Файл: Лабораторная работа Изучение конструкции, регулировка и оценка нагрузочной способности червячного редуктора.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лабораторная работа
Изучение конструкции, регулировка и оценка нагрузочной способности червячного редуктора
1. Расчет основных параметров редуктора
Параметры червячного зацепления можно определить через замеры отдельных элементов червяка и колеса обычным штангенциркулем. Измерение каждого элемента нужно производить несколько раз и взять среднеарифметическое значение. Полученные значения занести в таблицу отчета по лабораторной работе (таблица А1 приложения А).
Определение параметров зацепления можно производить в следующей последовательности:
) Подсчитать межосевое расстояние
(1)
редуктор подшипник червячный зацепление
Размеры
Б=187мм
М=111ммвБ =35ммвМ =25мм.
=74
Полученное межосевое расстояние аw сравнить со стандартным значением (ГОСТ 2144-76). В таблице 1 приведены некоторые из стандартных значений (мм). Здесь же указаны некоторые стандартные значения осевых модулей m (мм) и коэффициентов диаметра червяка q (ГОСТ 2144-76 и ГОСТ 19672-74).
Таблица 1 - Значения стандартных параметров червячной передачи
m | 1-ый ряд | 2; 2,5; 3,15; 4; 5; 6,3; 8; 10; 12,5; 16; 20 |
| 2-ой ряд | 3; 3,5; 6; 7; 12; 14 |
q | 1-ый ряд | 6,3; 8; 10; 12,5; 16; 20 |
| 2-ой ряд | 7,1; 9; 11,2; 14; 18 |
аw | 1-ый ряд | 40; 50; 63; 80; 100; 125; 160; 200; 250; 315; 400; 500 |
| 2-ой ряд | 71; 90; 112; 140; 180; 224; 280; 355; 450; 560 |
Примечание. При выборе параметров 1-ый ряд следует предпочитать 2-му.
Из таблицы 1 принимаем аw =80
) Измерить осевой шаг Рх и диаметр вершин da
1 червяка, а также средний диаметр вершин колеса da2 (рисунок 3).
) Определить осевой модуль m и коэффициент диаметра червяка q, и округлить их до ближайших стандартных значений (таблица 1).
= =2,866 (2)
Из таблицы 1 принимаем m=3
(3)
Где d1 - делительный диаметр червяка,
(4)
- коэффициент высоты головки ( =1, реже 0,8).
d1=42-6=36
q= =12
) Подсчитать число заходов червяка z1 (число винтовых линий). Наиболее просто и наглядно это можно сделать с торца червяка. Затем подсчитать число зубьев колеса z2.
Определить передаточное число и сравнить его со стандартным:
= =40 (5)
Таблица 2 - Значения стандартных передаточных чисел
1-й ряд | 10 | 12,5 | 16 | 20 | 25 | 31,5 | 40 | 50 |
2-й ряд | 11,2 | 14 | 18 | 22,4 | 28 | 35,5 | 45 | 56 |
) Определить коэффициент смещения инструмента
(6)
х=( )-0,5(12*40)=0,666
При вычислении коэффициента смещения инструмента необходимо учитывать, что его значение должно находиться в интервале:
≤ х ≤ +1.
) Замерить все прочие размеры. Результаты замеров и расчетов внести в таблицу Б1 (приложение Б).
) Проверить правильность полученных значений параметров червячной передачи по формуле:
da2-2·m= m·(z2+2x) .
128-2*3=3*(40+2*0,666)
. Сборка редуктора
В настоящей работе производится лишь узловая сборка, поскольку детали (подшипники, червячное колесо) с валов не выпрессовывались.
Сборку редуктора следует осуществлять без смазки деталей (в отличие от производственных условий). Зубья колеса протереть для удаления следов краски от предыдущей сборки. Сборку производить одновременно с регулировкой осевого зазора (люфта) подшипников и проверкой правильности зацепления в следующей последовательности:
) Вставить боковую крышку подшипников тихоходного вала червячного колеса и завернуть два винта по диагонали до упора крышки в корпус.
