Файл: Создание условий для обучения детей с особыми образовательными потребностями.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Создание условий для обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Особые условия организации обучения и воспитания детей с ОВЗ


Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в Федеральном законе «ОбобразованиивРоссийскойФедерации»понимаютсяусловияобучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себяиспользованиеспециальных образовательных программ иметодов обученияивоспитания,специальныхучебников,учебныхпособийидидактическихматериалов,специальныхтехническихсредствобученияколлективногоииндивидуальногопользования,предоставлениеуслугассистента(помощника),оказывающегообучающимсянеобходимуютехническуюпомощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,обеспечениедоступавзданияорганизаций,осуществляющихобразовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможноилизатрудненоосвоениеобразовательныхпрограммобучающимисясограниченными возможностямиздоровья.

Значительное разнообразие особых образовательных потребностей детей с ОВЗ определяет и значительную вариативность специальных образовательных условий распределенных по различным ресурсным сферам (материально-техническое обеспечение, включая и архитектурные условия, кадровое, информационное, программно-методическое и т.п.).

Таким образом, можно говорить
о целостной системе специальных образовательных условий: начиная с предельно общих, необходимых для всех категорий детей с ОВЗ, до индивидуальных, определяющих эффективность реализации образовательного процесса и социальной

адаптированности ребенка в соответствии с его особенностями и образовательными возможностями.

И.Д. Маркевич и Л.Ф. Фатихова рассматривают особые образовательные потребности детей с ОВЗ в качестве особых условий организации обучения ивоспитания, а также получения ими специальной психолого-педагогической помощи.

РеализуяобразовательныепотребностидетейсОВЗследуетопиратьсяна:

  • способы коммуникации ребенка с ОВЗ с окружающими;

  • особенности усвоения и использования бытовых навыков, уровень их сформированности относительно возрастной нормы;

  • специфику речевой деятельности, знание и представление об окружающем мире;

  • наиболее типичные особенности индивидуального поведения.

Современные научные представления позволили ученым выделить общиедляразныхкатегорийдетейснарушениямипсихофизическогоразвитияособые образовательные потребности.

В аспекте времени начала специального образования- потребность в совпадении начала целенаправленного обучения с моментом определения нарушения в развитии ребёнка.

Васпектесодержанияобразования- потребность во введении специальных разделов обучения, отсутствующих в содержании образования

нормально развивающегося ребёнка (например, занятия по развитию слухо- зрительного и зрительного восприятия речи у глухих, слабослышащих и позднооглохших детей, и др.).

Васпектеметодовисредствобучения- потребность в построении

«обходных путей», использовании специфических средств обучения, современных коррекционных технологий.

Васпектеорганизацииобучения- потребность в качественной индивидуализации обучения, в разработке и реализации адаптированной образовательной программы для конкретного ребенка с ОВЗ.

Васпектеграницобразовательногопространства- потребность в максимальном расширении образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.

Васпектепродолжительностиобразования- потребность в пролонгированности процесса обучения и выход за рамки школьного возраста (вертикаль образовательной инклюзии: детский сад, школа, техникум, университет).

Васпектеопределениякругаспециалистов, участвующих в образовании, модели их эффективного взаимодействия.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Признание за детьми с ОВЗ особых образовательных потребностей, позволяет им иметь равный доступ к образованию.

Индивидуальную образовательную траекторию можно понимать как процесс последовательного удовлетворения потребностей в образовании и формирования новых.

В зависимости от степени ограничения возможностей и в первую очередь от сохранности
интеллектуальных возможностей, а также от качества и своевременности создания специальных образовательных условий лица с особыми образовательными потребностями могут осваивать разные уровни образования.

Дети с ОВЗ чаще других подвергаются негативному влиянию и саморазрушительному поведению. В условиях борьбы за качество обучения в современной школе, конкуренции за успехи в учебной деятельности со здоровыми школьниками они и их родители способны тратить дополнительное время и усилия ради достижений, ухудшая здоровье ребенка. Поэтому следует опасаться предъявления завышенных требований, ожиданий от ребенка с ОВЗ более высоких результатов, чем те, на которые он способен.

Детям, имеющим ОВЗ, очень важна родительская включенность в процесс образовательной инклюзии, в процесс освоения ими новой социальной роли - роли ученика. Согласованные действия родителей и педагогов в организации процесса подготовки ребенка с ОВЗ к школе предупредят школьную дезадаптацию: бытовые, повседневные ситуации богаты обучающим материалом, позволяющим сформировать, закрепить, обогатить различные составляющие психологической готовности ребенка к школе.

Созданиеспециальныхобразовательныхусловийвобразовательной

организации

Процесс выявления детей, нуждающихся в специальных образовательных условиях, определение этих условий и их создание организуется следующим образом

  1. Детям с ОВЗ необходимо получить в медицинских организациях медицинские заключения с рекомендациями по организации образовательного процесса.

  2. ПМПК проводит комплексное психолого-медико-педагогическое обследование детей в целях своевременного выявления особенностей в


физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей, готовит по результатам обследования детей рекомендации по созданию специальных условий образования, а также подтверждает, уточняет или изменяет ранее данные рекомендации.

  1. Консилиум организации определяет характер, продолжительность и эффективность создания специальных образовательных условий, составляет коллегиальное заключение ПМПк, которое содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка и рекомендации по специальным условиям и адаптированную образовательную программу (если это необходимо), обобщающую рекомендации специалистов. Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.

  2. Педагогические работники совместно составляют программу коррекционной работы, представляют ее для обсуждения и согласования Управляющему Совету школы, а впоследствии реализуют. Любая программа постоянно нуждается в оценке реализации, коррекции и доработке.

  3. Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе.

  4. В системе образования должны быть созданы условия для комплексного взаимодействия общеобразовательных, специальных (коррекционных) и научных учреждений, обеспечивающих возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической поддержки, получения оперативных консультаций по вопросам реализации основной образовательной программы начального общего образования детей с ОВЗ, использования научно обоснованных и достоверных инновационных разработок в области коррекционной педагогики.

  5. Для различных категорий детей с ОВЗ в зависимости от их особенностей каждый из приведенных выше компонентов специальных условий, обеспечивающих реализацию необходимого уровня и качества образования, а также необходимую социализацию этой категории детей, должен будет реализовываться в различной степени выраженности, в различном качестве и объеме. Так, например, материально-техническое обеспечение как один из неотъемлемых компонентов в максимально степени