Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Непосредственный порядок рассмотрения в порядке надзора дел по проверке вступивших в законную силу судебных актов на заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации определяется процессуальным законодательством Российской Федерации.
Вопросы не связанные с рассмотрением судебных дел рассматриваются на заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с определенным Регламентом Верховного Суда Российской Федерации.
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации состоит из: председателя, заместителя председателя и десяти членов непосредственно из числа судей Верховного Суда Российской Федерации, избираемых Пленумом Верховного Суда Российской Федерации по представлению Председателя сроком на пять лет5.
В компетенцию Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ, согласно Федеральному закону «О Верховном Суде Российской Федерации» входит следующее:
-
Рассмотрение в качестве суда апелляционной инстанции дела согласно процессуального законодательства Российской Федерации непосредственно подсудные Верховному Суду Российской Федерации, решения по которым непосредственно вынесены судебными коллегиями Верховного Суда Российской Федерации; -
Рассмотрение согласно имеющихся полномочий дел по новым либо по вновь открывшимся обстоятельствам; -
С запросом о непосредственной конституционности закона обращается в Конституционный Суд Российской Федерации по основанию, предусмотренному ч. 4 ст.125 Конституции Российской Федерации; -
Непосредственно осуществляет другие полномочия согласно федеральным конституционным законам, а также федеральными законами6.
Судебные коллегии Верховного Суда Российской Федерации состоят из заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации, которые непосредственно являются председателями судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации и судей указанных коллегий7.
Состав судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации непосредственно определяется сроком на 3 года Председателем Верховного Суда Российской Федерации.
В компетенцию Судебных коллегий Верховного Суда РФ, согласно Федеральному закону «О Верховном Суде Российской Федерации» входит следующее:
-
В качестве суда первой инстанции рассмотрение дел по новым, либо по вновь открывшимся обстоятельствам, непосредственно отнесенных к подсудности Верховного Суда Российской Федерации; -
В рамках предоставленных полномочий рассматривают согласно процессуальному законодательству Российской Федерации дела в апелляционном, а также в кассационном порядке; -
С запросом о непосредственной конституционности закона обращается в Конституционный Суд Российской Федерации по основанию, предусмотренному ч. 4 ст.125 Конституции Российской Федерации; -
Производит обобщение судебной практики; -
Непосредственно осуществляет другие полномочия согласно федеральным конституционным законам, а также федеральными законами.
Дисциплинарная коллегия Верховного Суда Российской Федерации состоит из заместителя, председателя и шести членов коллегии из числа судей Верховного Суда Российской Федерации, избираемых сроком на три года по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации тайным голосованием с использованием бюллетеней и при непосредственном соблюдении конкурсного подхода.
В компетенцию дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации входит рассмотрение следующих дел:
-
Рассмотрение дел по жалобам поданным на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, а также по жалобам поданным на решение квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации непосредственно о досрочном прекращении полномочий судей в связи с совершением ими дисциплинарных проступков; -
Рассмотрения дел по жалобам поданным на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации о наложении дисциплинарных взысканий на судей Российской Федерации; -
Рассмотрение дел по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации о непосредственных результатах квалификационной аттестации судей.
Непосредственная организация работы дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации происходит в соответствии с положением о Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
Председатель Верховного Суда Российской Федерации назначается на должность сроком на 6 лет Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации сроком по непосредственному представлению Президента Российской Федерации и исключительно при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.
Председатель Верховного Суда Российской Федерации осуществляет следующие функции:
-
Организовывает, в рамках своей компетенции, деятельность Верховного Суда Российской Федерации, а также деятельность системы судов общей юрисдикции и деятельность системы арбитражных судов; -
Непосредственно организует работу, направленную на изучение, а также на обобщение судебной практики, и на проведение анализа судебной статистики; -
Созывает Пленум Верховного Суда Российской Федерации, а также непосредственно председательствует в заседаниях Пленума Верховного Суда Российской Федерации; -
Осуществляет представление для утверждение Пленума Верховного Суда Российской Федерации кандидатуру секретаря, а также состав Научно-консультативного совета при Верховном Суде Российской Федерации; -
Планирует работу Пленума Верховного Суда Российской Федерации, а также непосредственно формирует повестку дня заседания Пленума Верховного Суда Российской Федерации; -
Осуществляет созыв Президиум Верховного Суда Российской Федерации, а также председательствует в заседаниях Президиума Верховного Суда Российской Федерации; -
Осуществляет распределение обязанностей как между заместителями Председателя Верховного Суда Российской Федерации так и между судьями Верховного Суда Российской Федерации; -
Непосредственно представляет Президенту Российской Федерации кандидатов для назначения в установленном порядке на должность судьи Верховного Суда Российской Федерации, а также на должность Президиума Верховного Суда Российской Федерации; -
Непосредственно формирует составы судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации, а также осуществляет назначение председателей судебных коллегий; -
Непосредственно представляет Президенту Российской Федерации кандидатов для назначения в установленном порядке на должности судей Российской Федерации; -
Осуществляет внесение представлений в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации о квалификационной аттестации судей Верховного Суда Российской Федерации, а также представлений о приостановлении, либо о прекращении полномочий судей Верховного Суда Российской Федерации и иных судов Российской Федерации, представления о награждении судей государственными наградами Российской Федерации; -
Осуществляет направление обращений в Дисциплинарную коллегию Верховного Суда Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий судей за совершение дисциплинарных проступков порочащих честь и достоинство; -
Осуществляет организацию проверки сведений о поведении судей Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, которое не соответствует непосредственно предъявляемым к ним требованиям Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», а также кодекса судейской этики; -
Осуществляет представление Верховного Суда Российской Федерации в непосредственных взаимоотношениях с другими государственными органами, а также с межправительственными и международными организациями; -
Осуществляет иные полномочия по организации работы Верховного Суда Российской Федерации8.
