Файл: организация аварийноспасательных работ при ликвидации последствий террористического акта и управление силами и средствами в ходе их ведения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 197

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Основные факторы, оказывающие влияние на организацию аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий террористического акта и управление в ходе их ведения

1.1 Сущность опасностей для населения и территории, возникающих в результате террористического акта

1.2 Сущность и содержание аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий террористического акта

1.3 Группировка сил и средств, создаваемая при ведении аварийно-спасательных работ в рассматриваемых условиях

2. Основы организации аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий террористического акта

2.1 Сущность и содержание организации аварийно-спасательных работ

2.2 Методы работы органов управления на этапе организации

2.3 Особенности организации аварийно-спасательных работ, вызванные спецификой условий

2.4 Проблемные вопросы и направления их решения

3.1 Сущность и содержание управления в ходе аварийно-спасательных работ

3.2 Особенности построения и функционирования системы управления на этом этапе

3.3 Проблемные вопросы и направления их решения

Заключение


При ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, образовавшихся в результате военных действий, дополнительно проводятся:

  • обнаружение, обезвреживание и уничтожение не взорвавшихся боеприпасов в обычном снаряжении;

  • ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений.

  • Одновременно могут проводиться и такие работы, как

  • обеззараживание очагов поражения;

  • сбор материальных ценностей;

  • обеспечение питанием нуждающегося в нем населения;

  • утилизация зараженного продовольствия и другие работы, направленные на предотвращение возникновения эпидемии.

Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСиДНР) в очагах поражения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени является одной из основных задач гражданской обороны.

2.2 Методы работы органов управления на этапе организации


Для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций координирующими органами являются: на территориальном (территория субъекта РФ) уровне – комитета чрезвычайных ситуаций субъекта РФ; на местном уровне (территория города, района в городе) – комитета чрезвычайных ситуаций местного самоуправления.

С момента поступления сообщения о возникновении чрезвычайной ситуации (признаков ее возникновения) оперативно-дежурные службы органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций всех уровней становятся рабочими органами комитета чрезвычайных ситуаций. Органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций формируют оперативную группу. Комитет чрезвычайных ситуаций и оперативная группа (в особых случаях орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций в полном составе) поддерживают тесную связь с отделами внутренних дел и пожарной охраны, с гидрометеостанциями, а также с территориальными НФГО, НГО объектов полиграфии и гарнизона. Все это позволяет оперативно получать сведения о внезапно возникающих задачах и быстро принимать необходимые решения.

Для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ могут применяться все имеющиеся в народном хозяйстве типы и марки строительных и дорожных машин и механизмов, техники коммунального хозяйства района (города).

2.3 Особенности организации аварийно-спасательных работ, вызванные спецификой условий


Последовательность, приемы и способы выполнения АСиДНР зависят от характера разрушений зданий и сооружений, аварий коммунальных, энергетических и технологических сетей, степени радиоактивного и химического заражения территории объекта полиграфии, пожаров и других условий, влияющих на действия формирований.


В первую очередь проводятся работы по устройству проездов и проходов к разрушенным защитным сооружениям, поврежденным и разрушенным зданиям, где могут находиться люди, а также в местах аварий, препятствующих или затрудняющих проведение спасательных работ.2

Проезды устраиваются шириной 3–3,5 м для одностороннего и 6–6,5 м для двустороннего движения. При этом при одностороннем движении через каждые 150–200 м делаются разъезды протяженностью 15–20 м.

Спасением людей, оказавшихся в разрушенных и заваленных убежищах, из-под завалов, поврежденных и горящих зданий, занимаются, как правило, воинские части и формирования гражданской обороны. Но к этой работе привлекается также и все трудоспособное население.

Поиск и спасение людей начинают сразу после ввода спасательных групп на участок (объект) работ по данными разведки. Личный состав формирований разыскивает убежища и укрытия, устанавливает связь с укрывающимися в защитных сооружениях, используя сохранившиеся средства связи, воздухозаборные отверстия, а также путем перестукивания через двери, стены, трубы водоснабжения и отопления. В первую очередь в убежище подается воздух, для чего расчищают воздухозаборные оголовки, а при необходимости проделывают отверстие в стене или перекрытии ЗСГО для подачи воздуха компрессорной станцией.3

При вскрытии убежища используются различные способы в зависимости от его конструкции и характера завала: разборка завала над основным входом с последующим открыванием двери или вырезкой в ней отверстия; откапывание оголовка или люка аварийного выхода; устройство проемов в стенах убежища из подземной галереи; пробивка проема в стене убежища из соседнего примыкающего к нему помещения; разборка завала над перекрытием убежища с последующей пробивкой в нем проема для вывода людей и др.

Наряду с этим при поиске людей в очаге поражения обследуют различные подвальные помещения (не приспособленные для укрытия), дорожные сооружения (трубы, кюветы), наружные оконные и лестничные проемы, около стенные пространства нижних этажей зданий. Разыскивать людей рекомендуется путем оклика.

При разборке завала надо действовать осторожно, в первую очередь стараясь освободить голову и грудь пострадавшего.

Вынос пораженных людей через устроенный проход может осуществляться различными способами: на руках, плащах, брезенте, пленке, одеяле, волоком, с помощью носилок и др. Людям оказывают первую медицинскую помощь и сосредоточивают в безопасных районах.



Независимо от различий медико-санитарных последствий террористических актов, при любом из них прежде всего будут задействованы силы местного уровня здравоохранения (медицины катастроф) и лишь при их недостаточности или невозможности выполнения в полном объеме медико-санитарных мероприятий будут привлекаться силы территориального или регионального уровня. К числу мобильных формирований службы медицины катастроф, привлекаемых для ликвидации медико-санитарных последствий террористических актов, помимо линейных бригад скорой медицинской помощи, оказывающих первую медицинскую помощь пораженным, относятся бригады специализированной медицинской помощи, санитарно-токсикологические и токсико-терапевтические бригады.

В случае совершения террористического акта с применением ОХВ (ОВ) задачами первоочередной важности будут являться незамедлительное и эффективное проведение экстренных мер по защите населения:

  • использование средств коллективной защиты;

  • использование средств индивидуальной защиты;

  • своевременная эвакуация из зон возможного загрязнения

  • своевременный розыск, сбор, вывоз пораженных и оказание им первой медицинской помощи;

  • постоянное информирование населения об обстановке и разъяснение правил поведения

Другие неотложные работы, связанные с локализацией и устранением аварий и повреждений, которые затрудняют проведение спасательных работ и могут вызвать новые аварии и поражения людей, проводятся, как правило, звеньями формирований по водопроводным, канализационным, электрическим, газовым, тепловым и канализационным сетям.

2.4 Проблемные вопросы и направления их решения


Эффективность организации аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий террористического акта будет зависеть от степени взаимодействия, существующей между участвующими средствами. Учитывая, что террористические акты сопровождаются нередко с тяжелыми последствиями, мероприятия по их предупреждению и ликвидации должны достаточно полно и тщательно отражены в планах действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разрабатываемых в соответствующих органах.

Организация, последовательность, приемы и способы выполнения аварийно-спасательных работ зависят от характера разрушения зданий и сооружений, уровней радиоактивного загрязнения, наличия очагов пожаров и опасности их распространения на другие здания и сооружения, наличия и характера аварий на коммунально-энергетических сетях и технологических системах и других условий, влияющих на организацию и ведение спасательных работ.


Аварийно-Спасательные работы в очаге поражения выполняются, как правило, по следующей схеме:

  • радиационная разведка и устройство проездов и проходов для спасателей и специалистов противопожарной службы к месту террористической акции, поврежденным и разрушенным зданиям и сооружениям;

  • локализация и тушение пожаров;

  • локализация последствий террористической акции на коммунально-энергетических и технологических системах;

  • розыск пострадавших в завалах, спасение людей из заваленных, поврежденных и горящих зданий и сооружений;

  • оказание пострадавшим первой медицинской помощи и эвакуация их в пункты оказания первой помощи и в лечебные учреждения.

Для ликвидации последствий крупномасштабных террористических акций могут быть привлечены подразделения войск гражданской обороны, инженерных и радиационной, химической и биологической защиты Минобороны России (части ликвидации последствий аварий).

Специфика процесса организации ликвидации последствий террористических актов зависит, прежде всего, от вида и масштабов возникающих чрезвычайных ситуаций. Наиболее характерными особенностями террористических актов, сопровождающихся взрывами и несанкционированными техническими процессами на радиационно химически-опасных объектах, гидротехнических сооружениях, в зданиях и т.д., являются разрушения, массовые пожары, радиоактивное загрязнение, химическое заражение, затопление, эпидемии и эпифитотии.

3. Основы управления аварийно-спасательными работами при ликвидации последствий террористического акта



3.1 Сущность и содержание управления в ходе аварийно-спасательных работ



Для организации эффективного управления проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ с учетом их характера и объема, рационального использования имеющихся сил и средств на территории объекта определяются места работ, учитывая особенности территории объекта, характер планировки и застройки, расположение защитных сооружений и технологических коммуникаций, а также транспортных магистралей. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы имеют различное содержание, но проводятся, как правило, одновременно.

Особенности ликвидации последствий террористических актов зависят от вида и масштабов возникающих чрезвычайных ситуаций. Наиболее характерными особенностями террористических актов, сопровождающихся взрывами и несанкционированными техническими процессами на радиационно-химически опасных объектах, гидротехнических сооружениях, в зданиях и т.д., являются разрушения, массовые пожары, радиоактивное загрязнение, химическое заражение, затопление, эпидемии и эпифитотии. Свои особенности имеют также террористические акты, совершаемые на транспорте.


Все эти и другие особенности террористических актов определяют задачи органов управления РСЧС по противодействию терроризму, по защите населения при террористических актах и ликвидации их последствий.

Основными задачами органов управления РСЧС по противодействию терроризму являются:

  • уточнение перечня объектов и систем жизнеобеспечения, наиболее вероятных для проведения на них террористических актов;

  • разработка на объектах экономики мероприятий по предотвращению несанкционированного проникновения посторонних лиц, в том числе на опасных производственных объектах, и прогнозирование возможных чрезвычайных ситуаций на них в случае террористических актов;

  • внедрение системы страхования ответственности за причинение вреда гражданам, в том числе и от аварий в результате террористических актов;

  • осуществление лицензирования деятельности опасных производств, декларирование безопасности и готовности к локализации и ликвидации аварий, в том числе в результате террористических актов;

  • подготовка специальных разведывательных групп для обнаружения и идентификации опасных веществ, при возможных террористических актах;

  • определение перечня и подготовка специальных мероприятий для обнаружения и обезвреживания средств совершения технологических террористических актов.

Защита населения при различных террористических актах является задачей для всех органов управления РСЧС в современных условиях. Выполнение этой задачи достигается:

  • разработкой и осуществлением мероприятий в области противодействия терроризму, политическому, национальному и религиозному экстремизму;

  • разработкой системы мер по антитеррористической защите населения в городах и сельской местности;

  • осуществлением контроля за выполнением органами исполнительной власти и местного самоуправления действующего законодательства по вопросам борьбы с терроризмом;

  • организацией безопасности функционирования потенциально опасных объектов, систем жизнеобеспечения городов и других населенных пунктов;

  • оказанием помощи органам местного самоуправления, внутренних дел, ФСБ, управления ГОЧС в предупреждении террористических актов, поддержании общественного порядка при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций, обусловленных террористическими актами, ликвидации последствий терактов с минимальными потерями, организации жизнеобеспечения в районах временного отселения населения;

  • подготовкой специалистов для обезвреживания или уничтожения взрывных устройств.