. Политика есть средство внешнего устроения человечества, и в этом смысле средство хотя и преходящего значения, но неоспоримой важности. Для того, чтобы отрицать политику и общественность, нужно отрицать историю, а для того, чтобы отрицать значение истории, нужно отрицать и человечество, как целое, рассыпая его единое тело на атомы — отдельные личности; наконец, отрицая целокупное человечество, неизбежно приходится отрицать, в конце концов, Христа и христианство. Отсюда вывод: христианин не может и не должен быть индифферентен к задачам политики и общественности, выдвигаемым современностью”.
Более того, С.Булгаков во многих работах утверждает по-христиански понятый западный правовой либерализм, в основе которого лежит уважение к человеческой личности, сотворённой по образу и подобию Бога.
С.Н. Булгаков в 1905г. жестко критиковал современный ему капитализм. Он призывал к общности имуществ, которая была характерна для благодатно-анархического коммунизма первых христиан. Но он решительно отвергал тотальную якобы необходимую связь христианской экономики с христианской общиной (по аналогии с церковным хозяйством в монастырях).
С.Н.Булгаков понимал социализм как необходимое условие для материального благоустройства людей, называя такой социализм “нейтральным”, понимая его как “социальную технику”, в противоположность социализму “научному”, как идеологизированной псевдорелигии.
Важно заметить, что концепция христианского социализма включает в себя признание общечеловеческих ценностей. “Противопоставляясь в том, в чем существует глубокая и непримиримая противоположность между христианским и языческим отношением к социализму, не следует без крайней необходимости разъединяться в том, что соединяет, является общим, и в преследовании таких объективных задач следует идти в стройной армии прогресса, в общих рядах социализма, ибо в социализме как хозяйственной организации содержится христианская идея, заложено организующее начало социальной любви”[16]. На практике это означает открытость Церкви к сотрудничеству со всеми людьми доброй воли.
Сущность христианского социализма, таким образом, состоит в концептуальном сочетании “правды социализма” и христианской этики. Это, по сути дела, христианская социальная этика, лежащая в основе
Социального Учения Католической Церкви, да и в основе Основах Социальной Концепции РПЦ МП (в разных степенях разработанности соответственно).
Социально – исторический процесс является открытием абсолюта, что выражается в трагическом столкновении земного и небесного градов. Такую стратегию нельзя преодолеть, но ее можно смягчить, чему и служит социальная наука.
Булгаков говорит о том, что центральной проблемой социофилософии является вопрос об отношении Бога и мира, Бога и человека. Другими словами, социофилософия Булгакова пытается найти ответ на вопрос о природе души и мира через неразрывное общение человека с человеком.
Булгаков считает задачей социальной науки установление и трактовку действительности, которая представляет собой арену нравственной действительности. Истинность науки можно обосновать ее софийностью, она возможна благодоря организующей силе Софии.
Булгаков при этом настаивает на четком разграничении пределов «социологического разума» и выявлении того, что не может быть познано. Социология при этом не открывает никаких законов, она лишь выявляет некоторые тенденции.
Необходимо отметить, что в критике социологического разума Булгаков подчеркивает методологическую условность всех социологических истин, которые существуют в современной науке.
Считаю, что с при изучении задач мы достигли изучению цели данной работы.
1. https://cheloveknauka.com/sotsiologicheskaya-kontseptsiya-s-n-bulgakova
2. https://studref.com/583993/sotsiologiya/sotsiologiya_nauka
3. https://biographe.ru/uchenie/sergej-bulgakov
4. https://studref.com/583991/sotsiologiya/zhiznennyy_tvorcheskiy_put_bulgakova
5. https://fb.ru/article/250503/bulgakov-sergey-nikolaevich-russkiy-filosof-bogoslov-pravoslavnyiy-svyaschennik-biografiya
6. https://portalus.ru/modules/economics/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1100632014&archive=1120044529&start_from=&ucat=&
7. https://reosh.ru/xristianskij-socializm-prot-sergiya-bulgakova.html
8. https://spravochnick.ru/sociologiya/sergey_nikolevich_bulgakov_kak_sociolog/
Отношение Булгакова к марксизму гораздо сложнее. Само собой разумеется, что марксизм для пего - "отвлеченное начало". Не столь уж удивительна и сама постановка им вопроса о К. Марксе как "религиозном типе". Нельзя не согласиться с мнением П. С. Страхова, что понятие религиозности Булгаков сплошь и рядом трактует предельно широко, хотя В. И. Ленин, высмеивая Булгакова как автора понятия "атеистической религии", слегка ошибся адресом (его автором в действительности является материалист Геккель), сам Булгаков, обычно довольно чувствительный ко всякого рода логическим противоречиям, нередко употребляет это словосочетание, не считая его, по-видимому, contradictio in adjecto.
