Файл: Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения (воспитания).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 176

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Творческое мышление;

Творческое воображение;

Применение методов организации творческой деятельности.

Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся, Лев Семенович Выготский выяснил, что выявить необходимые умения:

  • Классифицировать объекты, явления, ситуации по различным основаниям;

  • Устанавливать причинно-следственные связи;

  • Видеть взаимосвязи и выявлять новые вязи между системами;

  • Рассматривать систему в развитии;

  • Делать предположения прогнозного характера;

  • Выделять противоположные признаки объекта;

  • Выявлять и формулировать противоречия;

  • Разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;

  • Представлять пространственные объекты;

  • Использовать разные системы ориентации в воображаемом пространстве;

  • Представлять объект на основании выделенных признаков, что предполагает:



  • Преодоление психологической инерции мышления;

  • Оценивание оригинальности решения;

  • Сужения поля поиска решений;

  • Фантастическое преображение объектов, ситуаций, явлений;

  • Мысленное преобразование объектов в соответствии с заданной темой. [3. с. 48]

Названные умения составляют основу способности системного диалектического мышления, продуктивного произвольного пространственного воображения.

Отечественные психологи и педагоги (Л.И. Айдарова, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, З.И. Калмыкова, В.А. Крутецкий, Д.Б. Эльконин и др.) подчеркивают значение учебной деятельности для формирования творческого мышления, познавательной активности, накопления субъективного опыта творческой поисковой деятельности учащегося.

Опыт творческой деятельности, по мнению исследователей В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, В.В. Краевского, И.Я. Лернера, М.Н. Снаткина, Д.Б. Эльконина, является самостоятельным структурным элементом содержания образования.

Громадное большинство изобретений сделано неизвестно кем. Научное понимание этого вопроса заставляет нас, таким образом, смотреть на творчество скорее, как на правило, чем как на исключение. Конечно, высшие выражения творчества доступны только избранным гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все что выходит, за пределы рутины обязано своим происхождением творческому процессу человека.

Моделирование как метод творческой деятельности



Моделирование в научных исследованиях стало применяться еще в глубокой древности и постепенно захватывало все новые области научных знаний: техническое конструирование, строительство и архитектуру, астрономию, физику, химию, биологию, и наконец, общественные науки.

Большие успехи и признание практически во всех отраслях современной науки принес методу моделирования ХХ в. Однако методология моделирования долгое время развивалась независимо отдельными науками. Отсутствовала единая система понятий, единая терминология. Лишь постепенно стала осознаваться роль моделирования как метод универсального метода научного познания.

Главная особенность моделирования в том, что это метод опосредованного познания с помощью объектов-заместителей. Реальный предмет, ребенок замещает другим предметом, его изображением, т.е. моделью. При этом основное назначение моделей – облегчить ребенку познание, открыть доступ к новым свойствам, признакам, качествам вещей. В результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень, приближаются к понятиям.

Именно эта особенность метода моделирования определяет специфические формы использования абстракций, аналогий, гипотез, других категорий и методов познания.

Что же такое модель? Е.В. Чудинова отмечала, что модель «…это упрощенное подобие объекта, которое воспроизводит интересующие нас свойства и характеристики объекта – оригинала или объекта проектирования» [27. с. 8]

В словаре по педагогике модель определяется как «искусственно созданный объект в виде схемы, таблицы, чертежа и т.п., который, будучи аналогичен исследуемому объекту, отображает и воспроизводит в более простом, уменьшенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами исследуемого объекта, и помогает получить информацию об интересующем предмете» [9, с.328].

В словаре русского языка Ушакова термин «модель» трактуется следующим образом: «вспомогательный объект – заменяющий изучаемый объект, представленный в наиболее общем виде» [23, с.473].

Таким образом, главная особенность модели заключается в том, что она содержит в себе существенные черты оригинала и отражает необходимые его признаки.

Моделирование же предполагает совместные действия учителя и учащихся по построению и изучению модели исследуемого природного объекта или явления.

А также моделирование связано с выяснением или с воспроизведением свойств какого-либо реального или создаваемого объекта, процесса или явления с помощью другого объекта, процесса или явления [27, с.8].



