Файл: Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения (воспитания).docx
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 174
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБПОУ ВО «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Педагогика»
на тему: «Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения (воспитания)»
Выполнил: студент 2 курса 702 группы
заочного отделения 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»
Мирсаидова Виктория Владимировна Руководитель: Горбылева И.А.
Курсовой проект защитил с оценкой___________________________
«______»__________2022 г.
Воронеж, 2023 год
Оглавление
Основы развития творческих способностей младших школьников. 6
Понятие творческой деятельности в научной литературе 6
Моделирование как метод творческой деятельности 14
Особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте 17
Вывод 27
Заключение 30
Список литературы 31
Введение
На протяжении многих лет проблема развития творческих способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания – философии, педагогики, психологии, лингвистики и других. Это связано с постоянно возрастающими потребностями современного общества в активных личностях, способных ставить новые проблемы, находить качественные решения в условиях неопределенности, множественности выбора, постоянного совершенствования накопленных обществом знаний. В настоящее время развитие творческой одаренности учащихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию. Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Объем информации удваивается каждые два года. Знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать. Для того чтобы успешно жить и действовать в современном мире, необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость.
В современной психолого-педагогической литературе (В.И. Андреев, Г.С. Альтшуллер, М.И. Махмутов, Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, Е.И. Машбиц, А.И. Уман, А.В. Хуторской и др.) акцентируется внимание на определении средств повышения продуктивности познавательной деятельности учащихся, организации их совместной творческой деятельности, рассматриваются вопросы организации творческой деятельности учащихся с помощью создания проблемных ситуаций, развития методологической культуры школьников в процессе выполнения творческих заданий.
Таким образом, развитие творческих способностей становится одной из основных задач современного образования.
Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество — это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель. Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам эстетического и нравственного воспитания. Неразрывное единство идейно-мировоззренческого, духовного и художественного воспитания является неотъемлемым условием личности подрастающего человека, разносторонности и гармоничности ее развития. Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.
Актуальность исследования проблемы творческого развития личности в учебно-воспитательной деятельности обусловлена качественными изменениями потребности общества в подготовке творчески мыслящих людей, обладающих нестандартным взглядом на проблемы, владеющих навыками исследовательской работы. Вопрос о путях, возможностях, средствах развития творческих способностей учащихся младших классов до сих пор остается предметом острых дискуссий в психолого-педагогической науке.
В результате теоретических и экспериментальных исследований проблемы творчества и творческих способностей в психологической науке (Д.Б. Богоявленская, 1981, 1983; А.В. Брушлинский, 1996; Л.С. Выготский, 1985; В.Н. Дружинин, 1997, 2000; М.А. Холодная, 1997) была доказана значимость развития творческого потенциала учащихся в ходе обучения.
Современное общество испытывает потребность в креативных личностях, так как они обладают более высоким уровнем адаптации и социализации, в большей мере соответствуют постоянно изменяющемуся и обновляющемуся миру. В связи с этим оправдано внимание, которое педагогическая наука уделяет проблеме развития творческого потенциала ребенка [8].
Цель данной работы – исследовать уровень выраженности творческих способностей младших школьников.
В связи с поставленной целью, были определены следующие задачи:
1. Определить понятие творческой деятельности в научной литературе.
2. Исследовать моделирование как метод творческой деятельности
3. Определить особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте.
Объект исследования – младшие школьники.
Предмет исследования — творческие способности младших школьников.
.Практическая значимость исследования в том что, результаты исследования могут быть полезны педагогам для работы развития творческих способностей у младших школьников.
Структура: Курсовая работа состоит из следующих частей: введение, две главы (теоретическая и практическая), заключение, список литературы и приложения.
Основы развития творческих способностей младших школьников.
Понятие творческой деятельности в научной литературе
Анализ основных психологических новообразований и характера ведущей деятельности этого возрастного периода, современные требования к организации обучения как творческого процесса, который ученик вместе с учителем в определенном смысле строят сами; ориентация в этом возрасте на предмет деятельности и способы его преобразования предполагают возможность накопления творческого опыта не только в процессе познания, но и в таких видах деятельности, как создание и преобразование конкретных объектов, ситуаций, явлений, творческого применения полученных в процессе обучения знаний.
В психолого – педагогической литературе по данной проблеме приведены определения творческих видов деятельности.
Познание – «…образовательная деятельность ученика, понимаемая как процесс творческой деятельности, формирующий их знания. [19. c. 525]
Преобразование – «…творческая деятельность учащихся, являющаяся обобщением опорных знаний, служащих развивающим началом для получения новых учебных и специальных знаний. [21. c. 64]
Создание – «…творческая деятельность, предполагающая конструирование учащимися образовательной продукций в изучаемых областях. [21. с. 76]
Творческое применение знаний – «…деятельность учащихся, предполагающая внесение учеником собственной мысли при применении знаний на практике. [24. с. 113]
Все это позволяет определить понятие «Творческая деятельность младших школьников»: продуктивная форма деятельности учащихся начальной школы, направленное на овладение творческим опытом, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.