1.2. Место Верховного суда Российской Федерации в судебной системе
Конституцией Российской Федерации, а также Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» устанавливается судебная система Российской Федерации9.
Совокупность действующих судебных органов на территории Российской Федерации, непосредственно осуществляющих функции судебной власти и объединенных общими задачами, основами построения, а также организации деятельности с учетом административно-территориального устройства Российской Федерации и единства федерального законодательства Российской Федерации и есть Судебная система Российской Федерации.
Обеспечение единства судебной системы Российской Федерации происходит с помощью:
-
Конституционного установления судебной системы Российской Федерации; -
Установления судебной системы Российской Федерации Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации»; -
Неукоснительного соблюдения абсолютно всеми федеральными судами, а также мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства; -
Применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации; -
Непосредственного признания судебных постановлений, вступивших в законную силу обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации; -
Закрепления в законах единства статуса судей; -
Осуществление финансирования федеральных судов Российской Федерации и мировых судей из федерального бюджета Российской Федерации.
Согласно ст. 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» судебную систему Российской Федерации составляют:
-
Федеральные суды Российской Федерации, к которым относят Конституционный Суд Российской Федерации и Верховный Суд Российской Федерации, кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов; -
конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, к которым относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации10.
Стоит отметить, что важное значение характеризующее судебную систему Российской Федерации имеет именно содержание, а также непосредственно последовательность изложения статей 125, 126, 127 Конституции Российской Федерации, которые определяют компетенцию, а также определяют место, занимаемое в судебной системе каждым из высших судебных органов Российской Федерации11.
Стоит отметить, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации судебная система подразделяется на три ветви, которые непосредственно различаются по своей структуре, формам связи с федеративным устройством, а также по административно-территориальному делению Российской Федерации.
Организация судебной власти, а также непосредственное разграничение ее ветвей по предметному признаку компетенции составляющих их судов служит целям наиболее полного и профессионального выполнения определенных Конституцией Российской Федерации задач обеспечения судебной защитой прав и интересов граждан, нерушимости суверенитета Российского государства, единства его судебной власти. Разграничение юрисдикции отдельных ветвей судебной власти в судебной системе, их известная организационная обособленность, различие и специфика форм судопроизводства представляют собой условия обеспечения самостоятельности их функционирования.
-
Порядок формирования Верховного Суда Российской Федерации
2.1. Требования предъявляемые к кандидатам на должность судьи верховного суда Российской Федерации
Согласно ч. 1 ст. 128 Конституции РФ назначение на должность судьи Верховного Суда РФ производится Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по непосредственному представлению Президента Российской Федерации12.
В Верховный Суд РФ назначают непосредственно Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей, а также судей Верховного Суда РФ13.
Согласно Федеральному закону «О статусе Судей в Российской Федерации» срок полномочий судей не имеет ограничений.
Согласно ст. 4 вышеуказанного закона судьями Верховного Суда РФ могут быть граждане Российской Федерации достигшие возраста 35 лет, а также имеющие высшее юридическое образование и юридический стаж работы, не меньше 10 лет. Судьи Верховного Суда РФ обязаны отвечать высоким нравственным и моральным требованиям.
В случаях назначения на должность судьи Верховного Суда Российской Федерации впервые, судья приносит присягу в торжественной обстановке на собрании судей Верховного Суда Российской Федерации перед Государственным флагом.
Исходя из занимаемой должности, а также в зависимости от стажа судейской работы, а также в соответствии с иными обстоятельствами, непосредственно предусмотренными законодательством Российской Федерации, судьям присваиваются квалификационные классы. В основном судьи Верховного Суда РФ состоят во втором квалификационном классе, первом квалификационном классе, либо высшем квалификационном классе.
2.2. Порядок назначения судей Верховного суда Российской Федерации
Повышение эффективности правосудия связано с решением ряда задач, среди которых важнейшее место занимают вопросы подготовки и отбора кадров для судебной системы.
Существующие на сегодняшний день критерии для отбора судей, свидетельствуют, что в данном направлении судебная реформа продвинулась недостаточно далеко. Законодательство содержит лишь формальные критерии, необходимые для занятия должности судьи, мало внимания уделяется и формированию кадрового состава помощников судей.
Закон о статусе судей не конкретизирует, какую ступень высшего профессионального образования должен иметь кандидат на должность судьи.
Высшей квалификационной коллегией судей было дано разъяснение, в котором сказано, что степень «бакалавр юриспруденции» является недостаточной для назначения на должность судьи, поскольку срок освоения основных образовательных программ для получения квалификации (степени) бакалавра составляет не менее чем четыре года. Квалификация «бакалавр юриспруденции» дает гражданину право при поступлении на работу на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование, однако не для назначения на должность судьи, для которой требуется квалификация «дипломированный специалист».
Судьи судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом РФ по представлению соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ. Судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, с учетом мнения председателей этих судов.
Отбор и назначение судьи не должны вызывать сомнений в его приверженности только интересам правосудия, но не политическим, корпоративным и иным интересам, и исключать какие бы то ни было формы дискриминации. Единый порядок назначения (избрания) судей и общие для всех квалификационные требования к возможности осуществления судебной деятельности.