Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИЙ
1.3 Особенности влияния эмоций на невербальное общение
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ НЕВЕРБАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА
2.1 Методы исследования эмоционального состояния
2.2 Маскировка эмоций человека с помощью невербального поведения
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»
Факультет электронного обучения
курсовая работа
По дисциплине | |
Психофизиология | |
|
На тему | |
7. Невербальные проявления эмоциональных состояний человека. | |
|
Работу выполнил (а) студент (ка) | |
группы | ОБХ-1411БР |
Направление | Организационная психология |
Профиль | Психология |
Маркина Александра Александровна | |
(Ф.И.О.) | |
Научный руководитель | |
| |
(Ф.И.О.) |
МОСКВА 2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИЙ 5
1.1 Понятие, сущность эмоций 5
1.2 Классификация эмоция 6
1.3 Особенности влияния эмоций на невербальное общение 10
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ НЕВЕРБАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА 13
2.1 Методы исследования эмоционального состояния 13
2.2 Маскировка эмоций человека с помощью невербального поведения 18
2.3 Исследования восприятия и вербализации эмоциональных составляющих невербальных знаков различной природы 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
ВВЕДЕНИЕ
Эмоции, по определению Симонова П. В., представляют собой особый класс психических процессов и состояний, связанных с потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственных субъективных переживаний (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций. В таком понимании эмоции сопровождают практически любые проявления жизненной активности человека, служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение потребностей. Эмоции влияют на эффективность когнитивных процессов, физическое самочувствие и деятельность человека в целом. Поэтому изучение эмоций имеет большое практическое и научное значение.
Игнорирование психологами и физиологами проблемы эмоций в течение длительного периода, по мнению ряда авторов, является основным препятствием на пути целостного понимания человеческой психики и делает принципиально неразрешимой психофизиологическую проблему.
Подобное избегание «неоднозначной» тематики аффективных процессов в когнитивной науке берет свое начало в посткартезианской и посткантианской философии, принципиально противопоставлявшей интеллект и аффект, эмоции и познание. Сегодня ситуация сильно изменяется благодаря появлению новых фактов. В настоящий момент все больше данных говорит в пользу взаимного влияния когнитивных и эмоциональных процессов, появляются новые понятия, такие как, например, «эмоциональный интеллект».
Возрождение интереса ученых к проблемам эмоций отражается не только в росте количества работ, посвященных этой тематике, но и в появлении новых учебных курсов, касающихся «аффективной нейронауки» (термин ввёл Richard J. Davidson).
Но, несмотря на расцвет «аффективной психофизиологии», до сих пор не существует однозначных данных, позволяющих достоверно установить знак и интенсивность возникающего у человека эмоционального переживания.
Целью данной работы является изучение невербальных проявлений эмоциональных состояний человека, для достижения поставленной цели, были выделены следующие задачи:
-
рассмотреть понятие, сущность эмоций; -
изучить классификацию эмоций; -
рассмотреть особенности влияния эмоций на невербальное общение; -
изучить методы исследования эмоционального состояния; -
рассмотреть маскировку эмоций человека с помощью невербального поведения; -
изучить исследование восприятия и вербализации эмоциональных составляющих невербальных знаков различной природы.
Объектом исследования являются эмоции.
Предметом исследования является невербальное проявление отрицательных эмоциональных составляющих человека.
Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области психодиагностики, материалы периодических изданий и сети Интернет.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИЙ
1.1 Понятие, сущность эмоций
Эмоции — это субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта и проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия. Это временное переживание какого-либо чувства.
Овладение языком эмоций требует усвоения общепринятых в данной культуре форм их выражения, а также понимания индивидуальных проявлений эмоций у людей, с которыми человек живет и работает.
Эмоциям долгое время уделялось внимание в философии, психологии, физиологии, поднимались вопросы об их значимости для жизни человека, об их функциях в его коммуникативном поведении (Г.Е. Крейдлин, А.А. Романов, Ю.А. Сорокин и др.). Эмоции многофункциональны. Они связаны с мотивационным аспектом поведения человека и выполняют, например, функции положительного/ отрицательного.
Эмоция оказывается связанной с функцией социальной адаптации отдельного индивида. В его сознании формируются разнополярные зоны эмоций: отрицательные эмоции и в зависимости от различных аспектов оценки, степень презрения будет варьироваться. Наблюдая за собой и состоянием других, учёные выработали некоторый набор характеристик, которые помогают дифференцировать эмоции1.
Общеизвестно, что каждая эмоция переживается индивидуально. Эмоции редко выражаются каким-то единственным способом. Специфичным признаком системности при категоризации эмоций является их бивалентность. Полярность соотношения эмоций по типу оценочного знака получает отражение в лексической системе языка как в сфере номинации эмоций, так и в сфере их выражения.
В.И. Шаховский отмечает, что эмоции образуют основную мотивационную систему человека, взаимодействуют друг с другом - активизируют, усиливают, ослабляют друг друга. Эмоции могут быть измерены количественно. В момент их стимуляции интенсивность может быть измерена специальными приборами непосредственно в речи - лексике, синтаксисе, интонации и эффекту их воздействия на получателя. Эмоция может иметь различную степень интенсивности. Сфера сознания, охваченная эмоцией, может быть количественно выражена тремя измерениями: удовольствие/ неудовольствие, расслабление/ напряжение, покой/ возбуждение.
Отношение собеседника к говорящему можно определить по телодвижениям, например, положению тела, движению рук, ног
Природа невербального выражения эмоций интересовала исследователей с древнейших времен.