По мнению Л.М. Фридмана, познавательная мотивация творчества проявляется в форме поисковой активности, более высокой чувствительности, синтетичности к новизне стимула, ситуации, обнаружения нового в обычном, высокой избирательности по отношению к исследуемому предмету. [25 с.124]
Учёные отмечают динамику самой исследовательской активности творчества ребёнка. К 7-8 годам творчество младшего школьника выражается в форме самостоятельно поставленных вопросов и проблем по отношению к новому, неизвестному, расширяется и исследовательский диапазон учащегося.
Это приводит к тому, что уже в младшем школьном возрасте основным компонентом творческого начала становится проблемность, обеспечивающая постоянную открытость ребенка к новому и обостряющая стремления к поиску несоответствий, противоречий.
Решение предложенных и самостоятельно увиденных проблем у творческого ребёнка часто сопровождается проявлением оригинальности. Это еще один важный компонент творческого начала, выражающий степень непохожести, нестандартности, необычности.
В психолого-педагогической науке отмечалось то, что сейчас, в условиях стремительно нарастающей информации, особое значение приобретает развитие и активизация творческого мышления. Действительно, в любой деятельности становится особо важным не просто усвоить определенную сумму знаний, а выбрать наиболее значимые из них, суметь применить их при решении самых различных вопросов.
Исследования творческого мышления стали расширяться во второй половине ХХ века. Были составлены первые диагностические задания, выявляющие уровень развития творческого мышления. Стали экспериментально изучаться процессы творчества детей и подростков.
Разрабатывались первые учебные программы формирования творческих способностей. В это время были выявлены психологические составляющие творческой деятельности:
-
Гибкость ума; -
Систематичность и последовательность мышления; -
Диалектичность; -
Готовность к риску и ответственности за принятое решение.
Гибкость ума включает – способность к выделению существенных признаков из множества случайных и способность быстро перестраиваться с одной идеи на другую. Люди с гибким умом обычно предлагают много вариантов решений, комбинируя и варьируя отдельные элементы проблемной ситуации.
Систематичность и последовательность – позволяет людям управлять процессом творчества. Без них гибкость может превратиться в «скачку идей», когда решения до конца не продумываются. В этом случае человек, имеющий много идей, не может выбрать среди них. Он не решителен и зависим от окружающих людей. Благодаря систематичности все идеи сводятся в определенную систему и последовательно анализируются. Очень часто при таком анализе, на первый взгляд, абсурдная идея преобразовывается, и открывает путь к решению проблемы. [12, с.64]
Творчески мыслящий человек также нуждается в способности рисковать и не бояться ответственности за свое решение. Это происходит потому, что старые и привычные способы мышления более понятные большинству людей.
Помощь взрослых, и в частности, педагога, по мнению Александра Наумовича Лука, заключается в том, чтобы научить ребёнка творить. Ребёнок в результате такой помощи должен научиться:
-
Удивляться всему, как будто видит всё в первый раз. Нужно удивляться в каждой вещи, всему живому, любому явлению в жизни. Надо почувствовать, что все есть чудо. Не чудесного в мире нет. То есть надо как бы родиться заново, пережить второе рождение – рождение в искусстве, где все - игра чудесных сил; -
Ощущать, слышать - так, как мать, видит, слышит, ощущает своего ребёнка, летчик- свой самолёт, корабль – моряк. Нужно научить видеть с закрытыми глазами (как лицо своей матери). Источник художественного творчества – память; -
Мечтать (фантазия – цемент, скрепляющий самые разные – в их единстве - вещи, соединяя их в одно удивительное целое). [15. с. 57]
Этих трех даров достаточно, чтобы быть поэтом в душе, но не на деле.
Чтобы творить, следует еще научиться:
-
Владеть техникой творчества (искусством слова, приемами ремесла); -
Создавать «законченную вещь», то есть произведение. [15. с. 61]
Поэтому очень важно ежедневно заниматься с ребёнком (рисованием, чтением, музыкой или спортом), учить его не только тому, что надо знать, уметь и делать, но и тому как:
-
Смотреть, чтобы увидеть красоту; -
Слушать, чтобы услышать гармонию в музыке или природе; -
Почувствовать состояние другого и не ранить его своими словами; -
Говорить так, чтобы тебя услышали; -
Быть самим с собой; -
Трудиться творчески; -
Трудиться вдохновенно.
Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос, по словам И.Я. Лернера, состоит лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения. [14. с. 23]
Под творческими способностями учащихся понимают: «… комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов. [4. с. 170]
Придерживаясь позиции ученых, определяющих креативные способности как самостоятельный фактор, развитие которых является обучением творческой деятельности школьников, выделим компоненты творческих способностей младших школьников: