Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 1056
Скачиваний: 43
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Техника психологического консультирования
1.1 Встреча клиента в психологической консультации
1.2 Снятие психологического напряжения у клиента
1.3 Техника, применяемая при интерпретации исповеди клиента
1.4 Действия консультанта при формулировании советов и рекомендаций
1.5 Завершающий этап консультирования
Глава 2. Основные методы психологического консультирования.
2.1 Интервью как основной метод психологического консультирования
2.2 Индивидуальное консультирование
| ||||
| ||||
КУРСОВАЯ РАБОТА | ||||
По дисциплине «Психоконсультирование» На тему: «Техники психологического консультирования» | ||||
Группа Пм19П111 | ||||
Студент | | А.А.Морозова | ||
| | | ||
Преподаватель | | Т.Я.Решетова |
МОСКВА 2023 г.
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Техника психологического консультирования 4
1.1 Встреча клиента в психологической консультации 4
1.2 Снятие психологического напряжения у клиента 7
1.3 Техника, применяемая при интерпретации исповеди клиента 10
1.4 Действия консультанта при формулировании советов и рекомендаций 11
1.5 Завершающий этап консультирования 14
Глава 2. Основные методы психологического консультирования. 15
2.1 Интервью как основной метод психологического консультирования 15
2.2 Индивидуальное консультирование 17
2.3 Групповое консультирование 21
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Введение
Тема имеет актуальное значение, так как психологическое консультирование - особая область практической психологии, связанная с оказанием непосредственной психологической помощи людям, которые нуждаются в ней, в виде советов и рекомендаций, которые даются психологом клиенту на основе беседы и предварительного изучения проблемы, с которой столкнулся клиент.
Психологическое консультирование - это сложившаяся практика оказания действенной психологической помощи людям, основанная на том, что каждый физически и психически здоровый человек в состоянии справиться почти со всеми возникающими в его жизни психологическими проблемами. Клиент, однако, далеко не всегда определенно и точно знает заранее, в чем состоит суть его проблемы и как ее лучше всего решать, опираясь на собственные силы и возможности. В этом ему и должен оказать помощь профессионально подготовленный психолог-консультант
Психологическое консультирование отличается от других видов оказания практической психологической помощи следующими основными особенностями:
-
оно предполагает относительно кратковременный период и эпизодический характер личных контактов психолога-консультанта с клиентом -
психолог-консультант в основном только дает советы клиенту, а их практическая реализация становится делом самого клиента, активную роль он сохраняет за собой -
психодиагностика в начале работы с клиентом сводится к минимуму и в основном опирается на результаты непосредственного наблюдения консультанта за поведением клиента -
за конечный результат работы психолог-консультант не несет прямой персональной ответственности
Консультант отвечает за правильность своих выводов о сути проблемы клиента и за потенциальную эффективность предлагаемых клиенту практических рекомендаций.
Цель работы - рассмотреть методы и техники психологического консультирования.
Задачи:
-
описать технику психологического консультирования; -
раскрыть основные методы психологического консультирования.
Глава 1. Техника психологического консультирования
Техника психологического консультирования - это специальные приемы, которые психолог-консультант, действуя в рамках тех или иных процедур консультирования, использует для выполнения этих процедур на каждом из этапов психологического консультирования. Эта техника может быть универсальной, успешно применяемой на каждом этапе психологического консультирования, и специфической, наиболее подходящей для того или иного частного этапа психологического консультирования.
Технику психологического консультирования будем рассматривать поэтапно в связи с различными процедурами консультирования, особо не выделяя приемы консультирования, которые носят универсальный характер.
1.1 Встреча клиента в психологической консультации
Начало беседы с клиентом
Процесс психологической помощи начинается со встречи. Рассматривая процесс встречи более детально, остановимся на характеристиках процедурных и процессуальных моментов встречи в оказании психологической помощи.
При рассмотрении первоначальных моментов контакта установлено, что решающими для начальной ориентировки в партнере в ситуации общения, формирования собственного самоощущения, влияющего на выбор той или иной стратегии поведения с собеседником, являются первые 4 мин контакта. Именно они наиболее трудны для обоих партнеров. За это время у психолога-консультанта чаще всего происходит выработка неосознаваемых, но стратегически дальновидных решений, относящихся к принятию партнера, к оценке его личности и прогнозированию возможных взаимоотношений. Первые минуты встречи необычайно важны как безустановочное пространство для формирования первого впечатления о человеке и, в нашем случае, оценки личностного (психотерапевтического) потенциала клиента.
Из трех фаз любого человеческого общения - начала отношений, их развития, динамики и прекращения - первая фаза безоговорочно является ведущей, особенно в ситуациях оказания психологической помощи.
В проживании первой встречи с клиентом нет буквально ни одной детали, не имеющей значения для успешного осуществления первого контакта: от выражения лица, взгляда, интонации и расстояния до клиента (оптимальное - 1,5 м) до введения клиента в семантику консультативной и психотерапевтической работы. Конечно, вся последующая психологическая работа не может определяться первой встречей, и проживание психологической помощи как переобучения, просвещения или психотерапии проходит несколько этапов, но в консультативной работе, в частности, дело может ограничиться и одной-единственной беседой. Вот почему начальному контакту придается такое большое значение.
Что необходимо и желательно для успешного осуществления первой консультативной беседы?
Информация. Желательно, чтобы еще до первой встречи, клиент сообщил о себе ориентирующие формальные сведения примерно в следующем объеме: имя и фамилия, возраст, профессия и образование, семейный статус, кем направлен, имеет ли опыт общения с психиатром или психологом. Наличие подобной формальной информации освобождает рабочее время психолога и клиента для плодотворной работы.
Психодиагностическое обследование. В некоторых случаях полезной оказывается предварительная личностная диагностика. Это облегчает ориентировку в личностных особенностях клиента и его состоянии. Если обследование проводится еще до консультативной беседы, предпочтительнее, чтобы проводил его не сам психолог-консультант, а его сотрудники или коллеги.
Что нежелательно и противопоказано для успешного проведения первой встречи?
Нежелательно нагружать себя информацией о личности и жизни клиента, которая не исходит лично от него.
Также нежелательно вступать в спор с клиентом, опровергать его утверждения (это не означает, конечно, что психолог обязан быть во всем согласным с клиентом, разделять его заблуждения или явные предрассудки, но активно противодействовать непрофессионально); хвалить клиента или давать ему надежду без видимых оснований; давать ложные обещания; интерпретировать его поведение или давать оценку действиям и поступкам; задавать клиенту дополнительные вопросы о сторонах жизни или проблемах
, к которым он особенно чувствителен; убеждать клиента в необходимости работы только с вами или другим психологом; поддерживать клиента в его нападках на других лиц (родители, дети, супруг, другой психолог-консультант и т.п.).
Кроме того, следует учитывать тенденции в восприятии психологов-консультантов. Из психологических исследований известны, по крайней мере, следующие особенности восприятия клиентами психологов-консультантов: физически привлекательные психологи воспринимаются более положительно, чем непривлекательные; одни и те же психологи воспринимаются по-разному в зависимости от того, с какой проблемой приходит клиент - с личной или социальной (потеря работы, профконсультация); люди больше склонны полагаться на тех профессионалов, чьи социокультурные ценности (религиозные, мировоззренческие) не расходятся с их собственными; люди разнятся в своих оценках степени соответствия психолога принятым в обществе социальным нормам благополучия и статуса (семейное положение, соответствие «лику профессии», степень видимого благополучия и т.д.). Эти и многие другие обстоятельства, не говоря уже о репутации и авторитете, играют свою роль в проведении первой встречи.
Задачами начальной консультативной беседы являются: расположение клиента к себе и снятие напряжения; установление контакта с клиентом; поощрение обсуждения проблематики и определение (при необходимости) временных и других возможностей клиента для совместной работы; предоставление информации; установление доверительных рабочих (сотруднических, партнерских) отношений с клиентом - «рабочий контакт»; поощрение самопонимания, собственной активности и ответственности; формирование реалистичных ожиданий в отношении совместной работы.
Самой сложной задачей для консультанта является то, чтобы продемонстрировать готовность эмоционально откликнуться на психологические нужды клиента, помочь ему начать рассказ о себе и своих проблемах. Если клиент испытывает чувство доверия к психологу-консультанту и не чувствует никаких межличностных разногласий, следует иметь в виду, что могут включаться психологические защиты, особенно если пациента волнуют слишком личные, подчас интимные, проблемы. Если человек обратился за помощью не сам, а был направлен другим специалистом, педагогом, или знакомыми, или родителями, сопротивление может представлять собой значительную трудность для консультанта. Определенно, что ни один человек, в каком бы возрасте он ни был, не