Ч. Дарвин отмечал наличие связи между физиологическим устройством организма человека и внешним проявлением эмоций. Современными учеными было установлено, что эмоционально -экспрессивное поведение людей, принадлежащих к разным культурам, совпадает в невербальном проявлении некоторых эмоциональных состояний, таких как гнев, радость, печаль, удивление или страх .
Наблюдая за невербальными проявлениями эмоций, слушающий может оценить эмоциональное состояние говорящего и искренность /неискренность его речевого поведения.
Эмоциональное состояние и эмоциональное отношение могут быть представлены в языке различными средствами - как прямой номинацией, так и непосредственным выражением, также словесным описанием позы, особенности речи и голоса, взгляда, движение и т.п.
1.2 Классификация эмоция
В самом общем смысле эмоции определяют как особый вид психических процессов, которые выражают переживание человеком его отношения к окружающему миру и самому себе. Тем не менее, в психологии до сих пор нет общепризнанного четкого определения эмоций.
Чтобы наиболее точно выделить предмет исследования, необходимо выяснить специфику эмоциональных явлений, а также их место среди других психологических функций, в том числе когнитивных. Е.Д. Хомская (2002) при разведении эмоциональных и когнитивных явлений предлагает опираться на следующие характеристики:
-
Эмоциональные явления инициируют и сопровождают различные поведенческие акты, отражая успешность/неуспешность их осуществления по отношению к той или иной потребности. Их назначение - регуляция и оценка наших действий и ситуаций, а не решение познавательной задачи. -
Эмоциональные явления менее подвержены влиянию социальных факторов, в большей степени связаны с врожденными механизмами. Они в меньшей степени опосредстованны, менее осознанны, более спонтанны, хуже управляемы, чем когнитивные. -
Эмоциональные явления характеризуются не только знаком, но и «модальностью», качеством. Радость, страх, гнев, печаль и другие базовые отрицательные эмоции - качественно разные эмоциональные состояния. Здесь важны также сила, интенсивность, длительность и пр. параметры протекания эмоций. -
Эмоциональные явления тесно связаны с потребностно- мотивационными процессами. С помощью эмоций организм узнает о состоянии мотивационно-потребностной сферы. -
Эмоциональные явления тесно связаны с различными физиологическими процессами и состояниями. -
Эмоциональные явления входят как обязательный компонент в структуру личности в качестве основных («ядерных») образований личности.
Тем не менее, несмотря на явное отличие эмоциональных и когнитивных явлений, они находятся в постоянном взаимовлиянии и дополняют друг друга. Р. Дж. Давидсон предостерегает исследователей эмоций от семи характерных методологических ошибок и заблуждений, сохранившихся в науке со времен картезианского дуализма аффекта и интеллекта
2.
-
В науке долгое время властвовало убеждение, что аффект и интеллект обслуживаются отдельными и независимыми нервными циклами. Теперь мы понимаем, что эмоции состоят из большого количества компонентов и лучше всего объясняются не как единый монолитный процесс, а как набор различных функциональных систем, которые включают в себя распределенную организацию корковых и подкорковых «эмоциональных кругов» (см. главу 3: «Нейроанатомия эмоций»). -
Долгое время предполагалось, что аффект связан с работой подкорковых структур. В противовес интеллекту, который «кортикален», то есть осуществляется благодаря работе серого вещества коры больших полушарий головного мозга. Теперь известно, что одной из важных структур, вовлеченных в эмоциональные системы, является орбитофронтальная кора (см. главу 3: «Нейроанатомия эмоций»). -
Долгое время аффективную сферу исследовали так, будто бы эмоции целиком «расположены» в голове. На самом деле в осуществлении эмоциональных явлений принимает участие весь организм, начиная с центральной и вегетативной нервной системы, заканчивая гуморальными и мышечными эффекторами. -
Психологи долго сохраняли «монополию» на исследование эмоций, а нейрофизиологи считали эмоции слишком сложными для исследования. Таким образом поддерживалось заблуждение, что эмоции можно изучить с чисто психологической стороны. На самом деле, как уже упоминалось, в эмоциональное реагирование включен весь организм. Эмоция - это комплекс изменений на разных уровнях. -
Долгое время считалось, что эмоции похожи по структуре у разных возрастов и видов. Существуют данные, касающиеся возрастных, гендерных, и видовых различий в развитии эмоциональных состояний. Сегодня количество исследований в данной области стремительно увеличивается. -
В рамках дискретной теории эмоций, базовые эмоции связывали с работой определённых локальных структур мозга. современная наука далека от узкого локализационизма, в том числе, и эмоциональных явлений. На самом деле вероятно наличие двух наиболее общих функциональных систем (положительной и отрицательной), представленных на нескольких уровнях центральной нервной системы.
7. Ещё менее полувека назад многие учёные исследовали эмоции, будто бы они являются сознательными состояниями. Но это противоречит самой сути эмоциональных явлений. Так, показано, что человек, хоть и может в некоторой степени контролировать выражение эмоций, но ему гораздо сложнее и без особой подготовки практически невозможно изменить переживаемую эмоцию. В экспериментах Краута (Kraut R.E., 1982) было показано, что введение в ситуацию условия социального контроля снижает корреляцию эмоций с лицевыми реакциями, то есть меняет выражение эмоций, но не их качество среди основных заблуждений психофизиологии эмоций, рассмотренных Р. Дж. Девидсоном, на наш взгляд, не хватает одного, не менее важного, чем все остальные. В течение долгого времени в аффективной психологии пытались исследовать аффективную сферу, как некое гомогенное образование, в то время как эмоциональные явления крайне разнообразны. Поэтому принимаясь за исследование эмоций, необходимо чётко осознавать, какой пласт аффективной сферы и какие именное её проявления станут предметом исследования.