Файл: Рабочая программа учебного предмета Химия (учебный предмет, курс ) 2019 2020 учебный год.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ


  • Научное наблюдение и его описание. Изучение строения пламени.

  • Спиртовая экстракция хлорофилла из зеленых листьев растений.

  • «Переливание» углекислого газа в стакан на уравновешенных весах.

  • Качественная реакция на кислород. Качественная реакция на углекислый газ.

ЛАБОРАТОРНЫЕ ОПЫТЫ


  • Распространение запаха одеколона, духов или дезодоранта как процесс диффузии.

  • Наблюдение броуновского движения частичек черной туши под микроскопом.

  • Диффузия перманганата калия в желатине.

  • Обнаружение эфирных масел в апельсиновой корочке.

  • Изучение гранита с помощью увеличительного стекла.

  • Определение содержания воды в растении.

  • Обнаружение масла в семенах подсолнечника и грецкого ореха.

  • Обнаружение крахмала в пшеничной муке.

  • Взаимодействие аскорбиновой кислоты с иодом (определение витамина С в различных соках).

  • Продувание выдыхаемого воздуха через известковую воду • Обнаружение известковой воды среди различных веществ.

ДОМАШНИЕ ОПЫТЫ


  • Изготовление моделей молекул химических веществ из Пластилина.

  • Диффузия сахара в воде.

  • Опыты с пустой закрытой пластиковой бутылкой.

  • Обнаружение крахмала в продуктах питания; яблоках. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2

Наблюдение за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки.

Глава II. Математика в химии (9 часов)

Относительные атомная и молекулярная массы


Относительная атомная масса элемента. Молекулярная масса. Определение относительной атомной массы химических элементов по таблице Д. И. Менделеева. Нахождение относительной молекулярной массы по формуле вещества как суммы относительных атомных масс, составляющих вещество химических элементов.

Массовая доля элемента в сложном веществе


Понятие о массовой доле химического элемента (w) в сложном веществе и ее расчет по формуле вещества. Нахождение формулы вещества по значениям массовых долей образующих его элементов (для двухчасового изучения курса). Чистые вещества и смеси

Чистые вещества. Смеси. Гетерогенные и гомогенные смеси. Газообразные (воздух, природный газ), жидкие (нефть), твердые смеси (горные породы, кулинарные смеси и синтетические моющие средства).
Объемная доля газа в смеси

Определение объемной доли газа (ф) в смеси. Состав атмосферного воздуха и природного газа. Расчет объема доли газа в смеси по его объему, и наоборот.

Массовая доля вещества в растворе Массовая доля вещества (и>) в растворе. Концентрация. Растворитель и растворенное вещество. Расчет массы растворенного вещества по массе раствора и массовой доле растворенного вещества.

Массовая доля примесей


Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая доля примеси (w) в образце исходного вещества. Основное вещество. Расчет массы основного вещества по массе вещества, содержащего определенную массовую долю примесей.

ДЕМОНСТРАЦИИ


  • Коллекция различных видов мрамора и изделий (или иллюстраций изделий) из него.

  • Смесь речного и сахарного песка и их разделение.

  • Коллекция нефти и нефтепродуктов.

  • Коллекция бытовых смесей (кулинарных смесей, CMC, шампуней, напитков и др.).

  • Диаграмма состава атмосферного воздуха. Диаграмма состава природного газа.

  • Коллекция «Минералы и горные породы» (образцы веществ и материалов, содержащих определенную долю примесей).

ДОМАШНИЕ ОПЫТЫ


• Изучение состава некоторых бытовых и фармацевтических препаратов, содержащих определенную долю примесей.

1 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3


Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества. Глава III.Явления, происходящие с веществами

Разделение смесей


Способы разделения смесей и очистка веществ. Некоторые простейшие способы разделения смесей: просеивание, разделение смесей порошков железа и серы, отстаивание, декантация, центрифугирование, разделение с помощью делительной воронки, фильтрование. Фильтрование в лаборатории, быту и па производстве. Понятие о фильтрате. Адсорбция. Понятие об адсорбции и адсорбентах. Активированный уголь как важнейший адсорбент. Устройство противогаза.

