Файл: Рабочая программа учебного предмета Химия (учебный предмет, курс ) 2019 2020 учебный год.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
с. Первомайское Кашарского района Ростовской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Первомайская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа учебного предмета «Химия»
(учебный предмет, курс)
2019 -2020 учебный год
Уровень общего образования: основное общее
(начальное общее, основное общее, среднее общее)
Класс 7
Категория: высшая квалифицированная
Количество часов: 32
Учитель: Землякова Галина Михайловна
Программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по химии (базовый уровень) и авторской программы О.С. Габриеляна (Габриелян О.С. программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений М:
Дрофа,2010 г), программы пропедевтического курса «Химия. Вводный курс» для 7 класса общеобразовательных, авторы О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, 2013
Учебник: Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Ахлебинин А.К. Химия. Вводный курс.7 класс./ М.:Дрофа, 2015.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Химия» в 7 классе являются следующие умения
ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
Метапредметными результатами изучения курса «Химия» является формирование универсальных учебных действий (УУД) Регулятивные УУД
умение самостоятельно определять цели своего обучения
, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно коммуникационных технологий;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметными результатами изучения предмета «Химия» являются следующие умения:
В познавательной сфере: давать определения изученных понятий: «химический элемент», «атом», «ион», «молекула», «простые и сложные вещества», «вещество», «химическая формула», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса», «валентность», «кристаллическая решетка», «оксиды», «кислоты», «качественные реакции», « массовая доля», «адсорбция», «дистилляция», «химическая реакция».
описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты;
описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;
классифицировать изученные объекты и явления; делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей;
структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников; моделировать строение простых молекул;
В ценностно – ориентационной сфере: анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;
В трудовой сфере: проводить химический эксперимент;
В сфере безопасности жизнедеятельности: оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Познавательные УУД:
-
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. -
осуществлять сравнение, классификацию, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. -
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. -
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
-
вычитывать все уровни текстовой информации. -
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. -
средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Коммуникативные УУД:
-
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Требования к уровню подготовки обучающихся 7 класса В результате изучения пропедевтического курса химии ученик должен знать /понимать:
-
химическую символику: знаки некоторых химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций; -
важнейшие химические понятия: химия, химические методы изучения, химический элемент, атом, ион, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, минерал, вещество, классификация веществ, химическая реакция, коррозия, катализаторы, ингибиторы, фильтрование, дистилляция, адсорбция; органическая и неорганическая химия; углеводороды, спирты, карбоновые кислоты, жиры, углеводы, белки, качественные реакции; -
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава вещества, периодический закон; -
важнейшие вещества и материалы: некоторые металлы и сплавы, серная, соляная, азотная и уксусная кислоты, щелочи, аммиак, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, известковая вода, СМС;
уметь:
-
называть отдельные химические элементы, их соединения; соединения неметаллов и металлов, изученные органические соединения и другие вещества по тривиальной или международной номенклатуре; -
определять принадлежность веществ к определенным классам неорганических веществ; • характеризовать элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д. И. Менделеева; общие свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; -
объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, зависимость скорости химической реакции от различных факторов; -
выполнять химический эксперимент по распознаванию некоторых веществ; расчеты по нахождению доли вещества в растворе, элемента в веществе; -
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, интернет-ресурсов);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:
-
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; -
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; -
экологически грамотного поведения в окружающей среде; -
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием; -
приготовления растворов заданной концентрации в быту.
2. Содержание учебного предмета
Глава I. Химия в центре естествознания
Химия как часть естествознания. Предмет химии
Химия — часть естествознания. Взаимоотношения человека и окружающего мира. Предмет химии. Физические тела и вещества. Свойства веществ. Применение веществ на основе их свойств.
Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии
Наблюдение как основной метод познания окружающего мира. Условия проведения наблюдения. Гипотеза. Эксперимент. Вывод. Строение пламени. Лаборатория и оборудование.
Моделирование
Модель, моделирование. Особенности моделирования в географии, физике, биологии. Модели в биологии. Муляжи. Модели в физике. Электрофорная машина. Географические модели. Химические модели: предметные (модели атома, молекул, химических и промышленных производств), знаковые, или символьные (символы элементов, формулы веществ, уравнения реакций).
Химические знаки и формулы
Химический элемент. Химические знаки. Их обозначение, произношение. Химические формулы веществ. Простые и сложные вещества. Индексы и коэффициенты. Качественный и количественный состав вещества. Химия и физика
Универсальный характер положений молекулярно-кинетической теории. Понятия «атом», «молекула», ион». Строение вещества. Кристаллическое состояние вещества. Кристаллические решетки твердых веществ. Диффузия. Броуновское движение. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Агрегатные состояния веществ
Понятие об агрегатном состоянии вещества. Физические и химические явления.
Газообразные, жидкие и твердые вещества. Аморфные вещества.
Химия и география
("троение Земли: ядро, мантия, кора. Литосфера. Минералы и горные породы. Магматические и осадочные (неорганические и органические, в том числе и горючие) породы. Химия и биология
Химический состав живой клетки: неорганические (вода и минеральные соли) и органические (белки, жиры, углеводы, витамины) вещества. Биологическая роль воды в живой клетке. Фотосинтез. Хлорофилл. Биологическое значение жиров, белков, эфирных масел, углеводов и витаминов для жизнедеятельности организмов.
Качественные реакции в химии
Качественные реакции. Распознавание веществ с помощью качественных реакций. Аналитический сигнал. Определяемое вещество и реактив на него.
ДЕМОНСТРАЦИИ
-
Коллекция различных предметов или фотографий предметов из алюминия для иллюстрации идеи «свойства - применение». -
Учебное оборудование, используемое на уроках физики, биологии, географии и химии. -
Электрофорная машина в действии. Географические модели (глобус, карта). Биологические модели (муляжи органов и систем органов растений, животных и человека). Физические и химические модели атомов, молекул веществ и кристаллических решеток. -
Объемные и шаростержневые модели воды, углекислого и сернистого газов, метана. -
Образцы твердых веществ кристаллического строения. Модели кристаллических решеток. -
Вода в трех агрегатных состояниях. Коллекция кристаллических и аморфных веществ и изделий из них. -
Коллекция минералов (лазурит, корунд, халькопирит, флюорит, галит). -
Коллекция горных пород (гранит, различные формы кальцита — мел, мрамор, известняк). -
Коллекция горючих ископаемых (нефть, каменный уголь, сланцы, торф).