Файл: Курсовая работа По дисциплине Организация, планирование и управление в энергетике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 160

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




федеральное государственное АВТОНОМНОЕ образовательное учреждение высшего образования

«Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»




Озерский технологический институт

филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего

образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

(ОТИ НИЯУ МИФИ)










Кафедра «Экономики и управления»


Курсовая работа

По дисциплине: «Организация, планирование и управление в энергетике»

Тема: «Мотивация персонала предприятия энергетики»

Зав. кафедрой







С.А. Посохина





Преподаватель




(подпись)

В.Н. Софронов















(подпись)








Выполнил

студент гр.1Э-48Д








А.А. Усенкова













(подпись)






2022

Содержание


Введение 3

1 Теория мотивации персонала предприятия энергетики 5

1.1 Понятие мотивации 5

1.2 Методы стимулирования 10

1.3 Методы материальной мотивации 12

1.4 Методы нематериальной мотивации 13

1.5 Примеры применений мотивации персонала на предприятиях энергетики 15

Список используемых источников и литературы 19


Введение


Основной целью любого предприятия является удовлетворение потребностей потребителей и получение прибыли. Для получения оптимальной прибыли, предприятие должно эффективно функционировать. Следовательно, важную роль в эффективности деятельности предприятия энергетики и качестве работы играет управление персоналом. А мотивация и стимулирование являются одной из функций управления персоналом.

Актуальность данной проблемы в современных условиях обусловлена тем, что основным капиталом любого предприятия, как энергетического, так и в других отраслях, является персонал. Также в настоящее время с появлением новых технологий повышается требования к качеству продукции, а также совершенствуются условия производства. Все это сказывается и на сотрудниках предприятия, путем изменения качества содержания потребностей персонала.

В современных реалиях многое сказывается на эффективности деятельности предприятий. Экономический кризис, многократные санкции, накладываемые на Российскую Федерацию, могут привести к спаду производства, также это затронет и предприятия энергетики.

Всестороннее изучение персонала, мотивов его поведения, потребностей и степени удовлетворенности помогут совершенствованию мотивации персонала энергетики. Построение эффективной системы мотивации сотрудников требует исследования теоретических основ мотивации и применяемых в настоящее время систем стимулирования.

Целями данной курсовой работы является изучение теории мотивации персонала на предприятиях энергетики и разработка предложений по совершенствованию мотивации персонала на ПАО «Фортум».

Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:

1. Изучить теорию мотивации персонала предприятия энергетики;

2. Провести анализ мотивации персонала ПАО «Фортум»;

3. Разработать предложения по совершенствованию мотивации персонала в ПАО «Фортум».

Предметом исследования в данной курсовой работе является мотивация персонала. Объектом исследования является крупная энергетическая компания ПАО «Фортум».



В работе используется следующая литература:

1. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации;

2. Голубев, А. И. Управление мотивацией персонала организации;

3. Горелов, Н. А.  Управление человеческими ресурсами: современный подход;

4. Адашев, А. У. Мотивация персонала как функция менеджмента

5. Александрова Н.А, Воронин Б.А., Набоков В.И., Петрова Л.Н, Фатеева Н.Б Управление персоналом организации и др.

1 Теория мотивации персонала предприятия энергетики

1.1 Понятие мотивации


В управленческой литературе изучают различные подходы к системе мотивации трудовой деятельности персонала.

По Мескону, "мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации".

Можно также сказать, что мотивация – это деятельность, имеющая целью активизировать персонал и побудить его эффективно трудиться для выполнения целей организации.

С точки зрения А.Я. Кибанова, система мотивация трудовой деятельности – это комплекс мероприятий, направленных на побуждение трудовой деятельности и поведения на основе глубокой личной заинтересованности и вовлеченности в ее осуществление [11].

Для выполнения порученной сотруднику работы качественно, он должен быть заинтересован в этом, то есть мотивирован.

При разработке концепций мотивации наибольшее значение имели работы А. Маслоу, Ф. Герцберга и Д. Мак-Клелланда.

Практические выводы из концепции Маслоу [4]:

– потребности высших уровней не могут стать мотивами, пока не будут удовлетворены первичные потребности (первых двух уровней);

– чем выше уровень потребностей, тем для меньшего числа людей они являются мотивами к активной деятельности;

– неудовлетворенные потребности стимулируют работников, а удовлетворенные перестают воздействовать, поэтому их место занимают другие неудовлетворенные потребности;

– удовлетворение какой-нибудь одной потребности не приводит к автоматическому задействованию потребности более высокого уровня.