Дистилляция, или перегонка


Дистилляция (перегонка) как процесс выделения вещества из жидкой смеси. Дистиллированная вода и области ее применения.

Кристаллизация или выпаривание. Кристаллизация и выпаривание в лаборатории (кристаллизаторы и фарфоровые чашки для выпаривания) и природе.

Перегонка нефти. Нефтепродукты. Фракционная перегонка жидкого воздуха.

Химические реакции. Условия протекания и прекращения химических реакций



Химические реакции как процесс превращения одних веществ в другие. Условия протекания и прекращения химических реакций. Соприкосновение (контакт) веществ, нагревание. Катализатор. Ингибитор. Управление реакциями горения. Признаки химических реакций

Признаки химических реакций: изменение цвета, образование осадка, растворение полученного осадки, выделение газа, появление запаха, выделение или поглощение теплоты.

ДЕМОНСТРАЦИИ


  • Фильтр Шотта. Воронка Бюхнера. Установка для фильтрования под вакуумом.

  • Респираторные маски и марлевые повязки.

  • Противогаз и его устройство.

  • Коллекция «Нефть и нефтепродукты».

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ


  • Разделение смеси порошка серы и железных опилок.

  • Разделение смеси порошка серы и песка.

  • Разделение смеси воды и растительного масла с помощью делительной воронки.

  • Получение дистиллированной воды с помощью лабораторной установки для перегонки жидкостей.

  • Разделение смеси перманганата и дихромата калия способом кристаллизации.

  • Взаимодействие железных опилок и порошка серы при нагревании.

  • Получение углекислого газа взаимодействием мрамора с кислотой и обнаружение его с помощью известковой воды.

«Каталитическое разложение пероксида водорода (катализатор -диоксид марганца (IV)).

  • Обнаружение раствора щелочи с помощью индикатора.

  • Взаимодействие раствора перманганата калия и раствора дихромата калия с раствором сульфита натрия.

  • Взаимодействие раствора перманганата калия с аскорбиновой кислотой.

  • Взаимодействие хлорида железа с желтой кровяной солью и гидроксидом натрия.

  • Взаимодействие гидроксида железа (III) с раствором соляной кислоты.

ЛАБОРАТОРНЫЕ ОПЫТЫ


  • Адсорбция кукурузными палочками паров пахучих веществ.

  • Изучение устройства зажигалки и пламени.

ДОМАШНИЕ ОПЫТЫ


  • Разделение смеси сухого молока и речного песка.

  • Отстаивание взвеси порошка для чистки посуды в воде и ее декантация.

  • Адсорбция активированным углем красящих веществ пепси-колы.

  • Растворение в воде таблетки аспирина УПСА.

» Приготовление известковой воды и опыты с ней.

  • Изучение состава CMC.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4

Выращивание кристаллов соли (домашний эксперимент).

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5


Очистка поваренной соли.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6


Изучение процесса коррозии железа (домашний Эксперимент). Глава IV. Рассказы по химии (4часа) Ученическая конференция

♦ Выдающиеся русские ученые-химики». О жизни и деятельности М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева, А. М. Бутлерова, других отечественных и зарубежных ученых (по выбору учащихся).

Конкурс сообщений учащихся


♦ Мое любимое химическое вещество». Об открытии, получении и значении выбранного химического вещества.

Конкурс ученических проектов (Посвящен изучению химических реакций. )

Практические работы


  1. Практическая работа №1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности. Габриелян О.С. «Химия. Вводный курс. 7 класс»: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010, стр.14.

  2. Практическая работа №2. Наблюдения за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки. Габриелян О.С. «Химия. Вводный курс. 7 класс»: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010, стр.