Необходимость использования метода моделирования определяется тем, что многие объекты (или проблемы, относящиеся к этим объектам) непосредственно исследовать или вовсе невозможно, или же это исследование требует много времени и средств.

Часто бывает неудобным и невозможным рассмотрение реального объекта, процесса или явления, ведь они бывают иногда многогранны и сложны. Тогда лучшим способом их изучения и становится построение модели, отображающей лишь какую-то грань реальности, потому более простой. И многовековой опыт развития науки доказал на практике плодотворность такого подхода [6, с.38].

Модели играют чрезвычайно важную роль в проектировании и создании различных технических устройств, машин и механизмов, зданий, электрических цепей и т.д. Без предварительного создания чертежей невозможно изготовить даже простую деталь, не говоря уже о сложном механизме.

Особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте


С психологической точки зрения младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития творческих способностей. Дети младшего школьного возраста чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.

В обычной жизни способности выступают, прежде всего, как характеристики конкретного человека. Обращаясь к конкретной личности, особенно в образовательном процессе, мы видим, что способности развиваются, и имеют индивидуально своеобразное выражение.

По содержанию и степени сложности принято выделять:

Элементарные (Основные) способности - совокупность отдельных свойств личности как обобщение психических процессов, свойственных всем людям примерно в равной степени;

Сложные общие способности, такие как способность к труду, обучению, воспитанию, общению, речи и других. Они так же свойственны всем людям, только в различной степени;

Сложные частные (специальные) способности это уже совокупность отдельных свойств личности, которые обеспечивают достижения успеха человеком в какой-либо области деятельности.

По видам деятельности выделяют:

· Репродуктивный (воспроизводящий) обеспечивающий высокое умение усваивать знания, овладевать различными видами деятельности, Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.


· Творческий - обеспечивает создание нового, оригинального. Результатом творческой деятельности является не воспроизведение бывших в прежнем опыте человека впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

Творческие способности - это индивидуальные особенности качеств человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. Вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы.

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук [17; 79], опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:

· Способность видеть проблему там, где её не видят другие.

· Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.

· Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

· Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

· Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

· Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

· Гибкость мышления.

· Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.

· Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

· Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.

· Лёгкость генерирования идей.

· Творческое воображение.

· Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности [18; 143]:

· Способность рисковать.

· Дивергентное мышление.

· Гибкость в мышлении и действиях.

· Скорость мышления.

· Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.

· Богатое воображение.

· Восприятие неоднозначности вещей и явлений.

· Высокие эстетические ценности.


· Развитая интуиция.

Все указанные выше качества характеризуют творческого человека.

Противоположными качествами является шаблонность, стереотипность, инертность, поверхностность мышления. Они важны в повседневной жизни, так как они позволяют быстро решать стандартные задачи. Однако психологическая инерция очень вредит в творчестве и в развитии творческих способностей. Проанализировав эти и другие точки зрения, представленные многими учеными и педагогами по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и творческое мышление как обязательные компоненты творческих способностей. Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:

· Развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами, как богатство продуцируемых образов и направленность.

· Развитие качеств мышления, которые формируют творческое мышление (креативность); такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления.

Мышление младших школьников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо и это качество необходимо поддерживать и развивать.

Один из непременных компонентов творческого мышления - это оригинальность, она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других решений.

Так как один из признаков творчества - это создание новых полезных комбинаций, то воображение, создающее эти комбинации, является основой творческого процесса. Из этого следует, что воображение - это необходимый элемент творческой деятельности, который, по словам Л.С. Выготского [19; 105], обеспечивает следующую деятельность ребенка:

· построение образа, конечного результата его деятельности,

· создание программы поведения в ситуации неопределенности, создание образов, заменяющих деятельность,

· создание образов описываемых объектов.

Воображение - необходимая способность человека и в младшем школьном возрасте способность к воображению нуждается в особой заботе в плане развития, ведь в этом возрасте она развивается особенно интенсивно. В дальнейшем, наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности человека фантазировать обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, науке.