Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 906
Скачиваний: 28
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ
И ЭКОНОМИКИ»
Институт гуманитарных и социальных наук________________________________________
Кафедра сервиса и туризма______________________________________________________
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Организация добровольческой (волонтерской) деятельности и взаимодействие с социально-ориентированными некоммерческими организациями»
на тему «Методика работы волонтёров с младшими школьниками»
Выполнил студент: | 1 курс, ЗГСНб-С03-22-1_______________ (курс, группа или номер зачетки) 24.04.2023 Скрипкин Дмитрий Сергеевич (подпись, дата) |
Руководитель: | Аристова Светлана Александровна (подпись, дата) |
Санкт-Петербург
2023
Содержание:
Введение ……………………………………………………………...….3
Особенности волонтерства……………………...………………………4
Основные направления волонтерства……………....………………......7
Волонтерство младшей группы школьников……………………...…...9
Цели волонтерского движения младшей школьной группы…...…….11
Заключение ……………………………………………………..……….13
Список используемой литературы ……………………………………..14
Введение
В настоящее время начинает развиваться такое движение, как волонтерство. На протяжение всей человеческой истории существовали люди, которые реализовывали себя через оказание помощи и поддержки другим людям. Первые упоминания деятельности, которую можно назвать волонтерской, есть еще в истории Византии. Так там были организованы богадельни, дающие приют нищим и беспомощным. То есть, в той или иной форме, волонтеры участвовали в жизни общества всегда.
Французское «volontaire» восходит к общеиндоевропейскому корню, означающему стремление, желание: латинское «voluntas» и славянское «воля» из той же парадигмы. В 17-18 веках, в Европе волонтерами считались люди добровольно идущие на военную службу. Но современное, расширенное понимание этот термин получил только в 20 веке.
В России рост добровольческого движения стал особенно заметен с 2006 го-да, когда к нему возросло внимание государства, общественности и СМИ. Так, в это время, была утверждена «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации»на период до 2016 года, где одним из главных направлений стало вовлечение молодежи в социальную практику посредством развития добровольчества. Также повышению интереса к волонтерсву поспособствовали такие масштабные события как Универсиада в Казани, Олимпийские и Паралимпийские игры в Сочи.
Эти проекты однозначно повысили внимание общественности к культуре волонтерства, выявили сформировавшуюся потребность молодых людей в общественном признании, а также определили новые подходы и стандарты, способствовали формированию инфраструктуры волонтерской деятельности и восприятию добровольческого движения в качестве миссии.
Волонтерская деятельность стала важной частью жизни и для школьников. Многие представители этого движения участвуют в жизни современной школы, что очень важно, ведь они могут стать примером для подражания. Особенно это важно для учеников младших классов, у которых только начинает складываться мировоззрение.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что и сейчас, в 21 веке, многим людям нужна помощь и поддержка. Помимо этого волонтерское движение, что не менее важно, служит примером подражания для школьников, демонстрирую важность таких фундаментальных ценностей как: милосердие, справедливость, гуманность, отзывчивость и других. Добровольческая деятельность выполняет функцию нравственного воспитания, возрождения таких основополагающих ценностей, как гражданственность, милосердие, справедливость, гуманность, отзывчивость и другие важные ценности в молодежной среде.
Особенности волонтёрства
В XVIII-XIX веках добровольцами были люди, добровольно поступившие на военную службу. «Доброволец» в самом широком смысле этого слова означает человека, который принял осознанное, независимое решение и занимается каким-либо делом по своей воле и убеждению. Это чисто произвольно». Российским синонимом термина «доброволец» является слово «доброволец», которое в Большой советской энциклопедии также определяется как «человек, добровольно поступивший на военную службу». Термин «доброволец» происходит от двух слов «добро + воля» и по сути относится к человеку, который творит добро по своему усмотрению. В западном синониме эта моральная направленность концепции отсутствует. Она не отражает характер деятельности, осуществляемой индивидом, а лишь то, каким образом он участвует в ней (самостоятельно, произвольно).
В социологическом словаре: «лицо, добровольно принимающее участие в деятельности, не предусматривающей денежной компенсации». В западной традиции «волонтерство» используется «для описания добровольного труда как деятельности, осуществляемой людьми добровольно и безвозмездно и направленной на достижение общественно значимых целей и решение проблем общества».
Религиозный предмет добровольного неоплачиваемого труда сформировался давно, и на Руси он больше связан с христианством. Религиозные принципы основаны на альтруизме наиболее социально ответственных членов общества. Альтруизм — это способность человека ставить благополучие других людей выше своего собственного. О. Контент рассматривал развитие альтруистического сознания как «индикатор цивилизации в обществе, приверженном позитивным ценностям». В.Г. Лапина отмечает, что альтруизм тесно связан с коллективом. Как этический императив, проблема альтруизма присутствует в христианской доктрине, как нравственная добродетель она сформулирована в известном «категорическом императиве» И. Канта. «Альтруизм всегда был в центре благотворительной деятельности, а политически говоря, альтруизм является необходимым условием существования массовых политических партий и общественных организаций, в которых значительное число рядовых активистов работает безвозмездно». Роль протестантской этики в формировании капиталистического общества была проанализирована М. Вебером. В его работах также учитывалась социальная функция религиозного труда. Религия, особенно протестантизм, рассматривает высокую степень общественной организации жизни как религиозный долг служить Богу, добрые дела как знак выбора. Религиозный долг человека — создать такую общественную организацию жизни, которая бы идеально служила славе Всевышнего. Русская монашеская святость приводит множество примеров неоплачиваемого труда и умышленного занижения заработной платы. Некоторые формы работы, такие как исцеление, не должны были оплачиваться страданиями.