В связи с этим исследование личности К. Маркса, предпринятое Булгаковым, следует признать весьма актуальным. Отметим, между прочим, что пристальное внимание к той или иной личности тоже вполне традиционно для русской культуры. Нигде в мире, наверное, внимание читателей не привлекает личность поэта, писателя, философа и вообще любого, чье слово получает значительный общественный вес, в той степени, как в России. Именно поэтому так популярны и любимы у нас всякого рода беллетризованные и научные биографии. Здесь не место анализировать причины этого явления. Достаточно указать на него, чтобы убедиться, что Булгаковым в его очерке о К. Марксе движет не озлобление "ревизиониста", а более благородные мотивы.
К числу открытий Булгакова следует отнести тот факт, что за стремлением к канонизации К. Маркса он увидел не научную или иного рода недобросовестность, а имманентную закономерность самого марксизма. С одной стороны, Булгаков признает, что "экономический материализм" "насквозь этичен", с другой - замечает, что он "чужд всякой этики". Может показаться, что это конечное противоречие самого Булгакова, но мы склонны думать, что здесь он обнаружил диалектическое противоречие самого марксизма, содержащее в себе возможность и дальнейшего творческого развития, и (если его "не замечать") самого тяжкого "застоя".
Одна из современниц Булгакова, знакомая с ним в пору его философского расцвета, пишет, что "цельного представления о его мировоззрении" у нее никогда не было. "Причина может быть и в том, что цельности не было и в нем самом". Булгакову "не хватало мужества пристрастий - или же оно давалось ему нелегко
, с мукой". Это пишет Евгения Герцык, сестра поэтессы Аделаиды Герцык, чей муж - Д. Жуковский был довольно видным книгоиздателем. И только с принятием священства, только "переквалифицировавшись" из философа в богослова, Булгаков обрел и "цельность мировоззрения", и "мужество пристрастий", которых ему недоставало. Теперь уже и собственное философское творчество представлялось ему предварительной ступенью к богословию, своего рода "богословской пропедевтикой". Недаром же он писал: "Философский идеализм есть необходимый путь к религии, представляет станцию, которой не может миновать современный человек в своем стремлении к религиозному мировоззрению".
3. Христианский социализм С.Н.Булгакова
“Христиане должны стремиться к усовершенствованию социального строя” С.Н.Булгаков.
Христианский социализм сочетается только со второй политической моделью, и он имеет два основных измерения.
1. Либеральное измерение, основанное на ориентации на уважение к каждому человеку как сотворённому по образу и подобию Бога, к его свободе с соответствующей поддержкой таких социально-политических структур, которые не допускают надругательство над человеком. Либерализм здесь понимается как культура уважения к внешней свободе человека, не нарушающей свобод других людей. Закон предотвращает такие нарушения. Сущностью права здесь полагается свобода.
2. Социальное измерение, основанное на организованной заботе о слабых членах общества.
С.Н.Булгаков писал: “Православная Церковь de facto определила своё отношение к социальному вопросу. Правда, доселе так и не было дано ‘вероучительного определения’ о природе социализма ни в русской церкви, ни во вселенском православии. Но социализм, как социально-экономическая доктрина, вовсе и не является вопросом вероучения”. С.Булгаков считал, что “цель социализма, понятая как осуществление социальной справедливости, защиты слабых, борьбы с бедностью, безработицей, эксплуатацией, — в такой степени нравственно самоочевидна, что разногласие может быть только относительно практической целесообразности или осуществимости тех или иных мероприятий”.