  3. Практическая работа №3. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворённого вещества. Габриелян О.С. «Химия. Вводный курс. 7 класс»: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010, стр.77.

  4. Практическая работа №4. Выращивание кристаллов соли (домашний эксперимент). Габриелян О.С. «Химия. Вводный курс. 7 класс»: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010, стр.

  5. Практическая работа №5. Очистка поваренной соли. . Габриелян О.С. «Химия. Вводный курс. 7 класс»: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010, стр.96.

  6. Практическая работа №6. Изучение процесса коррозии железа (домашний эксперимент). «Химия. Вводный курс. 7 класс»: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010, стр.

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение химии в 7 классе основной школы выделяется 35 часов ( 1 час в неделю, 35 учебных недель).

Отбор форм организации обучения осуществляется с учётом естественно-научного содержания. Большое внимание уделяется лабораторным и практическим работам, минимум которых определён в каждом разделе программы.

Рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). В соответствии с календарным графиком МБОУ Первомайской СОШ и расписанием уроков на 2019-2020 уч. год на реализацию программы отводится 35 часов. На проведение лабораторных и практических работ отводится 6 часов, контрольных- 3 часа. В связи с праздничными днями и перенесенными выходными днями (Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 875 "О переносе выходных дней в 2020 году") произошло уплотнение учебного материала Недостаток учебного времени компенсирован путём интеграции тем курса. Программа будет пройдена за 32 часа.


3. Календарно-тематическое планирование






уро ка

Тема урока





Дата






план

факт



ГЛАВА I. ХИМИЯ В ЦЕНТРЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ





1

Инструктаж по ТБ.

Химия как часть естествознания. Предмет химии

04.09



2

Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии

11.09



3

Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 1 по теме

«Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности»

18.09



4

Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 2 по теме «Наблюдение за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки».

25.09



5

Моделирование

02.10



6

Химические знаки и формулы

09.10



7

Химия и физика

16.10



8

Агрегатные состояния веществ

06.11



9

Химия и география

13.11



10

Химия и биология

20.11



11

Качественные реакции в химии

27.11



12

Глава II. МАТЕМАТИКА В ХИМИИ

Относительные атомная и молекулярная массы

04.12



13

Массовая доля элемента в сложном веществе

11.12



14

Чистые вещества и смеси

18.12



15

Объемная доля газа в смеси.

Контрольная работа № 1 по теме «Математика в химии»

25.12



16

Инструктаж по ТБ. Массовая доля вещества в растворе

17.01



17

Инструктаж по ТБ.

Практическая работа № 3 по теме «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества»

24.01



18

Массовая доля примесей

31.01



19

Решение задач и упражнений по теме «Математика в химии»

07.02



20

Проверочная работа по теме «Математика в химии»

21.02



21

ГЛАВА III. ЯВЛЕНИЯ, ПРОИСХОДЯЩИЕ С

ВЕЩЕСТВАМИ

Разделение смесей. Способы разделения смесей

28.02



22

Фильтрование

06.03



23

Адсорбция

13.03



24

Дистилляция

20.03



25

Обсуждение результатов практической работы № 4. Выращивание кристаллов соли (домашний опыт)

03.04



26

Инструктаж по ТБ.

Практическая работа № 5 по теме «Очистка поваренной соли»

10.04



27



Химические реакции. Условия протекания и прекращения химических реакций

Признаки химических реакций

17.04



28

Обсуждение результатов практической работы № 6 «Изучение процесса коррозии железа» (домашний опыт)

24.04



29

Обобщение и актуализация знаний по теме «Явления, про исходящие с веществами». Подготовка к контрольной работе.

08.05



30

Контрольная работа № 2 по теме «Явления, происходящие с веществами»

15.05



31

Итоговая контрольная работа

22.05



32

ГЛАВА IV. РАССКАЗЫ ПО ХИМИИ

Ученическая конференция «Выдающиеся русские ученыехимики». 0 жизни и деятельности

М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева, А. М. Бутлерова

29.05