Появление массового нерелигиозного субъекта добровольческого труда относится скорее к XX веку, хотя его появление в XIX веке не так далеко, и в то же время активно формируется концепция социализма-коммунизма. Социализм как доктрина рассматривает общество, основанное на принципах социальной справедливости, свободы и равенства, как идеал. Свободный труд свободных людей был идеалом социалистических утопистов: Святой Симон, С. Фурье рассматривали труд как удовольствие, как развитие человеческих способностей. Коммунистические идеологи К. Маркс, Ф. Энгельс считали, что с развитием производительных социальных сил работа на благо общества станет первой жизненной потребностью людей и будет действительно свободной от принуждения и отчуждения.
В современной западной науке общепринята модель общества, принята и российская наука. Сегодня роль организаций гражданского общества высоко оценивается в развитых странах мира, и тогда отчетливо прослеживается тенденция государства передавать часть своих функций по социальной защите и поддержке населения организациям независимого сектора.
«Экономическое исследование добровольчества характеризуется акцентом на проблемы производственных отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления, и, в частности, исследует компенсирующий характер затрат характер индивидуальных и общественных отношений. Этот подход характеризуется тем, что он воспринимает совокупность, а не отдельного субъекта трудовой деятельности.
Добровольность, самоотверженность и социальная направленность — это три основных компонента добровольного труда, которые делают его особенным. Добровольная работа мало изучена с точки зрения отечественной социологии. Существует три основные традиции изучения волонтерской деятельности. В контексте христианской традиции добровольческая деятельность рассматривается как неотъемлемый аспект религиозной жизни. Добровольческая работа также рассматривается с точки зрения марксистской идеологии как необходимый элемент в построении социалистического, т.е. коммунистического, общества. Другой метод изучения волонтерства — смотреть на него сквозь призму социальной модели общества. В случае применения данного метода волонтерство определяется как основа построения гражданского общества.
Добровольная деятельность различается по форме. «Волонтерство может быть организовано или неорганизовано, как индивидуально, так и в группе, в государственных или частных организациях». Неорганизованное волонтерство — это спонтанная и эпизодическая помощь друзьям или соседям. Это преобладающая форма волонтерства во многих культурах. Организованное волонтерство осуществляется в некоммерческом, государственном и частном секторах и, как правило, носит более систематический и регулярный характер. Чем более обширная задача, тем больше вероятность того, что вы примете организованную форму. Часто волонтерство — это одноразовое мероприятие. Степень участия волонтеров в мероприятиях также может варьироваться. «Хотя в большинстве случаев уровень участия в добровольческой деятельности является постоянным, он может варьироваться от полной приверженности до эпизодического участия в добровольной деятельности.
Основные направления волонтёрства
Работать с социально уязвимыми группами населения. Волонтеры, выбравшие эту работу, посвящают свое свободное время, оказывают помощь и поддержку пожилым людям в домах престарелых, сиротам в детских домах и приютах. Пожилые люди и дети являются наиболее уязвимыми категориями, наиболее нуждающимися в духовной поддержке, милосердии, привязанности и внимании. Сотрудники домов для детей и престарелых, как бы они ни хотели, не имеют физических возможностей для того, чтобы уделять достаточное внимание всем, кто живет в таких учреждениях. Участвуя в проекте, волонтеры помогают пожилым людям достойно встретить свою старость и оказывают им поддержку, потому что пожилые люди, как и дети, нуждаются в постоянном уходе, сочувствии и внимании.
Больничное обслуживание. До сегодняшнего дня в России, как и в некоторых других странах, до сих пор не создана служба по организации жизни ребенка в больнице. Потребность в добровольцах чрезвычайно высока. Однако особенность работы в этой области заключается в том, что многие не сопротивляются и уходят. Поэтому проблема отбора волонтеров, способных работать в больнице для оказания эффективной помощи, является актуальной. Волонтерская работа, даже если она длится всего несколько часов в неделю, помогает реализовать целостный подход к пациенту в стационаре, дает возможность пациентам почувствовать свою жизнь полноценной, а самим себе — нужным и важным человеком, человеком.
Психологическая и образовательная поддержка детей и подростков. Оба ребенка с нормальным и ограниченным развитием нуждаются в помощи. В этих рамках осуществляются следующие мероприятия: Репетиторство, отдых, досуг и т.д. Одной из основных проблем детей с особыми потребностями в психическом и физическом развитии является отсутствие возможностей для их социализации в здоровом обществе. Контакт с волонтерами противодействует социальной изоляции детей с ограниченными возможностями и ведет к большей толерантности общества к ним.
Предотвращение здорового и безопасного образа жизни. Очень важным направлением является работа волонтеров с молодежью, направленная на улучшение молодежной среды и профилактику наркомании и алкоголизма.