Данная концепция оказала сильное влияние на развитие современного управления, но практика показала, что в этой теории есть ряд очень уязвимых моментов.

По теории Мак-Клелланда рассматриваются три приобретенные потребности, которые мотивируют человека. К таким потребностям относятся [4]:


– потребность достижения (проявляется в стремлении человека достигать стоящих перед ним целей более эффективно, чем он это делал раньше);

– потребность соучастия (проявляется в виде стремления к дружеским отношениям с окружающими, получения от них поддержки). Для ее удовлетворения необходимы постоянные широкие контакты, обеспеченность информацией и др.;

– потребность во власти (административной, авторитета, таланта и т. п.), состоящая в стремлении контролировать действия людей, ресурсы, оказывать влияние на поведение людей, брать на себя ответственность за их действия.

В развитых странах потребности низших уровней, как правило, удовлетворены, поэтому в настоящее время потребности высшего уровня особенно важны.

Теория Фредерика Герцберга основана на двух факторах, которые гласят, что процессы обретения удовлетворенности и нарастания неудовлетворенности с точки зрения вызывающих их факторов являются двумя различными процессами. Например, при устранении факторов, которые вызывают рост неудовлетворенности, не обязательно будет приводить к увеличению удовлетворенности.

Существуют множество других теорий, элементы которых должны учитываться в системе мотивации и стимулирования труда персонала предприятия энергетики.

Упрощенная модель мотивации персонала через потребности представлена на рисунке 1.



Рисунок 1 - Упрощенная модель мотивации через потребности

Целью мотивации является формирование комплекса условий, побуждающих человека к осуществлению действий, направленных на достижение цели с максимальным эффектом.

Мотивация способствует активности и работоспособности сотрудников. Но на данный момент в России существует много проблем с мотивационной политикой: неудовлетворенность размером заработной платы, проблема взаимоотношений с руководством, климат в коллективе, условия труда на предприятии и другое.

В управлении персоналом мотивацию можно разделить на внутреннюю и внешнюю мотивацию. К внутренней мотивации относится процесс активации мотивов работников предприятия. А к внешней мотивации можно отнести создание стимулов для побуждения к добросовестному и эффективному труду.

Действия по мотивации должны включать экономическое и моральное стимулирование, обогащение самого содержания труда и создание условий для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития.


Осуществляя эту функцию, менеджеры должны постоянно воздействовать на факторы результативной работы сотрудников предприятия энергетики. К ним в первую очередь относятся [4]:

– разнообразие работы по содержанию;

– рост и расширение профессиональной квалификации работающих;

– удобные графики работы;

– удовлетворение от полученных результатов;

– возможности проявления инициативы и осуществления самоконтроля;

– повышение ответственности работающих; – продвижения по службе и т. д.

Электроэнергетическая отрасль играет важную роль в улучшении качества жизни населения и бесперебойной работы предприятий. В Российской Федерации каждый год в эксплуатацию вводятся новые объекты как жилого, так и нежилого комплекса, вследствие чего спрос на электроэнергию постоянно растет. Для устойчивого роста экономики и улучшения качества жизни жителей Российской Федерации перед электроэнергетической отраслью стоит задача обеспечения нормативного уровня надежности электроснабжения. Выполнить эту задачу можно только при слаженной и эффективной работе персонала.

Организация эффективной системы стимулирования персонала предприятия энергетики в настоящее время является одной из наиболее сложных практических проблем менеджмента.

Веснин В.Р. выделяет следующие типичные проблемы в организациях, связанными с низкой мотивацией персонала [6]:

- высокая текучесть кадров;

- высокая конфликтность;

- низкий уровень исполнительской дисциплины;

- некачественный труд (брак);

- нерациональность мотивов поведения исполнителей;

- слабая связь результатов труда исполнителей и поощрения;

- халатное отношение к труду;

- отсутствие условий для самореализации потенциалов сотрудников;

- проблемы "общественного сотрудничества" в деятельности фирмы;

- низкая эффективность воздействия руководителей на подчиненных;

- низкий уровень межличностных коммуникаций;

- сбои в производственном процессе;

- проблемы при создании согласованной команды;

- слабая перспектива карьерного роста, отражающаяся на рабочем тонусе сотрудников;

- противоречия в отношениях между предпринимателем и работником;

- низкая эффективность методов нормативного описания труда;

-  неудовлетворенность работой сотрудников;

- низкий профессиональный уровень персонала;