) Установить червячное колесо с валом и вторую крышку. Прижать крышку рукой и закрепить её двумя винтами по диагонали. Вал должен вращаться с небольшим усилием от руки. Если винты затянуть сильнее, то подшипники заклинят и провернуть вал рукой будет невозможно. Определить зазор d между фланцем крышки и корпусом редуктора.
) Из набора подобрать регулировочные прокладки под крышку подшипника так, чтобы в сумме они составляли толщину:
Рисунок 1 - Регулировка зацепления по пятну контакта
) Разделить прокладки на две приблизительно равные части d1 и d2, поставить их под боковые крышки (рисунок 12). Затянуть все винты. При этом вал колеса не должен иметь осевого зазора в подшипниках и в то же время должен свободно проворачиваться рукой. В противном случае следует уменьшить (при наличии зазора) или увеличить d1 и d2 на одну прокладку. Отметим, что для используемых в редукторе роликоподшипников осевой зазор должен быть 0,04…0,11 мм.
) Установить вал-червяк. Установка вала-червяка осуществляется в той же последовательности, что и для вала колеса.
) На боковую поверхность витков червяка нанести тонкий слой краски.
) Поставить на место остальные детали за исключением крышки-отдушины, чтобы наблюдать за поверхностью зубьев червячного колеса.
3. Проверка правильности зацепления
При правильном зацеплении средняя плоскость червячного колеса проходит через центр червяка. При этом пятно контакта, получаемое при поворачивании червяка и наблюдаемое через смотровое окно, должно располагаться симметрично относительно указанной плоскости (рисунок 12а).
Если пятно смещено вправо (рисунок 12б), то необходимо вынуть одну прокладку толщиной d из-под левой крышки и поставить под правую крышку на другой стороне редуктора. Червячное колесо с валом и подшипники переместятся относительно корпуса в сторону установки прокладки. После этого следует вновь проверить пятно контакта.
Если пятно смещено влево (рисунок 12в), то необходимо вынуть одну прокладку толщиной d из-под правой крышки и поставить под левую крышку на другой стороне редуктора. Червячное колесо с валом и подшипники переместятся относительно корпуса в сторону установки прокладки. После этого следует вновь проверить пятно контакта. Операцию повторять до достижения правильного положения контакта.
Регулировка зацепления проще и быстрее проводится на конструкциях червячных редукторов, показанных на рисунках 7-10, с помощью регулировочных винтов. При этом нет необходимости снимать крышки подшипников.
. Оценка нагрузочной способности редуктора
В червячной паре менее прочными элементами являются зубья колеса, у которых возможны следующие виды разрушений и повреждений: усталостное выкрашивание, износ, заедание и поломка. Причём усталостное выкрашивание, износ и заедание зависят от величины контактных напряжений. Поэтому основное значение имеет расчёт по контактным напряжениям с целью предотвращения в проектируемых передачах выкрашивания и заедания, а также снижения износа.
Номинальный крутящий момент на валу колеса из условия ограничения контактных напряжений:
, Н×м (7)
=211,291,Н*м
Где К»1,2 - коэффициент нагрузки /1, 2, 3/;2 - число зубьев червячного колеса;- коэффициент диаметра червяка (таблица 1);
аw - межосевое расстояние, мм;
- допускаемые контактные напряжения, МПа.
Приближенные величины допускаемых напряжений указаны в таблице 3.
Таблица 3 - Допускаемые напряжения для венцов червячных колес
Материалы | , МПа (Н/мм2) при м/с | ||||||||
венца червячного колеса | червяка | 0,25 | 0,5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 6 | 8 |
БрАЖ9-4Л | Сталь с HRC 45 и > | - | 182 | 179 | 173 | 167 | 161 | 150 | 138 |
БрАЖИ 10-4-4Л | -"- | - | 196 | 192 | 187 | 181 | 175 | 164 | 152 |
СЧ15-32 или СЧ18-36 | Сталь 20 или 20Х цементированная | 155 | 128 | 113 | 84,5 | - | - | - | - |
СЧ12-28 или СЧ15-32 | Сталь 45 или Ст. 6 | 141 | 113 | 98 | 71 | - | - | - | - |