Наиболее ярко С.Булгаков представил свои взгляды на социальный вопрос в его статье “Неотложная задача” ( журнал “Вопросы жизни”, 1905, сент.). Там говорится:
“По учению христианства история есть богочеловеческий процесс, в котором собирается и организуется единое человечество, ‘тело Христово’. Для этой задачи мало одних усилий личного усовершенствования и душеспасительства, но необходимо воздействие и на общественные формы и на внешние отношения людей между собою,
необходима не только личная, но и социальная мораль, т.е. политика. Политика есть средство внешнего устроения человечества, и в этом смысле средство хотя и преходящего значения, но неоспоримой важности. Для того, чтобы отрицать политику и общественность, нужно отрицать историю, а для того, чтобы отрицать значение истории, нужно отрицать и человечество, как целое, рассыпая его единое тело на атомы — отдельные личности; наконец, отрицая целокупное человечество, неизбежно приходится отрицать, в конце концов, Христа и христианство. Отсюда вывод: христианин не может и не должен быть индифферентен к задачам политики и общественности, выдвигаемым современностью”.
Более того, С.Булгаков во многих работах утверждает по-христиански понятый западный правовой либерализм, в основе которого лежит уважение к человеческой личности, сотворённой по образу и подобию Бога.
С.Н. Булгаков в 1905г. жестко критиковал современный ему капитализм. Он призывал к общности имуществ, которая была характерна для благодатно-анархического коммунизма первых христиан. Но он решительно отвергал тотальную якобы необходимую связь христианской экономики с христианской общиной (по аналогии с церковным хозяйством в монастырях).
С.Н.Булгаков понимал социализм как необходимое условие для материального благоустройства людей, называя такой социализм “нейтральным”, понимая его как “социальную технику”, в противоположность социализму “научному”, как идеологизированной псевдорелигии.
Важно заметить, что концепция христианского социализма включает в себя признание общечеловеческих ценностей. “Противопоставляясь в том, в чем существует глубокая и непримиримая противоположность между христианским и языческим отношением к социализму, не следует без крайней необходимости разъединяться в том, что соединяет, является общим, и в преследовании таких объективных задач следует идти в стройной армии прогресса, в общих рядах социализма, ибо в социализме как хозяйственной организации содержится христианская идея, заложено организующее начало социальной любви”[16]. На практике это означает открытость Церкви к сотрудничеству со всеми людьми доброй воли.
Сущность христианского социализма, таким образом, состоит в концептуальном сочетании “правды социализма” и христианской этики. Это, по сути дела, христианская социальная этика, лежащая в основе
Социального Учения Католической Церкви, да и в основе Основах Социальной Концепции РПЦ МП (в разных степенях разработанности соответственно).
Вывод
Социально – исторический процесс является открытием абсолюта, что выражается в трагическом столкновении земного и небесного градов. Такую стратегию нельзя преодолеть, но ее можно смягчить, чему и служит социальная наука.
Булгаков говорит о том, что центральной проблемой социофилософии является вопрос об отношении Бога и мира, Бога и человека. Другими словами, социофилософия Булгакова пытается найти ответ на вопрос о природе души и мира через неразрывное общение человека с человеком.
Булгаков считает задачей социальной науки установление и трактовку действительности, которая представляет собой арену нравственной действительности. Истинность науки можно обосновать ее софийностью, она возможна благодоря организующей силе Софии.
Булгаков при этом настаивает на четком разграничении пределов «социологического разума» и выявлении того, что не может быть познано. Социология при этом не открывает никаких законов, она лишь выявляет некоторые тенденции.
Необходимо отметить, что в критике социологического разума Булгаков подчеркивает методологическую условность всех социологических истин, которые существуют в современной науке.
Считаю, что с при изучении задач мы достигли изучению цели данной работы.
Литература
1. https://cheloveknauka.com/sotsiologicheskaya-kontseptsiya-s-n-bulgakova
2. https://studref.com/583993/sotsiologiya/sotsiologiya_nauka
3. https://biographe.ru/uchenie/sergej-bulgakov
4. https://studref.com/583991/sotsiologiya/zhiznennyy_tvorcheskiy_put_bulgakova
5. https://fb.ru/article/250503/bulgakov-sergey-nikolaevich-russkiy-filosof-bogoslov-pravoslavnyiy-svyaschennik-biografiya
6. https://portalus.ru/modules/economics/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1100632014&archive=1120044529&start_from=&ucat=&
7. https://reosh.ru/xristianskij-socializm-prot-sergiya-bulgakova.html
8. https://spravochnick.ru/sociologiya/sergey_nikolevich_bulgakov_kak_sociolog/